Что относится к источникам права. Что является источником права

Содержание
  1. Что является источником уголовного права России
  2. Понятие
  3. Источники
  4. Принципы
  5. Действие во времени и пространстве
  6. Источники российского права
  7. «Типичные» источники права
  8. Общепризнанные принципы и нормы международного права
  9. Конституция РФ
  10. Федеральные конституционные законы
  11. Федеральные законы
  12. Законы субъектов РФ
  13. Подзаконные акты
  14. Иные нормативные правовые акты
  15. «Нетипичные» источники права
  16. Судебный прецедент
  17. Правовой обычай
  18. Источники права – виды, общая характеристика и классификация
  19. Понятие и виды источников права
  20. Нормативный правовой акт
  21. Нормативный договор
  22. Судебный прецедент
  23. Правовой обычай
  24. Религиозные тексты
  25. Правовые доктрины
  26. Общие принципы права
  27. Признаки зафиксированных источников права
  28. Источники права в РФ
  29. Что относится к источникам права?
  30. Нормативные акты
  31. Конституции
  32. Законы и подзаконные правовые акты
  33. Муниципальные правовые акты
  34. Локальные источники норм
  35. Прецеденты
  36. Обычаи
  37. Доктрины
  38. Понятие источника права
  39. Проблема понятия источника права
  40. Понятие источника права. Юридический сайт “Источники права”

Что является источником уголовного права России

Что относится к источникам права. Что является источником права

Источники уголовного права имеют древние корни. В частности, понятие уголовного права отражено в летописи, составленной в Древней Руси. Государство предусматривало наказание для убийц в виде смертной казни. Законодательство указывало на то, что к виновному должна применяться определённая мера ответственности.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (499) 391-80-35Санкт-Петербург: +7 (812) 909-50-35

Понятие

Уголовное право предусматривает различные источники. Данная отрасль имеет карательное значение и обладает набором необходимых для этого средств. Форма наказаний носит показательный характер, что необходимо для понимания гражданами серьёзности ситуации.

Зарубежные авторы зачастую оценивают литературу, написанную российскими учёными.

Данная отрасль права трактуется исходя из таких положений:

  • правовой институт, посредством которого контролируются отношения внутри общества;
  • система знаний, охватывающая собой изучение событий, обладающих процессуальным характером.

В стране действуют определённые принципы относительно рассматриваемого направления. Если кратко рассматривать предмет уголовного права, то данная ветвь представлена в виде объединения норм юриспруденции. Основной вопрос, который решается с их помощью, – определение преступности и наказуемости совершённого действия.

Международным актом, а также документами, действующими внутри государства, установлены меры карательного значения и условия, при соблюдении которых лицо освобождается от ответственности.

Понятие криминального права в соответствии с современным подходом рассматривается как отношения, имеющие уголовно-правовую направленность. Структура права в этом случае представлена в виде преступного посягательства и наказания за него. Относиться к основным источникам будет акт, отображённый в кодифицированной формулировке. Это говорит о том, что основной источник права – кодекс.

Источники

Источники уголовного права Российской Федерации имеют некую классификацию.

В частности, предусматриваются следующие разновидности:

  1. В формальном смысле уголовное законодательство представлено в качестве основы данной отрасли правовых отношений.
  2. Если рассматривать источники в материальном смысле, то они выражены в форме Конституции. Кроме того, перечень дополняется нормами, разработанными в международном праве, решениями, принятыми судебными органами (в частности КС РФ), договорами, заключёнными с иностранными государствами.

Криминальные положения закреплены не только в кодексе, но и прописаны в Основном законе страны, актах, принятых на уровне Федерации. Примером выступает закон, разработанный федеральными органами и вступивший в силу в 1996 году под № 64. Кроме того, стоит обратить внимание на документы, разработанные Государственной думой относительно положений об амнистии.

Источники действующего права РФ в формальном понимании рассматриваются как общий принцип международного права. В эту же группу включаются решения, вынесенные судьями Конституционного суда и прочими судебными органами. Имеет значение, что перечисленные акты действуют в пределах, указанных Уголовным кодексом.

Использовать требуется правила и запреты, закреплённые в законодательстве. Рассматриваемый подход указывает на то, что в этой области имеется разнообразие источников, которые обладают гетерогенным характером. Ещё в дореволюционный период установлено, что их отличиями выступают степень интенсивности относительно использования, а также значимость.

Принципы

Правоведение предусматривает, что каждая отрасль имеет присущие ей принципы. Они понимаются как основные идеи, которые закрепляются посредством правовых норм. С их помощью происходит определение структуры криминалистического закона. Говоря о том, что является источником нашего уголовного права, стоит уделить внимание этим принципам. Основываются они на конституционных положениях.

Дополнительным преимуществом выступает то, что они направлены на рациональное исполнение задач, обладающих уголовно-правовым значением. Ещё советский кодекс закреплял основные принципы в рассматриваемой отрасли.

В их число включаются:

  • законность – преступление и прочие понятия, касающиеся уголовного права должны определяться в строгом соответствии с УК РФ, данный признак указывает на невозможность использования законодательной базы по аналогии (предполагается, что преступник и действия, которые им совершены, определяются в законах);
  • равенство перед законодателем – квалификация содеянного, равно как и регулирование иных вопросов, осуществляется независимо от того, какая национальность, пол и прочие признаки присущи виновному;
  • виновность – то, что человек является преступником, должно подкрепляться определённым перечнем доказательств, то есть его вина доказывается в полной мере;
  • справедливость – исправительные меры должны носить характер справедливости, при назначении наказания учитывается то, каков уровень опасности совершённого действия и его форма, принимаются во внимание обстоятельства произошедшего;
  • гуманизм – методы, используемые в уголовном праве, должны иметь гуманное значение, человек и его правомочия выступают в качестве главной ценности в стране;
  • наказание носит неотвратимый характер – работа правоприменительного аппарата должна основываться, помимо прочего, и на данном принципе, то есть предполагают, что реакция карательного органа должна быть объективной и справедливой по отношению к нарушителю.

Сравнение принципов, действующих в настоящее время и существовавших в прошлом, говорит о том, что их ряд пополнялся с принятием новой Конституции и УК РФ. Однако стоит отметить, что период действия того или иного принципа не связывается напрямую с принятием нового закона, зависит он от содержания акта.

Действие во времени и пространстве

Схема использования уголовно-правовых норм предусматривает, что использовать должны закон, который действовал во время совершения противоправного поступка. Данное положение было закреплено законодательно в ХХ веке – во время принятия нового УК.

Несмотря на то что многие авторы указывают на иные подходы, Конституция строго закрепила рассматриваемое положение. Первым и самым важным моментом является необходимость опубликования актов, принятых законодателем.

В противном случае акт не может применяться.

Тест относительно судебной практики указал на то, что органы в данной системе не наделяются правомочиями по вынесению решений, основанных на неопубликованных актах. В качестве действующего закона признаётся документ, который вступил должным образом в силу и не был её лишён.

Порядок такой процедуры закрепляется в законе, принятом на федеральном уровне в 1994 году под № 5.

Указанный акт определил, что на территории страны используются документы, опубликование которых прошло официальную стадию. Считается, что закон принимается в день, когда он утверждён законодательным органом.

В нашей стране это Государственная дума. Учитывается то, что принят он в окончательной редакции. Если же акт носит конституционный характер – во внимание принимают день одобрения документа в Федеральном собрании.

Порядок прописан в законодательстве.

Стоит учесть некоторые правила относительно правовых актов государства, в частности:

  1. Опубликование происходит в течение недели с момента подписания главой государства. Когда документ принимается ФС – публикация производится в десятидневный срок. При отражении положений международных соглашений освещение осуществляется в одно время с публикацией закона, отражающего ратификацию такого акта.
  2. Принятый документ наделяется силой одновременно на всей территории государства. Для этого должно пройти десять дней с момента опубликования. Если в самом акте предусматривается иной порядок – применяться будут положения закона.

Другой подход используется во время принятия решения относительно вопроса о вступлении в силу актов, предусматривающих внесение корректив в действующий УК. Указывается на то, что подобные акты обладают небольшим объёмом, в связи с чем вступление прописывается прямо в акте.

Если говорить об утрате силы законом, то можно отметить, что происходит это при изменении условий либо обстоятельств, с которыми связывается принятие такого акта.

В литературе можно найти разнообразные мнения о том, как закон действует в отношении лиц, принимающих участие в уголовно-правовых отношениях. Одни авторы указывают на то, что деятельность человека подлежит оценке согласно закону, который действовал во время совершения преступления.

Иная точка зрения представлена тем, что такой период зависит от того, какой акт действовал в стране, когда виновный исполнял объективные признаки деяния.

Если оценивать приведённые позиции, то можно прийти к выводу, что последняя точка зрения более правильна. Это связано с тем, что все действия, совершённые виновными, охватываются волей законодателей. Например, в жизни, когда исполнитель не доводит задуманное до конца – иные участники преступления отвечают в пределах приготовления либо покушения.

Стоит обратить внимание на то, что и в данной ситуации, как и у всех правил, есть исключение. Оно говорит о том, что закон имеет обратную силу.

Если вновь принятый акт содержит в себе положения, в которых преступность совершённых действий устраняется, наказание смягчается либо положение виновного иным образом улучшается – применяться он может в отношении лиц, совершивших посягательство до момента вступления акта в силу. Даже когда лицо уже отбывает наказание, к нему также применяются положения нового закона.

В ситуации, когда вновь принятый акт ухудшает положение виновного, он не наделяется обратной силой. Данные положения основаны на принципе справедливости и гуманности.

УК, содержащий в себе смягчение ответственности, подлежит применению в сокращённых пределах. Подразумевается, что снижается наказание до верхнего предела, закреплённого санкцией нормы.

Условием выступает то, что виновному назначено наказание строже, чем закреплено пределом санкции.

Сложности в правоприменительной практике связываются с использованием актов, носящих промежуточный характер. В литературе высказана точка зрения, согласно которой такой акт не должен применяться, однако на практике ситуация обстоит иным образом.

Когда речь идёт о действии закона в пространственных границах, то требуется определить территорию, на которой распространяется данный акт.

В этом случае уголовное законодательство использует четыре принципа для решения рассматриваемого вопроса.

Указывается, что лицо, которое совершило посягательство в пределах страны, отвечает по нормам закона, действующего в РФ. Не имеет значения тот факт, что человек не является гражданином.

Основной закон указывает на то, что в территорию включаются внутренние водные пространства, регионы, воздух над страной, территориальные моря. Стоит обратить внимание на обладание Россией правами суверена, то есть её влияние распространяется на континентальный шельф и исключительную зону в экономическом направлении. Пределы пространственного значения страны закрепляются с помощи границ.

При рассмотрении вопроса о действии закона относительно шельфов и исключительных зон стоит учесть, что УК распространяется на действия, направленные только против интересов государства.

Кроме рассмотренной территории, в состав РФ входят и корабли, суда, которые принадлежат стране. В этом случае не имеет значения, располагается корабль в пространстве России или за её пределами.

При совершении противоправного деяния в таком месте оценка даётся по УК.

Стоит учесть, что в положениях международных договоров могут закрепляться иные правила. Тогда применяться будут именно такие правила.

По общему правилу, все лица, совершившие посягательства в России, отвечать будут по УК РФ, за исключением тех, кто обладает дипломатическим иммунитетом. В данном направлении применению подлежат положения, закреплённые в международных соглашениях.

Иммунитетом обладает не только сам дипломат, но и члены его семейства. Обладатели иммунитета представлены определённой группой лиц. Внимание уделяется месту, где совершено противоправное действие.

В уголовном законодательстве не закрепляются положения относительно определения такого места. Специалисты указывают на то, что руководствоваться следует положениями о временных границах. Это говорит о том, что учитывается место, где совершено посягательство.

Учёту не подлежит территория, на которой реализованы последствия от неё.

Принцип, закрепляющий гражданство, начинает действовать в ситуации, когда лица, имеющие гражданскую принадлежность к РФ, совершили деяния за её пределами. Учитывает то, что деяние понимается как преступное в стране совершения, а также что виновный не подвергался суду. В противном случае лицо осуждается дважды за одно и то же.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/istochniki-ugolovnogo-prava

Источники российского права

Что относится к источникам права. Что является источником права

Понятие «источника права»

Определение «источника права» зачастую сравнивают с таким понятием как «форма права». 

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности. 

«Типичные» источники права

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные. 

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести: 

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации; 
  • подзаконные акты; 
  • другие нормативные правовые акты. 

В общей системе источников российского права, они являются основной частью. К «нетипичным» источникам права можно отнести правовой обычай и судебный прецедент. 

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров. 

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира.

Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства.

Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Порядок исполнения, заключения и прекращения международных договоров Российской Федерацией закреплен в Федеральном законе № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). 

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров. 

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по  вопросам, которые отнесены к его компетенции. 

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом. 

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие.

Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Авакьян С.А. отмечал, «Конституция является основой текущего законодательства, оно развивает ее положения, поэтому и акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни противоречить им, ни сводить на «нет» ее положения». 

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства. 

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства.

Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ. 

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст.

65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас.

Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов. 

Опиши задание

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются для того, чтобы урегулировать более узкие группы общественных отношений. Особенностью их является более локальное правовое регулирование.

Это говорит о том, что в самом законе уже содержатся конкретные отношения, которые подлежат регулированию его нормами, названа цель подобного регулирования, а также субъекты, на которых распространяются его действия. К примеру, Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.

2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепил порядок и основания возникновения реализации права граждан РФ на трудовую пенсию. Данным законом также был установлен перечень лиц, имеющих право претендовать на выплату таких пенсий.

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса. 

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ также можно отнести к источникам права, которые принимаются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся своего совместного или исключительного ведения (с российским государством), перечень которых закреплен в Конституции Российской Федерации.

Как правило, подобные законы издаются в такой сфере, где отмечается недостаток федерального правового регулирования. Таким образом, субъекты РФ, принимая свои законы, создают уникальную собственную нормотворческую практику.

К примеру, в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области «Об экологической экспертизе на территории Волгоградской области», который дополнил комплекс норм, содержащихся в федеральном экологическом законодательстве. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств. 

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст.

15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Нормативные акты органов местного самоуправления также можно отнести к подзаконным актам. В основном, они принимаются по вопросам, которые касаются местного значения, то есть в рамках закрепленных ст.

14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пределах полномочий органов местного самоуправления. Они отражают специфику, которая связана с экономическим, культурным и историческим развитием местности.

К примеру, в городе-курорте Сочи органы местного самоуправления издают нормативные акты, которые направлены на развитие лечебно-оздоровительных местностей и туризма этого населенного пункта.

Также органы местного самоуправления, в северных городах России, большое внимание уделяют вопросам водоотведения, организации водоснабжения и энергоснабжения населения, а также снабжения населения топливом. 

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

«Нетипичные» источники права

К «нетипичным» источникам права относится: 

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент. 

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах. 

К таким актам будут относиться постановления Конституционного суда Российской Федерации. К примеру, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 7-П от 14.04.2008 г.

«По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами множества граждан «абз. 2 ст.

1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, где ограничивалось право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, которое расположено на садовом земельном участке, и который относится к землям населенных пунктов. Следовательно, такое ограничение, которое было предусмотрено федеральным законом, перестало действовать. 

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ.

Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права.

Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы. 

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации. 

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях). 

По большей части, обычаи применяются в отношениях с иностранными лицами или в отношениях, которые осложнены культурными и национальными особенностями народов российского государства. Так, на территории Российской Федерации действуют семейные обычаи (ст.

58 СК РФ закрепляет, что имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем), обычаи морского порта (ст.

3 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/istochniki-rossijskogo-prava/

Источники права – виды, общая характеристика и классификация

Что относится к источникам права. Что является источником права

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы – англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права. 

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской – нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры. 

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления. 

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее ание, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный. 

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств. 

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений. 

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике. 

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента. 

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему. 

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

  • нормативность – предполагает систему эталонных, общих правил поведения;
  • общеобязательность – означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;
  • определенность – нормы должны быть ясными, четкими и понятными;
  • формальность – нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;
  • системность – предполагает наличие определенной иерархии норм;
  • властный характер – нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ. 

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части. 

Затем по юридической силе следуют:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • законы субъектов;
  • локальные акты.

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/istochniki-prava.html

Что относится к источникам права?

Что относится к источникам права. Что является источником права

Коммуникации между людьми — в области семейных, деловых, административных отношений и иных сферах — в большинстве случаев регулируются различными источниками права. Каковы их признаки? Что относится к источникам права?

Их можно классифицировать в рамках следующих основных категорий:

статьи

Рассмотрим их сущность подробнее.

Нормативные акты

Данного типа источники, называемые также «нормативно-правовыми актами», — это писаные законы и правила. В российской юридической традиции сложилось несколько их разновидностей:

  • Конституции и Уставы;
  • законы;
  • подзаконные правовые акты;
  • муниципальные правовые акты;
  • локальные источники норм.

Рассмотрим их специфику.

Конституции

Главный нормативный акт РФ — Конституция Российской Федерации. Ее положениям не должны противоречить никакие другие источники права.

Есть также региональные Конституции — они принимаются в национальных республиках. По юридической силе им равны Уставы, утверждаемые в других типах субъектов РФ.

Данные нормативные акты — главенствующие по отношению к иным источникам права, принимаемым на уровне регионов.

Законы и подзаконные правовые акты

Термин «закон» может пониматься в широком и узком смысле. В первом случае он обозначает любой нормативный акт — неважно, какой орган его принял и какова территория его действия. Но есть и более узкие трактовки соответствующего понятия.

Например, в правовой системе РФ к «законам» относятся только те правовые акты, которые прошли соответствующую процедуру принятия и утверждения в ходе взаимодействия представительных и исполнительных органов власти.

В случае если они проходят слушания в Госдуме, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ, то обретают статус федеральных. Их исполнение обязательно на всей территории России.

Если законы принимает региональный парламент, а подписывает — глава субъекта РФ, то данные нормативные акты действуют только в соответствующей республике, крае или области. По отношению к ним, как мы отметили выше, главенствующую роль играют Конституции и Уставы субъектов РФ.

Важно знать, что в России есть особый тип ФЗ — федеральные конституционные законы. Они по юридической силе выше, чем все отмеченные правовые акты, кроме Конституции РФ. Принимаются и утверждаются источники, о которых идет речь, в особом порядке.

Можно отметить, что сейчас в РФ действуют некоторые нормативные акты, вступившие в силу еще при СССР, а также в период до принятия Конституции России в 1993 году (в соответствии с которой отмеченные виды источников права были утверждены).

Нормативные акты, о которых идет речь, называются просто Законами и по юридической силе приравниваются к ФЗ. В числе таковых — правовой акт, регулирующий работу СМИ, с ним можно ознакомиться здесь: consultant.ru/popular/smi.

Также полезно будет отметить, что Кодексы — Трудовой, Гражданский, Семейный и иные — это федеральные законы.

Постановления Правительства, Указы главы государства — это другой вид источников права — подзаконные нормативные акты. Характеризуются они упрощенной процедурой принятия: участия парламента в их обсуждении и утверждении не требуется. Вместе с тем они часто дополняют федеральные законы, поэтому могут фактически рассматриваться как их составная часть.

Муниципальные правовые акты

Каждый субъект РФ делится на районы, города, поселения (называемые муниципалитетами). В них также принимаются и утверждаются источники права — муниципальные правовые акты. В широком смысле и в обыденной речи они могут называться «законами», но в узком значении таковыми их считать юридически некорректно.

Локальные источники норм

Различные предприятия и организации способны издавать локальные источники норм. Их можно считать полноценной частью национальной юридической системы: за их нарушение зачастую предусмотрены санкции даже на уровне федеральных законов. На предприятиях к основным источникам права относятся распоряжения руководства, коллективные соглашения, уставы, различные положения.

Главный признак нормативного акта — это общеобязательный характер. Положения ФЗ, регионального закона, муниципального акта, локального источника норм должны исполнять, соответственно, граждане РФ в целом, жители отдельного субъекта, конкретного города, работники предприятия. Это отличает источники права, о которых идет речь, от ненормативных правовых актов: их сущность мы рассмотрим далее.

Прецеденты

Прецедент — это решение, вынесенное судом. Следует отметить, что в некоторых странах мира, например в США, он способен носить характер нормативно-правового акта. То есть положения прецедента могут быть обязательны для исполнения жителями конкретного города или, к примеру, штата.

В России, так же как и в большинстве стран Европы, действует иная правовая система, по которой судебные прецеденты — это ненормативные акты. Вместе с тем они способны иметь важное практическое значение.

Изучая, какое решение принял суд в конкретном деле, можно получить представление о том, как правильно трактовать какой-либо закон.

Или как желательно себя вести, если в нормативных источниках права нет прямых регулирующих предписаний.

Часто обращения в суд связаны как раз таки с расхождениями в трактовке законов разными субъектами правоотношений — гражданами, организациями, органами власти. Решение, которое может быть вынесено в итоге слушаний, способно стать де-факто нормативным правовым актом — им будут руководствоваться субъекты тех сфер, где осуществляют коммуникации истец и ответчик.

Обычаи

Данного типа источники, часто именуемые «правовыми обычаями», также носят ненормативный характер. Но их фактическая применимость может быть очень широкой. Правовой обычай в российской юридической системе призван замещать нормативные акты в тех сферах, которые прямо ими не регулируются.

Какие следует рассмотреть варианты практического использования подобных источников права в России?

Например, граждане, зарегистрированные как ИП, формально могут не иметь печати — в законодательстве РФ нет подобного требования.

Их контрагенты не вправе настаивать на проставлении соответствующего реквизита предпринимателями. Однако в практике делового документооборота в РФ принято все же по возможности использовать печать.

Это фактически правовой обычай, называемый иногда в данном случае «деловым».

Часто бывает, что при оформлении тех или иных справок, разрешений или лицензий в государственных органах законодательство требует предоставления минимального количества документов.

Но сотрудники конкретного учреждения могут «на всякий случай» попросить у заявителя источники, дополняющие их.

Это либо те документы, которые когда-то были актуальны (например, требовались в прошлых редакциях законодательства), либо те, которые специалист по личному усмотрению хотел бы видеть в комплекте — «чтобы процесс не тормозился в кабинетах». И это тоже пример правового обычая.

Доктрины

Термин «доктрина» — в числе тех, что обладают самым широким смыслом. В правовом аспекте под ними могут пониматься источники, неизменные с течением времени, — например, писания, содержащиеся в религиозных книгах, факты из летописей. Есть новейшие доктрины, есть те, которые фактически появляются в прямом эфире — к примеру, в виде послания главы государства парламенту.

Подобные источники права, несмотря на то что они носят ненормативный характер, зачастую играют едва ли не более важную роль в обществе, чем Конституция или законы. Более того, нормативные акты иногда основываются как раз таки на доктринах.

Рассматриваемый тип источников права в некоторой степени близок к обычаям, но по отношению к ним он носит гораздо большую степень обязательственности.

Что это значит? Никто особо не будет осуждать человека, уклонившегося от исполнения правового обычая, — например, предпринимателя, который принципиально не хочет ставить печать.

Но поступать не так, как говорится в доктрине, в большинстве случаев недопустимо, это строжайший моветон.

Понятие источника права

Что относится к источникам права. Что является источником права

Понятие “источник права” можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С.

Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И.

Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.

Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.

Существует и более узко – специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.

В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характера. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие прецедента отвергается правовой системой на континенте.

Если говорить по существу дела, мы говорим о внешней форме права. Вот несколько особенностей, которые характеризуют форму права.

Форма права призвана: 

  • во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
  • во-вторых, чтобы политическая власть народы была закреплена и обеспечена этой формой права.
  • в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.
  • в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и по-следующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.

Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права.

Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными.

Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права.

Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.

В некоторых правовых системах не совпадают сами понятия источник права и форма права. Например, в странах Африки в качестве формы права выступают устные обычаи, которые были превращены в правовые нормы с разрешения государства.

В мусульманских странах формой права является мусульманская доктрина, ранее изложенная крупнейшими арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах.

Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.

Проблема понятия источника права

Под источником права понимается обусловленный характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм. В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса.

Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось

в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения во-просов касающихся источников права.

Целый ряд авторов для того чтобы достичь четкости в этом вопросу предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют существенный материальный смысл и источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как “источники правовых норм”.

Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.

Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права.

Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.

Следует отметить, что различия между тем подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.

Но, то, что одни авторы относят к формам установления норм права, по мнению других, является самой деятельностью государство по их установлению или, же по-другому судебными и административными прецедентами.

Если взять последний случай, то сама постановка вопроса: прецедент или деятельность позволяет сделать основание для вывода о том что, под источником права может пониматься формально объектирован-ная деятельность или же если говорить другими словами, так называемый правотворческий акт.

https://www.youtube.com/watch?v=C1FYFWw7oa4

В настоящее время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень часто появляется общесоциальное в нашем праве.

Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна.

Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права.

Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.

Понятие источника права. Юридический сайт “Источники права”

Источник: http://www.istochnikiprava.ru/ponyatie_istochnika_prava.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: