Авторские права на аудиовизуальные произведения. Е. Аудиовизуальные произведения

Договор на создание аудиовизуального произведения. Е. визуальные произведения

Авторские права на аудиовизуальные произведения. Е. Аудиовизуальные произведения

Подпунктом «а» п. 1 ст. 14-bis Бернской конвенции установлено, что «определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана». При этом в соответствии с п. 3 ст.

14-bis Бернской конвенции из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, которые созданы для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Во многих странах круг лиц увеличен. Как отмечено Р. Ш.

Рахматулиной, во Франции к авторам АУП относятся оператор-постановщик, художник-постановщик, автор диалогов, автор переработки180.

В Российской Федерации круг лиц, которые являются авторами АУП, ограничен минимальным составом, установленным Бернской конвенцией:

К взаимоотношениям между указанными выше авторами применяются нормы о неделимом соавторстве. Отсюда проистекает правило относительно запрета отзыва произведения (ст.1269 ГК РФ), вошедшего в состав АУП.

Законом установлено, что соавторами признаются граждане, которые создали произведение совместным творческим трудом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение181.

Таким образом, АУП, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено в соглашении между ними.

Эта правовая норма является отличной гарантией для субъектов медиабизнеса. Она помогает использовать аудиовизуальный контент даже в случае разногласий с его авторами и/или правообладателями результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав АУП. Особый случай соавторства – осложненное иностранным элементом. К примеру, соавторство с участием иностранных и российских соавторов.

Продюсером с каждым из авторов АУП могут быть заключены договоры авторского заказа с условием об отчуждении исключительных прав (что делается чаще всего), либо с условием о передаче прав по лицензии. Лишь в случае наличия условия об отчуждении исключительных прав со всеми авторами АУП исключительные права на АУП полностью переходят к продюсеру.

Как правило, продюсер всегда стремится получить от авторов АУП максимальный объем прав для того, чтобы иметь свободу действий в отношении конечного продукта (например, снять продолжение фильма).

В некоторых случаях на подготовительном этапе продюсером может быть заключен опционный договор (фактически договор о намерениях) с кем-либо из авторов АУП, либо с заказчиком АУП.

В соответствии с российским законодательством, для которого этот тип договора – новелла, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных этим договором действий.

При этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается182. Особенно важным является то, что данный договор позволяет установить условие о конфиденциальности и о том, что то или иное произведение, предназначенное для производства АУП, не будет передано конкуренту.

Однако при этом такой договор не обязывает продюсера воплощать коммерчески невыгодные проекты и выплачивать стоимость произведений в убыток себе.

Примером может служить договор со сценаристом с условием о том, что автор обязуется никому не передавать свое произведение в течение определенного срока. Такое соглашение будет удобно для производящей компании в случае неопределенности относительно финансового успеха АУП. В случае успешного использования сценария со сценаристом заключается договор о передаче прав на сценарий.

Опционные договоры, в случае заключения их между производящей компанией/продюсером и заказчиком АУП (к примеру, телеканалом), являются своеобразным гарантом для продюсера от возникновения ситуации, при которой телеканал отказывается от заказа, ознакомившись с идеей проекта, сам воспроизводит эту идею без затрат на аутсорсинг. Наличие опционного договора может стать подтверждением в суде того факта, что со стороны телеканала были определённые намерения приобрести права на медиапродукт и для этих целей ему была предоставлена необходимая документация. При такой ситуации суд может расценить производство телеканалом подобного продукта как недобросовестные действия. По крайней мере, так эта схема работает на западных медиарынках, и применяется в основном при продаже прав на телеформаты.

Следует отметить, что, называя договоры с авторами АУП договорами авторского заказа, мы подразумеваем, что такие договоры все же носят смешанный характер. Договор авторского заказа по своей природе уже смешанный. Он имеет элементы договора подряда, а также элементы договора об отчуждении прав, либо лицензионного договора.

Создание в рамках этого же процесса объектов смежных прав еще более осложняет природу такого соглашения. Нередко композиторы являются и исполнителями, а режиссеры-постановщики, например, создают актерскую постановку, которая является исполнением.

Следует отметить, что существует позиция, согласно которой процесс подготовки к созданию объекта смежных прав осуществляется в рамках договора оказания услуг183.

60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиватьсяА которые слуги в лавках торгуют и покупают для домашнего хозяйства все нужное и разные припасы, по вечерам и на покое во всякое воскресенье должен сам хозяин с ними рассчитываться, в приходе и в расходе, в купле и

автора Гиренок Фёдор Иванович

Введение,илиРазговор о трех метафизических нитях, на которых висела Европа и Россия, а вместе с ними и весь мирКогда я говорю, что Европа висит, то не потому, что она висит (хотя она, может быть, и висит), а потому, что я вижу ее подвешенной. Она подвешена к необходимости

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Юридические соглашенияЗаключение брачного контракта – удобная и современная форма юридического оформления взаимоотношений между будущими супругами. Вопрос, этично ли предложить партнеру подобную «сделку» и не испортит ли брачный контракт развивающиеся отношения,

Из книги Гоа. Для тех, кто устал… жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Крыша, стены, что под нимиДля меня вот уже семь лет самой большой загадкой в Гоа является то, как местные почтальоны ухитряются найти нужный им адрес, чтобы доставить корреспонденцию. Дома здесь располагаются без какого-либо видимого порядка. Если углубиться во дворы, в

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

А.Г. Аганбегян – Заработная плата и социальные реформы – туда ли мы с ними идем?«Экономические стратегии», № 05-06-2007, стр. 24–27Очередная беседа академика РАН Абела Гезевича Аганбегяна с главным редактором «ЭС» Александром Агеевым посвящена положению дел со стоимостью

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

АвторыБорис Кагарлицкий – директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО)Ирина Глущенко – доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭЕвгений Добренко – профессор Шеффилдского университета (Великобритания),

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Глава IVПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОРЫОдна из важнейших характеристик читательской публики – ее литературные предпочтения. Ведь отношение к чтению, духовный мир читателя, его вкусы и интересы проявляются прежде всего в том, какие книги каких авторов он

Из книги Мода и искусство автора Коллектив авторов

АвторыДжоанн Б. Айхер (Joanne B. Eicher), почетный профессор и член руководства Университета Миннесоты, специалист по антропологии костюма. Является главным редактором «Энциклопедии мировой моды» издательства Berg, а также серии Berg «Одежда. Тело. Культура». Автор книг «Платье,

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Глава 4. Как защитить свои права и не нарушить чужих в сфере аудиовизуального

Из книги автора

4.3 Таисия Дёмина. Особенности договорных отношений при производстве аудиовизуального контентаТаисия Дёмина – выпускница факультета Права НИУ ВШЭ, выпускница магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» НИУ ВШЭСегодня аудитория потребляет

Из книги автора

Правовая природа аудиовизуального произведениявизуальные произведения (далее – «АУП») – это особый тип контента, направленный как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Он оказывает ощутимое воздействие на сознание зрителя. Из этих основных признаков

Из книги автора

Композитор как автор аудиовизуального произведенияДля каждого из авторов АУП договор авторского заказа приобретает свои особенности. Рассмотрим в качестве примера заказ композитору на создание музыки специально для включения в состав АУП.Композитор, который

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1263 ГК РФ

1.

визуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. визуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

URL документа [скопировать]

Источник: https://bomonka.ru/arenda-zemelnogo-uchastka/dogovor-na-sozdanie-audiovizualnogo-proizvedeniya-e-audiovizualnye/

визуальное произведение как объект авторского права

Авторские права на аудиовизуальные произведения. Е. Аудиовизуальные произведения

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. визуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п.

1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма).

В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст.

1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См.

, например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта.

Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них.

Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам.

Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: