Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Содержание
  1. Собственность на землю субъектов РФ
  2. Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 
  3. Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки
  4. Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю
  5. Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя
  6. А. Федеральная собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований на землю. 24 страница
  7. Понятие
  8. Формы собственности на землю
  9. Государственная собственность на землю
  10. Муниципальная собственность на землю
  11. Федеральная собственность на землю
  12. Понятие федеральной собственности
  13. Законодательство
  14. Основания для возникновения
  15. Земли федеральной собственности
  16. Процедура разграничения федеральной собственности на землю
  17. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  18. При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
  19. Особенности передачи
  20. Гражданский кодекс РФ Часть 1
  21. Статья 210. Бремя содержанияимущества
  22. Статья 211. Риск случайной гибелиимущества
  23. Статья 212. Субъекты правасобственности
  24. Статья 213. Право собственностиграждан и юридических лиц
  25. Статья 214. Право государственнойсобственности
  26. Статья 215. Право муниципальнойсобственности
  27. Статья 216. Вещные права лиц, неявляющихся собственниками
  28. Статья 217. Приватизациягосударственного и муниципального имущества
  29. Право государственной и муниципальной собственности
  30. Субъекты права публичной собственности:
  31. Объекты права публичной собственности

Собственность на землю субъектов РФ

Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю субъектов РФ

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи.

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи. В целом, такие основания повторяют порядок передачи права собственности на земельные участки в государственную собственность.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона.

В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

В Кодексе определены следующие основания для возникновения права на собственность на землю субъектов Российской Федерации:

1. Гражданско-правовые сделки:

  • мена;
  • дарение;
  • купля-продажа.

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона.

Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне. Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя

Согласно законодательству городам федерального значения возможна безвозмездная передача земель в собственность.

В частности, на таком основании данным городам могут быть переданы следующие участки:

  • находящиеся в границах военных городков, кроме случаев, когда эти городки являются закрытыми;
  • находящиеся в границах участков земли, которые используются для обеспечения нормальной деятельности располагающихся в городах Вооруженных сил РФ. Участки предоставляются при условии, что данные подразделения выполняют функции по охране организаций и предприятий, осуществляют возложенные на них функции по охране государства в целом и безопасности отдельных регионов.

В качестве основания для осуществления безвозмездной передачи участков в собственности отдельно взятых субъектов страны является их нахождение в городе федерального значения. Решение о подобной передаче должно приниматься специально уполномоченным на это органом государственной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вооруженных Сил РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-subektov-rf.html

А. Федеральная собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований на землю. 24 страница

Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы.

В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной).

От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.

Понятие

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство.

Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно.

Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан.

Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Право собственности на землю

права собственности на землю определено Гражданским кодексом РФ:

  • собственнику на землю принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом — земельным участком;
  • собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,
  • в том числе отчуждать свой земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником земельного участка, права владения, пользования и распоряжения земельным участком;
  • отдавать земельный участок в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 209 « права собственности» Гражданского кодекса РФ

Владение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над земельным участком.

Пользование земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Распоряжение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность определить судьбу земельного участка путем совершения юридических актов в отношении этого земельного участка.

Формы собственности на землю

Конституция РФ закрепила многообразие форм собственности на землю:

  • государственная форма собственности на землю,
  • муниципальная форма собственности на землю и
  • частная форма собственности на землю.

Государственная собственность на землю

В соответствии с Земельным кодексом РФ государственной собственностью на землю являются:

  • земли, не находящиеся в собственности:граждан,
  • юридических лиц или
  • муниципальных образований,
  • таким образом, не бывает бесхозяйных земельных участков.
  • п. 1 статьи 16 «Государственная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    Государственная собственность на землю разделяется:

    • на федеральную собственность (общегосударственную) на землю и
    • собственность на землю субъектов РФ.

    В федеральной или региональной собственности находятся земельные участки, которые соответственно:

    • признаны таковыми федеральными законами (например, ФЗ «О Федеральной Службе безопасности» устанавливает, что земельные участки, занятые органами ФСБ, являются федеральной собственностью);
    • право собственности РФ или субъекта РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены РФ или субъектом РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Статья 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», Статья 18 «Собственность на землю субъектов Российской Федерации» Земельного кодекса РФ

    Муниципальная собственность на землю

    В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые:

    • признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Статья 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    От имени муниципального образования права собственника на землю осуществляют органы местного самоуправления. Разнообразие форм публичной собственности на землю породило ситуацию, когда неопределенно к какому виду публичной собственности относится тот или иной земельный участок.

    Источник: https://vostok-kvartal.ru/uchastok/sobstvennost-na-zemlyu-v-rossii.html

    Федеральная собственность на землю

    Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

    Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

    Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

    Понятие федеральной собственности

    Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

    Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

    Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

    • В муниципальной собственности;
    • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
    • В собственности граждан – физических лиц.

    Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

    Законодательство

    Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

    • Земельного кодекса (ЗК РФ);
    • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
    • Лесного кодекса;
    • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

    Основания для возникновения

    Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

    • Принятия соответствующих законов;
    • Разграничения государственных земельных владений;
    • Приобретения земель правительством РФ.

    В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

    Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

    Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

    • У частных лиц;
    • У муниципальных образований;
    • У других государств.

    Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

    Земли федеральной собственности

    Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

    • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
    • Земли органов власти и их представительств;
    • Земли казённых и унитарных предприятий;
    • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
    • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
    • Земли лесного и водного фондов;
    • Земли заповедников;
    • Земли обороны;
    • Закрытые города;
    • Земли резерва.

    Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

    Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

    Процедура разграничения федеральной собственности на землю

    Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

    • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
    • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
    • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
    • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

    В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

    Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

    На практике это выглядит следующим образом:

    • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
    • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
    • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
    • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
    • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

    Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

    Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

    Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

    Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

    Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

    • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
    • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
    • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

    Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

    • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
    • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
    • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
    • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
    • Согласование процедуры передачи;
    • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

    При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

    Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

    Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

    В заявлении должны быть указаны сведения:

    • О целях передачи земель;
    • О кадастровом номере участка;
    • О муниципальном образовании.

    В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

    Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

    • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
    • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
    • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

    Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

    Особенности передачи

    Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

    Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

    • Земель органов власти и государственных учреждений;
    • Земель федеральных казённых предприятий;
    • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
    • Особо охраняемых земель и земель лесов;
    • Земель особых экономических зон;
    • Земель, занятых стратегически важными объектами;
    • Переданным субъектам РФ земель;
    • Зарезервированных государством земель.

    Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

    • Из бюджета муниципалитета;
    • Из регионального бюджета.

    Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

    Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

    Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

    Гражданский кодекс РФ Часть 1

    Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

    1. Собственнику принадлежат права владения,пользования и распоряжения своим имуществом.

    2.

    Собственник вправе по своему усмотрениюсовершать в отношении принадлежащего емуимущества любые действия, не противоречащиезакону и иным правовым актам и не нарушающиеправа и охраняемые законом интересы других лиц, втом числе отчуждать свое имущество всобственность другим лицам, передавать им,оставаясь собственником, права владения,пользования и распоряжения имуществом, отдаватьимущество в залог и обременять его другимиспособами, распоряжаться им иным образом.

    3. Владение, пользование и распоряжение землей идругими природными ресурсами в той мере, в какойих оборот допускается законом (статья129), осуществляются их собственником свободно,если это не наносит ущерба окружающей среде и ненарушает прав и законных интересов других лиц.

    4. Собственник может передать свое имущество вдоверительное управление другому лицу(доверительному управляющему). Передачаимущества в доверительное управление не влечетперехода права собственности к доверительномууправляющему, который обязан осуществлятьуправление имуществом в интересах собственникаили указанного им третьего лица.

    Статья 210. Бремя содержанияимущества

    Собственник несет бремя содержанияпринадлежащего ему имущества, если иное непредусмотрено законом или договором.

    Статья 211. Риск случайной гибелиимущества

    Риск случайной гибели или случайногоповреждения имущества несет его собственник,если иное не предусмотрено законом илидоговором.

    Статья 212. Субъекты правасобственности

    1. В Российской Федерации признаются частная,государственная, муниципальная и иные формысобственности.

    2.

    Имущество может находиться всобственности граждан и юридических лиц, а такжеРоссийской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований.

    3. Особенности приобретения ипрекращения права собственности на имущество,владения, пользования и распоряжения им взависимости от того, находится имущество всобственности гражданина или юридического лица,в собственности Российской Федерации, субъектаРоссийской Федерации или муниципальногообразования, могут устанавливаться лишь законом.

    Законом определяются виды имущества, которыемогут находиться только в государственной илимуниципальной собственности.

    4. Права всех собственниковзащищаются равным образом.

    Статья 213. Право собственностиграждан и юридических лиц

    1. В собственности граждан и юридических лицможет находиться любое имущество, за исключениемотдельных видов имущества, которое всоответствии с законом не может принадлежатьгражданам или юридическим лицам.

    2.

    Количество и стоимость имущества,находящегося в собственности граждан июридических лиц, не ограничиваются, заисключением случаев, когда такие ограниченияустановлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящегоКодекса.

    3. Коммерческие и некоммерческие организации,кроме государственных и муниципальныхпредприятий, а также учреждений, являютсясобственниками имущества, переданного им вкачестве вкладов (взносов) их учредителями(участниками, членами), а также имущества,приобретенного этими юридическими лицами поиным основаниям. (в ред. Федерального закона от03.11.2006 N 175-ФЗ)

    4. Общественные и религиозные организации(объединения), благотворительные и иные фондыявляются собственниками приобретенного имиимущества и могут использовать его лишь длядостижения целей, предусмотренных ихучредительными документами.

    Учредители(участники, члены) этих организаций утрачиваютправо на имущество, переданное ими всобственность соответствующей организации.

    Вслучае ликвидации такой организации ееимущество, оставшееся после удовлетворениятребований кредиторов, используется в целях,указанных в ее учредительных документах.

    Статья 214. Право государственнойсобственности

    1. Государственной собственностью в РоссийскойФедерации является имущество, принадлежащее направе собственности Российской Федерации(федеральная собственность), и имущество,принадлежащее на праве собственности субъектамРоссийской Федерации – республикам, краям,областям, городам федерального значения,автономной области, автономным округам(собственность субъекта Российской Федерации).

    2.

    Земля и другие природные ресурсы, ненаходящиеся в собственности граждан,юридических лиц либо муниципальных образований,являются государственной собственностью.

    3. От имени Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации права собственникаосуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    4. Имущество, находящееся в государственнойсобственности, закрепляется за государственнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение в соответствии снастоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иноегосударственное имущество, не закрепленное загосударственными предприятиями и учреждениями,составляют государственную казну РоссийскойФедерации, казну республики в составе РоссийскойФедерации, казну края, области, городафедерального значения, автономной области,автономного округа.

    5. Отнесение государственного имущества кфедеральной собственности и к собственностисубъектов Российской Федерации осуществляется впорядке, установленном законом.

    Статья 215. Право муниципальнойсобственности

    1. Имущество, принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, атакже другим муниципальным образованиям,является муниципальной собственностью.

    2.

    От имени муниципального образования правасобственника осуществляют органы местногосамоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    3. Имущество, находящееся в муниципальнойсобственности, закрепляется за муниципальнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение в соответствии снастоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальноеимущество, не закрепленное за муниципальнымипредприятиями и учреждениями, составляютмуниципальную казну соответствующегогородского, сельского поселения или другогомуниципального образования.

    Статья 216. Вещные права лиц, неявляющихся собственниками

    1. Вещными правами наряду с правомсобственности, в частности, являются:

    право пожизненного наследуемого владенияземельным участком (статья 265);

    право постоянного (бессрочного) пользованияземельным участком (статья 268);

    сервитуты (статьи 274, 277);

    право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативногоуправления имуществом (статья 296).

    2.

    Вещные права на имущество могут принадлежатьлицам, не являющимся собственниками этогоимущества.

    3. Переход права собственности на имущество кдругому лицу не является основанием дляпрекращения иных вещных прав на это имущество.

    4. Вещные права лица, не являющегосясобственником, защищаются от их нарушения любымлицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

    Статья 217. Приватизациягосударственного и муниципального имущества

    Имущество, находящееся в государственной илимуниципальной собственности, может бытьпередано его собственником в собственностьграждан и юридических лиц в порядке,предусмотренном законами о приватизациигосударственного и муниципального имущества.

    При приватизации государственного имуниципального имущества предусмотренныенастоящим Кодексом положения, регулирующиепорядок приобретения и прекращения правасобственности, применяются, если законами оприватизации не предусмотрено иное.

    Источник: https://elementy.ru/library/gk1_209-217.htm

    Право государственной и муниципальной собственности

    Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

    Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

      1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
      2. субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

    Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

      • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
      • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

    Субъекты права публичной собственности:

      1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
      2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
      3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

    Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст.

    215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

    Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

    Объекты права публичной собственности

    В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

      • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
      • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
      • предметы бытового, потребительского характера;
      • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

    Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

    Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

    Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

    Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

    Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

    Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

      1. участки недр,
      2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
      3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
      4. земли особо охраняемых природных территорий.

    Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

    В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

    Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

    В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

    Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

    Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

    Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

    Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

    Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti

    Юрист ответит
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: