Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

Содержание
  1. Гражданское общество: роль гражданского общества
  2. Гражданское общество и правовое государство
  3. Институты гражданского общества. Примеры. Роль гражданского общества
  4. Формы взаимодействия государства и гражданского общества
  5. Что такое гражданское общество и как оно влияет на государство
  6. Какая связь между гражданским обществом и государством?
  7. Что такое правовое государство?
  8. Признаки гражданского общества
  9. Основные функции гражданского общества
  10. Структура гражданского общества
  11. Политические организации
  12. Финансирование институтов гражданского общества
  13. Особенности развития гражданского общества в России
  14. Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?
  15. ОГЭ. Обществознание.Политика. 5.10 Гражданское общество. |
  16. Условия, необходимые для гражданского общества:
  17. Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
  18. Гражданское общество и государство (сравнение).
  19. Функции гражданского общества:
  20. Гражданское общество и правовое государство
  21. Что такое гражданское общество?
  22. Примеры работы гражданского общества
  23. Институты гражданского общества
  24. Правовое государство
  25. ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
  26. История понятия «гражданское общество»
  27. Современные представления о гражданском обществе
  28. Структурные компоненты гражданского общества

Гражданское общество: роль гражданского общества

Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

Что есть понятие гражданского общества? Согласно определению, это общество, где существенно развиты социально-политические, экономические и духовные отношения, направленное на достижение гражданственного идеала.

Такое общество решает многие проблемы и вопросы самостоятельно, не обращаясь к государству.

Граждане заинтересованы в политической и общественной жизни страны, не страдают индифферентизмом и правовым нигилизмом, принимают участие в политике и стремятся действовать на благо социуму.

Идеи об обществе, которое проявляет самостоятельную политическую активность, зародились еще в Античной Греции. Такие мысли высказывал уже Аристотель. Примечательно, как греки относились к участию граждан в жизни страны. Человека, безразличного к проблемам своего полиса, живущего по принципу «моя хата с краю», называли словом «идиот».

Дальнейшее распространение эти идеи получили в эпоху Просвещения. Определение гражданского общества появилось тогда. В это время оформилась связь между понятиями гражданского общества и правового государства.

Просветители видели в гражданском обществе идеал совместной деятельности людей, основанный на принципах морали, нравственности и справедливости. Становление гражданского общества не может произойти без развития отдельной личности.

Основные предпосылки для возникновения такое социума – желание людей трудиться ради благополучия своей родины.

Гражданское общество отличается от других типов общества социально направленной активностью граждан. Оно предусматривает равноправное взаимодействие государственной власти, социума и индивида.

Функции гражданского общества — достижение идеала гражданственности, упразднение несправедливой, насильственной власти, создание цивилизованных условий для развития личности, увеличение роли морально-этических отношений между людьми.

Признаки гражданского общества:

  • Верховенство права. Права должны быть не формально декларированы юридическим документом. Иллюстрирующий пример — в конституции СССР от 1936 г. провозглашены все права, но их нет на практике.
  • Они должны быть предоставлены каждому гражданину государства.
  • Каждый отдельный гражданин самостоятелен. В этом суть такого типа социума.
  • Наличие всех типов собственности: частной, государственной, муниципальной и иных.
  • Свобода СМИ и выражения собственного мнения существуют. Каждый гражданин имеет право озвучить свои мысли касательно текущей ситуации. Это иллюстрирует развитость социума.
  • Свобода выбора места работы, свобода самореализации.
  • Поиск консенсуса между различными социальными группами. Нахождение взаимовыгодного пути развития.
  • Наличие высокоразвитой системы органов местного самоуправления. Когда люди решают важные локальные вопросы на местах, это воспитывает в них гражданственность и способность принимать решения самостоятельно без обращения к вышестоящей власти.
  • Реализованные функции гражданского общества помогают социуму развиваться.

Гражданское общество и правовое государство

Необходимым условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Так принято называть такую форму государственного устройства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы.

Это понятие тесно связанно с теорией общественного договора, которая рассматривает государство следующим образом: в определенный момент времени безвластному обществу стало сложно саморегулироваться, поэтому большинство делегировало властные полномочия меньшинству взамен на справедливое правление и решение основных общественных вопросов. Свое развитие эта теория получила в эпоху Просвещения: Вольтер, Локк, Монтескье – вот лишь некоторые либералы-просветители, обращавшиеся к идее правового государства. Согласно Конституции РФ, Россия также является правовым государством. Какие признаки и особенности присущи подобной системе организации совместной деятельности людей?

  1. Реализация принципа разделения властей. Эта идея была разработана философами-просветителями, и смысл ее заключается в следующем: каждая ветвь власти (исполнительная, судебная и законодательная) отделяются друг от друга, чтобы в одних руках не скопился чрезмерный объем властных полномочий, чтобы каждая ветвь осуществляла контроль над другой.
  2. Политический плюрализм и свобода выражения собственного мнения. Если каждый гражданин общества может высказывать, что он думает по сложившейся в стране ситуации и предлагать свои способы решения, то это поможет развить в каждом человеке чувство ответственности за происходящее. Должна быть свобода политических партий
  3. «Все равны перед законом». Пожалуй, на этом основывается данная концепция. Не может идти и речи об истинном праве, если у одного прав больше, потому что он богаче, привилегированнее, ближе к власти, чем у того, кто всего этого не имеет. Если перед законом все равны, то суд не будет рассматривать, богатый перед ним или бедный, чиновник или простой человек, мужчина или женщина, христианин или мусульманин.
  4. «Закон суров, но справедлив». Помимо того, что перед судом и законом все должны быть равными, эти законы должны отличаться выполнимостью, справедливостью. Их цель – помогать обществу развиваться и гармонично функционировать.
  5. Верховенство права не просто провозглашено, оно реализовано на практике.
    Высшая ценность – человек, его права и свободы. Цель существования государственной системы – «соблюдение и защита прав и свобод человека» (ст.№2 Конституции РФ).
  6. Запрет цензуры и свобода средств массовой информации.
  7. Церковь отделена от государства и не финансируется им.
  8. Формирование и построение социального государства, где заботятся о людях.

К сожалению, на практике нет ни одного государства, которое можно было бы на 100% назвать правовым.

А объясняется это тем, что государство состоит из людей, населяющих его, которые не всегда желают принимать ответственность, действовать и трудиться на благо общества.

Правовое государство должно состоять из граждан, беспокоящихся о судьбе своей Родины и предпринимающих действия, а не популяции. Правовое государство и гражданское общество неразлучны.

Институты гражданского общества. Примеры. Роль гражданского общества

Данный тип общественной организации предполагает добровольную активность граждан на благо социума. Принято подразделять элементы гражданского общества на социальные, политические и духовные. Разберем каждый институт в отдельности.

К социальным институтам следует отнести благотворительные организации, некоммерческие фонды, волонтерские объединения и подобные структуры. Такие организации занимаются общественно положительной деятельностью на добровольной основе, не требуя за это денег. Это проявление помогает лучше понять, что такое гражданственность.

К политическим институтам принадлежат общественно-политические движения и политические партии. Если движение или партийная организация активно участвует в жизни общества, требует давно назревших перемен и самостоятельно реализует общественно важные задачи, то это также институт гражданского общества.

К духовным институтам относятся творческие и спортивные объединения, церковь, учреждения, предоставляющие образование. Такие институты важны для социума, ведь они во многом формируют в индивиде личностно-нравственное начало.

Стоит сказать и об органах местного самоуправления, которые занимаются разрешением задач «на местах», в состав которых входит население.

Граждане берут определенный объем власти в свои руки и преодолевают проблемы в краткий срок, достигают целей.

Органы местного самоуправления часто отличаются высокой эффективностью, ведь граждане и больше заинтересованы в решении собственных вопросов, и лучше осведомлены о том, как обстоят у них дела.

Формы взаимодействия государства и гражданского общества

Соотношение гражданского общества и государства и понимание между ними важны. Гражданское общество выступает в роли посредника между управляющими и подчиняющимися.

Если правители и народ не понимают друг друга, находятся в конфронтации, то не может быть и речи об эффективном развитии социума. Власть нуждается в гражданском обществе, чтобы лучше понимать, как и чем живет население, что его беспокоит и чего оно ждет.

Социум нуждается во взаимодействии с правительством, чтобы доносить до власти наболевшие проблемы и получать от нее помощь.

Главные условия существования гражданского общества – участие народа в судьбе страны, готовность власти к диалогу с людьми. Развитая структура гражданского общества поможет улучшить благосостояние всей страны.

Источник: https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/grazhdanskoe-obshhestvo.html

Что такое гражданское общество и как оно влияет на государство

Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

Гражданское общество — это некоммерческие и неправительственные организации, действующие в интересах граждан; это благотворительные организации, религиозные организации, фонды, неправительственные организации (НПО), профсоюзы и профессиональные объединения.

Иногда этот термин используется для определения степени эволюции цивилизованного общества, когда существует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, с исполнением обязанностей.

Примеры гражданского общества:

  • средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы; и др.

Какая связь между гражданским обществом и государством?

Гражданское общество влияет на государство посредством демократических институтов, тем самым заставляя его принимать законы о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. д.

Что такое правовое государство?

Российская Федерация — это правовое государство. Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон, его главная задача состоит в защите прав и свобод человека и гражданина. Любые организации правового государства неукоснительно выполняют законы.

Такое государство обеспечивает все условия для обеспечения свободы гражданина, которые опираются на правило “что не запрещено законом, то дозволено”.

Государство наделено властью, обеспечивающей гармоничное существование и развитие общества.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества включают:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека (включает свободу слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения и т. д.);
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике, знание законов — подлинная заинтересованность в улучшении жизни граждан;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Основные функции гражданского общества

Гражданское общество в основном выполняет функции:

  • укрепление правопорядка;
  • просвещение о правах и обязанностях;
  • повышение качества и доверия к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • наблюдение и контроль политической власти (например, наблюдение за выборами для обеспечения демократии).

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества содержит элементы, которые сотрудничают между собой и объединяются в координированную горизонтальную систему связей.

Этими элементами являются:

  • различные общественные объединения (экологические, молодёжные, культурные и др.);
  • защита и правозащита граждан;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Политические организации

Институтами гражданского общества считаются лишь те политические партии, которые не находятся у государственной власти.

В тот момент, когда политическая партия получает государственную власть и начинает её осуществлять, она становится частью государства, таким образом перестаёт быть гражданским обществом.

Следовательно, не все политические партии и движения входят в систему гражданского общества.

Финансирование институтов гражданского общества

Институты гражданского общества — это разные союзы или организации, в которых люди объединяются из-за каких-то общих интересов (например, защита прав человека).

Институты гражданского общества должны быть полностью независимы от государства. Одно из главных требований для достижения абсолютной независимости — это финансовая самостоятельность. Однако во многих странах структура финансирования гражданского общества отличается — правительство может выступать даже главным источником финансирования.

Особенности развития гражданского общества в России

особенность становления гражданского общества в России заключается в сложности и длительности процесса. По всей вероятности, причиной является переход от авторитарного менталитета к демократическому.

Одновременно с этим непростым процессом становления демократии происходит и развитие правового государства, которое необходимо для существования гражданского общества. Россия продолжает находиться в процессе этого развития, как и многие другие страны.

Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?

Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом образуется юридическая свобода человека.

В 1993 году была принята действующая Конституция Российской Федерации. Это событие стало значительным шагом на пути к формированию правового государства и гражданского общества.

Право гражданина на экономическую и политическую свободу выбора закреплено законом. Но также и право на объединение (включая право на создание профсоюзов).

Конституция РФ рассматривает право частной собственности как экономическую свободу граждан. В РФ существуют и защищаются равным образом разные формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.

Узнайте больше про Право собственности, Политический режим и Глобальные проблемы человечества.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/grazhdanskoe-obshestvo/

ОГЭ. Обществознание.Политика. 5.10 Гражданское общество. |

Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

  • Гражданское общество. Понятие.
  • Условия, необходимые для гражданского общества.
  • Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
  • Гражданское общество и государство (сравнение).

Гражданское общество – это такое общество, для которого свойственно наличие негосударственных общественных отношений и организаций, объединений, ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Гражданское общество – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законов от прямого вмешательства органов государственной власти.

Условия, необходимые для гражданского общества:

  • рыночная экономика
  • разнообразие форм собственности
  • свобода труда и предпринимательства
  • наличие демократических порядков
  • утверждение прав и свобод человека и гражданина
  • признание ценности общества свободной и ответственной личности

Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.

Экономическая сфера:

  • союзы предпринимателей, фермеров
  • крестьянские союзы и кооперативы
  • рабочие профсоюзы
  • союзы банкиров и др.

Социальная сфера:

  • семья
  • общества защиты прав потребителей
  • объединения защиты окружающей среды
  • страховые фонды
  • молодёжные, женские, детские организации
  • спортивные общества
  • благотворительные фонды
  • общества ветеранов труда и войны и др.

Сфера духовной культуры:

  • союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, художников, кинематографистов)
  • педагогические общества
  • общества культурных связей с зарубежными государствами
  • академические сообщества учёных
  • религиозные организации и др.

Сфера защиты прав и интересов граждан пред лицом государства:

  • правозащитные организации
  • организации солдатских матерей
  • негосударственные СМИ (средства массовой информации)
  • политические движения
  • негосударственные политические организации и др.

Гражданское общество и государство (сравнение).

Гражданское общество.Государство.
                                                             1..
Сфера реализации повседневных частных интересов граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, общении, учении, творчестве, информации и др.Сфера различных общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов.
                     2.Харатер связей и отношений между людьми.
Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми.Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения
                                              3.Средства реализации.
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и др.Конституция, власть, принуждение, право и др.
                                                               4.Основа.
Свободный индивид  с неотъемлемыми правами и негосударственные ассоциации, объединения.Органы власти, политические структуры, лидеры и др.

Функции гражданского общества:

  • являет главным каналом вязи граждан с государством
  • защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов
  • защищает права и свободы личности, обеспечивает их гарантию
  • создаёт и развивает механизмы общественного самоуправления на базе ассоциаций граждан
  • обеспечивает свободу и самостоятельность личности
  • выступает одним из важнейших рычагов в системе «сдержек и противовесов», противодействии стремлению политической власти к абсолютному господству.
  • способствует формированию и упрочению демократических основ государства.
  • осуществляет социальный контроль, располагая средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
  • создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Не может быть гражданское общество без правого государства.

О правом государстве читайте ЗДЕСЬ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-53/

Гражданское общество и правовое государство

Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество – совокупность внегосударственных отношений и организаций.

Гражданское общество формируется не во всех странах, но только в тех, где существует демократия с её уважением прав и свобод человека. В странах, где государство пытается максимально контролировать жизнь людей, гражданское общество не функционирует и, если и существует, то в самом своём зачатке.

Гражданское общество – это словно отдельная сфера общества, где каждый его участник – это гражданин страны, желающий и имеющий возможность влиять на жизнь людей и менять общество в лучшую сторону. 

Проще всего объяснить, что такое гражданское общество через примеры.

Представьте, что рядом с вашим домом образовалась большая мусорная куча, а домики для малышей на детской площадке какие-то хулиганы исписали неприличными словами.
Какую можно встретить реакцию на подобную неприятность?

Первая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает про себя: «Куда только смотрит мэрия! Сколько нам, жителям, придётся ждать, прежде чем городские службы приедут и разберутся с этим безобразием!»

Следствием такой реакции будет увеличение размеров мусорной кучи в течение следующих нескольких недель и запустение детской площадки (мамы перестанут водить на неё своих малышей).

Тем не менее, спустя месяц-два, а то и полгода, после плановой проверки мэрия в самом деле заметит проблему и её решит. Или не решит.

Смотря о каком городе мы говорим (в Москве решит, а, например, в бедном провинциальном городе – есть сомнения).

Вторая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает: «Мне не нравится эта мусорная куча, и я не хочу её видеть рядом со своим домом (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию).

Мои дети гуляют на этой детской площадке, я не хочу, чтобы они знали подобные слова (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию)».
Предположим, что речь  идёт не о Москве, а о провинциальном бедном городе. Мэрия увидела жалобу, но никак не отреагировала.

Тогда местный житель пойдет в магазин, купит краску и закрасит неприличные слова в домике для малышей. Мусорную кучу в одиночку убрать ему не под силу, поэтому он организует встречу жителей дома, обсудит с ними проблему.

Жители договорятся выйти все вместе в субботу во двор, чтобы своими силами убрать кучу. Жители сбросятся деньгами на машину, которая вывезет мусор на свалку. 

В первой ситуации человеку даже не пришло в голову, что он самостоятельно может решить проблему. Он сразу переложил ответственность на власти города.

Во второй ситуации житель, поняв, что власти не справятся, предпринял действия, чтобы решить проблему самостоятельно без помощи властей. Более того, он организовал других людей для совместных действий.
Первый житель живёт явно в той стране, где гражданского общества нет. А вот второй житель из страны, где оно есть.

Примеры работы гражданского общества

Приведём другие примеры работы гражданского общества (кстати, это может пригодиться для ЕГЭ).

Организация «Лиза Алерт» помогает искать пропавших без вести людей. Люди кооперируются и в своё свободное время бесплатно осуществляют поиск пропавших людей в лесах, в городах, посёлках. Люди создали эту организацию, потому что другого эффективного способа быстро найти пропавшего человека пока не существует. 

В городе Екатеринбурге в начале нулевых годов наблюдался пик наркоторговли. Местные жители решили бороться с проблемой совместно с милицией и организовали фонд «Город без наркотиков».

Работа фонда включает в себя реабилитацию наркозависимых, поиск и разгром точек торговли наркотиками совсестно с полицией.

Таким образом, граждане не остались в стороне от проблемы и не переложили полностью её решение на властные структуры.

В современной России существует множество благотворительных фондов: «Подари жизнь» (помощь больным детям), «Выход» (создание информационных ресурсов, обучение педагогов для помощи детям с аутизмом), «Вера» (помощь неизлечимо больным взрослым и детям), «Предание» (помощь всем в разных ситуациях) и многие другие.

Люди добровольно отчисляют на счета этих и других фондов деньги на протяжении уже многих лет. Кто-то жертвует 100 рублей, кто-то 100 тысяч и из этих пожертвований огромное количество людей получают помощь.

Благотворительные фонды создаются оттого, что государство не в состоянии покрыть всех расходов, которые требуются, когда пришла серьёзная беда. 

Русская православная цервокь открыла в стране несколько десятков кризисных центров для беременных женщин и мам малолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Эти центры помогают женщинам и их детям выжить. 

Жители района организовали пикет против вырубки сквера и его застройки. Жители решили бороться за зелёную зону в своём районе. 

Институты гражданского общества

Рассмотренные выше примеры дают представление о том, какие институты можно назвать действующими лицами гражданского общества. Перечислим их:

  • Семья
  • Благотворительные фонды
  • Церковь
  • Общественные организации
  • Политические партии
  • Профсоюзы

Правовое государство

Правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена нормам права. 

В таком государстве решающее значение в жизни людей имеют правовые нормы. Религиозные правила, корпоративные и даже моральные занимают подчинённое по отношению к праву место.

Например, недавно в новостях была новость о том, как ветеринарный врач, к которому приносили животных на усыпление за деньги, животных не усыплял. Он их лечил на полученные деньги, а потом находил им новых хозяев.

С точки зрения морали, этот человек – молодец и спаситель животных. С точки зрения права, он занимался мошенничеством, и суд обязал его выплатить штраф.

И именно такие ситуации, когда в обществе торжествует норма права и все с этим согласны, и есть указание на то, что государство – правовое.

Правое государство может быть развито в большей или меньшей степени. Зависит это от отношения граждан к праву. В некоторых странах у людей существует многовековая традиция чтить законы, тогда как в других, как правило, тех странах, где на определённом этапе существовали диктатуры с извращённым и антиморальным правом, граждане не привыкли безусловно доверять и подчиняться законам.

Понять, насколько развито уважение к праву в стране, легко по наблюдению за ситуации на дорогах.

Там, где автолюбители в ста процентах случаях останавливаются на пешеходном переходе, чтобы пропустить человека, – уважение к праву велико.

В тех странах, где даже на пешеходном переходе в целях обеспечения собственной бехопасности приходится вертеть головой по сторонам и идти по зебре только убедившись, что машина тормозит, с уважением к праву ещё не всё в порядке. 

Однако путь к правовому государству всегда начинается с закрепления верховенства права в конституции страны. 

Признаки правового государства:

1) Верховенство права

2) Система разделения властей

3) Взаимная ответственность гражданина и государства 

4) Наличие и защита прав и свобод граждан

Источник: http://egevmeste.ru/grazhdanskoe-obschestvo-i-pravovoe-gosudarstvo.html

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО

Что такое гражданское общество кратко и понятно. Нужно ли России гражданское общество

Авторы: А. Ю. Мордовцев

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО, тип со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва, ос­нов­ным вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во са­мо­ор­га­ни­зую­щих­ся вне гос. вме­ша­тель­ст­ва ас­со­циа­ций, кор­по­ра­ций, со­ци­аль­ных дви­же­ний и отд.

ини­циа­тив; доб­ро­воль­ное уча­стие в их соз­да­нии и дея­тель­но­сти при­ни­ма­ют ин­ди­ви­ды и груп­пы, по­сред­ст­вом вы­ра­бот­ки об­щих це­лей и кол­лек­тив­ных дей­ст­вий реа­ли­зую­щие свои ча­ст­ные и груп­по­вые ин­те­ре­сы; со­ци­аль­ная ак­тив­ность чле­нов та­ких ор­га­ни­за­ций ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­от­не­се­ни­ем ча­ст­ных ин­те­ре­сов с об­щим бла­гом, об­ще­при­знан­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­ра­лью и ус­та­нов­лен­ны­ми пра­во­вы­ми нор­ма­ми.

История понятия «гражданское общество»

 Пер­вые ис­то­рич. фор­мы Г. о. от­но­сят­ся к го­ро­дам-го­су­дар­ст­вам Древ­ней Гре­ции.

Ари­сто­тель опи­сы­вал уст­рой­ст­во по­ли­са как общ­ность сво­бод­ных и рав­ных гра­ж­дан (всех жи­те­лей го­ро­дов), объ­е­ди­нив­ших­ся для за­щи­ты от внеш­них вра­гов и ре­гу­ли­рую­щих свои взаи­мо­дей­ст­вия и об­ще­ние в пре­де­лах го­ро­да че­рез ус­та­нов­лен­ные ими са­ми­ми струк­ту­ры и про­це­ду­ры – po­li­tike koi­nonia, по­ли­тич.

со­об­ще­ст­во, или не­де­ли­мая сис­те­ма вла­сти. Гражд. и по­ли­тич. об­ще­ст­во бы­ли не­раз­ли­чи­мы, по­ли­тич. об­ще­ст­во про­ти­во­пос­тав­ля­лось при­род­но­му ми­ру и внеш­не­му дру­го­му об­ще­ст­ву. Рим. по­ня­тие societas civilis так­же пред­по­ла­га­ло то­ж­де­ст­во гражд. и по­ли­тич. сфер.

Раз­ви­тие со­слов­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но на ста­дии аб­со­лю­тиз­ма, да­ло при­ме­ры со­ци­аль­ной са­мо­ор­га­ни­за­ции, пре­ж­де все­го мо­на­ше­ские ор­де­на, ку­пе­че­ские и ре­мес­лен­ные гиль­дии. Од­на­ко фак­ти­че­ски это бы­ло не раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, а внутр. диф­фе­рен­циа­ция по­ли­тич. уст­рой­ст­ва.

Эпо­ха Про­све­ще­ния ак­туа­ли­зи­ро­ва­ла во­прос о прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии со­ци­аль­ной и по­ли­тич. сфер, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха ос­та­ви­ла за со­бой ста­тус един­ст­вен­но­го субъ­ек­та гос. прав­ле­ния, от­стра­нив от не­го все со­сло­вия и кор­по­ра­ции, а в об­ществ.

сфе­ре на­ча­лась ре­ор­га­ни­за­ция на ос­но­ве но­вых эга­ли­тар­ных прин­ци­пов, прин­ци­пов не­за­ви­си­мо­сти, сво­бо­ды вы­бо­ра и мо­раль­но­го дол­га. То­гда же в по­ли­тич.

мыс­ли поя­ви­лись идеи о ес­те­ст­вен­ных пра­вах че­ло­ве­ка, на­ча­лось осо­зна­ние ра­вен­ст­ва гра­ж­дан пе­ред го­су­дар­ст­вом (за­ко­ном) вне за­ви­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к ка­ко­му-то со­сло­вию и кон­фес­сии. Прак­ти­ки ав­то­ном­ной дея­тель­но­сти со­сло­вий, ре­лиг. рас­ко­ла, эко­но­мич.

пред­при­ни­ма­тель­ст­ва бы­ли опи­са­ны в тер­ми­нах об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра – ко­гда го­су­дар­ст­во (мо­нарх) бра­ло на се­бя функ­ции за­щи­ты лю­дей от них са­мих и от внеш­ней уг­ро­зы (Т.

 Гоббс) или об­ще­ст­во ста­ви­ло над со­бой го­су­дар­ст­во, на­де­ля­ло его пол­но­мо­чия­ми по управ­ле­нию при ус­ло­вии со­блю­де­ния сво­ей ав­то­ном­но­сти (Дж. Локк).

В это вре­мя на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся пра­во­вая сис­те­ма, за­кре­п­ляю­щая за­ко­ном от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дарст­вом и об­ще­ст­вом, га­ран­ти­рую­щая со­блю­де­ние прав гра­ж­дан, в пер­вую оче­редь прав соб­ст­вен­но­сти, и ус­та­нов­лен­ных норм в дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва. Ес­те­ст­вен­но, кон­цеп­туа­ли­за­ция но­вых от­но­ше­ний от­ра­жа­ла не ре­аль­ные дос­ти­же­ния, но по­пыт­ки вы­де­лить чер­ты но­вой мо­де­ли со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва (по­лу­чив­шей впо­след­ст­вии наз­ва­ния ин­ду­ст­ри­аль­ной, бур­жу­аз­ной, ка­пи­та­ли­сти­че­ской).

Шотл. мо­ра­ли­сты (А. Фер­гю­сон, ко­то­ро­му при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в при­ме­не­нии са­мо­го тер­ми­на «гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во», civil society) и по­лит­эко­но­мы (А.

 Смит) от­ме­ти­ли са­мый ак­тив­ный ком­по­нент со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва – хо­зяй­ст­вую­щих на ос­но­ве прав соб­ст­вен­но­сти и сво­бо­ды не­за­ви­си­мых субъ­ек­тов – и оп­ре­де­ля­ли Г. о. как тру­до­вой и ме­но­вой со­юз, на­це­лен­ный на дос­ти­же­ние соб­ств. ин­те­ре­сов, но в ко­неч­ном ито­ге спо­соб­ст­вую­щий при­рас­та­нию об­ществ. бо­гат­ст­ва.

Осо­бую роль в со­ци­аль­ных про­цес­сах они от­во­ди­ли об­ществ. раз­де­ле­нию тру­да, ко­гда чле­ны Г. о., за­ня­тые в про­из­вод­ст­ве, пе­ре­до­ве­ря­ли свои пра­ва на за­щи­ту в мо­но­по­лию го­су­дар­ст­ва, спе­циа­ли­стам по за­щи­те (про­фес­сио­на­лам во­ен­ным и юри­стам).

Но Фер­гю­сон ви­дел в та­ком от­чу­ж­де­нии прав и пре­об­ла­да­нии ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей в об­ще­ст­ве по­тен­ци­аль­ную уг­ро­зу ус­та­нов­ле­ния на­силь­ст­вен­но­го прав­ле­ния. До­го­вор­ные от­ноше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Г. о. из­на­чаль­но мыс­ли­лись как не­ус­той­чи­вые, тре­бую­щие со сто­ро­ны Г. о.

ак­тив­но­го от­стаи­ва­ния сво­их прав, оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля над го­су­дар­ст­вом. Франц. эн­цик­ло­пе­ди­сты по­ни­ма­ли Г. о. как об­ще­ст­во рав­ных пе­ред вер­хов­ной вла­стью и за­ко­ном гра­ж­дан, объ­е­ди­нён­ных в на­цию, – не­кую ан­ти­те­зу со­слов­но­му (по су­ти сред­не­ве­ко­во­му) об­ще­ст­ву.

Наи­бо­лее чёт­кая ха­рак­те­ри­сти­ка Г. о. от­но­сит­ся к 19 в., ко­гда от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при­об­ре­ли ус­то­яв­шие­ся фор­мы, и при­над­ле­жит Г. В. Ф. Ге­ге­лю (bürgerliche Gesellschaft).

Вме­сто ди­хо­то­мии «го­су­дар­ст­во – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во» он пред­ло­жил триа­ду «се­мья – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во – го­су­дар­ст­во», в ко­то­рой объ­е­ди­нил сво­бо­ду лич­но­сти, мо­но­лит­ность по­ли­тич. уст­рой­ст­ва и мно­же­ст­вен­ность и ав­то­ном­ность со­ци­аль­ных объ­е­ди­не­ний. Г. о. не сво­ди­лось к эко­но­мич.

сфе­ре, бо­лее то­го, ему от­во­ди­лась роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду ча­ст­ной лич­ной жиз­нью ин­ди­ви­да и без­лич­ным го­су­дар­ст­вом. Ге­гель пре­об­ра­зо­вал по­сто­ян­ное на­пря­же­ние и про­ти­во­стоя­ние, при­сут­ст­вую­щие в клас­сич. по­ни­ма­нии от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и Г. о., во взаи­мо­про­ник­но­ве­ние.

Диа­лек­ти­ка та­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ний оз­на­ча­ла ко­ле­ба­ния Г. о. ме­ж­ду ин­те­гра­ци­ей и от­чу­ж­де­ни­ем, а го­су­дар­ст­ва – ме­ж­ду уси­ле­ни­ем сво­их по­зи­ций и ус­туп­ка­ми.

К. Маркс ин­тер­пре­ти­ро­вал Г. о. 19 в. в клю­че эко­но­мич. де­тер­ми­низ­ма и клас­со­вой при­ро­ды бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва. Он ото­жде­ст­в­лял Г. о. с эко­но­мич. сфе­рой (т. е.

с ин­ду­ст­ри­аль­ны­ми от­но­ше­ния­ми), ко­то­рая чре­ва­та ан­та­го­низ­мом ин­те­ре­сов её уча­ст­ни­ков и пре­об­ла­да­нием ин­те­ре­сов бур­жуа­зии, что ве­ло к даль­ней­ше­му ото­жде­ст­в­ле­нию Г. о. с бур­жу­аз­ным (тем бо­лее, что в нем. яз. эти по­ня­тия не­раз­ли­чи­мы).

Го­су­дар­ст­во в та­ких ус­ло­ви­ях не мо­жет быть ней­траль­ным ин­ст­ру­мен­том ре­гу­ли­ро­ва­ния жиз­ни об­ще­ст­ва (по его мне­нию, про­воз­гла­ше­ние фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва не­рав­ных гра­ж­дан яв­ля­ет­ся об­ма­ном), гра­ж­дан­ское (оно же бур­жу­аз­ное) об­ще­ст­во гла­вен­ст­ву­ет над го­су­дар­ст­вом и ис­поль­зу­ет его для об­слу­жи­ва­ния сво­их ин­те­ре­сов. Позд­нее А. Грам­ши рас­ши­рил мар­кси­ст­скую трак­тов­ку Г. о. По его мыс­ли, го­су­дар­ст­во – ин­сти­тут по­ли­тич. при­ну­ж­де­ния, а Г. о. – это сфе­ра куль­тур­ных и идео­ло­гич. прак­тик, где фор­ми­ру­ет­ся об­ществ. мне­ние, влияю­щее на го­су­дар­ст­во. Совр. мар­ксис­ты гл. роль Г. о. ви­дят в ро­ли по­сред­ни­ка ме­ж­ду эко­но­мич. сфе­рой и го­су­дар­ст­вом.

В ис­то­рии 20 в. со­дер­жат­ся по­пыт­ки пре­одо­ле­ния дуа­лиз­ма го­су­дар­ст­ва и Г. о., в ви­де то­та­ли­та­риз­ма и го­су­дар­ст­ва все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия в поль­зу го­су­дар­ст­ва-дик­та­то­ра и унич­то­же­ния Г. о. (сво­бо­ды лич­но­сти) – в пер­вом слу­чае, го­су­дар­ст­ва-бла­го­де­те­ля и гра­ж­да­ни­на-иж­ди­вен­ца – во вто­ром.

Современные представления о гражданском обществе

Ис­сле­до­ва­те­ли кон. 20 – нач. 21 вв. под­чёр­ки­ва­ют, что ме­ж­ду по­ня­ти­ем «Г. о.» и од­но­по­ряд­ко­вым ему по­ня­ти­ем «об­ще­ст­во» есть не толь­ко оче­вид­ная взаи­мо­связь, но и весь­ма су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия.

Об­ще­ст­во как со­во­куп­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми ста­но­вит­ся гра­ж­дан­ским лишь на оп­ре­де­лён­ной ста­дии сво­его раз­ви­тия. По­это­му ка­те­го­рия Г. о.

 от­ра­жа­ет но­вое ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ос­но­ван­ное на раз­ви­тых фор­мах его са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции, на оп­ти­маль­ном со­че­та­нии пуб­лич­ных (го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ных) и ча­ст­ных (ин­ди­ви­ду­аль­ных) ин­те­ре­сов при оп­ре­де­ляю­щем зна­че­нии по­след­них.

Гра­ж­дан­ско­му об­ще­ст­ву про­ти­во­сто­ит не про­сто «не гра­ж­дан­ское» об­ще­ст­во, т. е. об­ще­ст­во, не об­ла­даю­щее ка­че­ст­ва­ми гра­ж­дан­ско­го, а об­ще­ст­во на­си­лия, по­дав­ле­ния лич­но­сти и гос. кон­тро­ля над об­ществ. и лич­ной жиз­нью его чле­нов.

Г. о. по сво­им внутр. свой­ст­вам долж­но быть пра­во­вым. В ус­ло­ви­ях Г. о.

сво­бо­да и спра­вед­ли­вость вы­сту­па­ют фак­то­ра­ми, упо­ря­до­чи­ваю­щи­ми дея­тель­ность лю­дей, кол­лек­ти­вов и ор­га­ни­за­ций. Од­на­ко отд. че­ло­век как член Г. о.

 об­ре­та­ет сво­бо­ду в ре­зуль­та­те сво­ей спо­соб­но­сти под­чи­нять­ся при­ня­тым в нём нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям и при­зна­ния рав­ной сво­бо­ды др. лю­дей.

Дру­гая осо­бен­ность Г. о. свя­за­на с тем, что ос­но­вой функ­цио­ни­ро­ва­ния та­ко­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не про­сто соз­да­ние оп­ре­де­лён­но­го по­ля (про­стран­ст­ва) реа­ли­за­ции ча­ст­ных ин­те­ре­сов, юри­ди­че­ски не­за­ви­си­мо­го от гос.

вла­сти, но дос­ти­же­ние вы­со­ко­го уров­ня са­мо­реа­ли­за­ции, са­мо­ре­гу­ля­ции об­ще­ст­ва. Осн. функ­ции по на­ла­жи­ва­нию со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти чле­нов Г. о. в отд. сфе­рах (пред­при­ни­ма­тель­ст­ве и др. ви­дах дея­тель­но­сти, се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, лич­ной жиз­ни и т. п.

) долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в этом слу­чае не с по­мо­щью ору­дий и средств стоя­щей над об­ще­ст­вом гос. вла­сти как «осо­бой пуб­лич­ной вла­сти», а са­мим об­ще­ст­вом на прин­ци­пах ак­тив­но­го уча­стия, са­мо­ог­ра­ни­че­ния и са­мо­управ­ле­ния. Функ­цио­наль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ совр.

ти­па за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что го­су­дар­ст­во «ус­ту­па­ет» оп­ре­де­лён­ную сфе­ру ча­ст­ных ин­те­ре­сов са­мо­му об­ще­ст­ву, «от­да­ёт» ему на от­куп ре­ше­ние тех или иных про­блем.

На­про­тив, са­мо об­ще­ст­во, дос­ти­гая но­во­го уров­ня сво­его раз­ви­тия, при­об­ре­та­ет спо­соб­ность са­мо­стоя­тель­но, без вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва, осу­ще­ст­в­лять со­от­вет­ст­вую­щие функ­ции. Бо­лее то­го, раз­ви­тое Г. о. спо­соб­но вли­ять на оп­ре­де­лён­ные по­ли­тич. ре­ше­ния; на­ря­ду с де­мо­кра­тич.

про­це­ду­ра­ми, дей­ст­вен­ной пра­во­вой сис­те­мой и об­ществ. мне­ни­ем яв­ля­ет­ся од­ним из элементов сдер­жи­ва­ния воз­мож­но­го про­из­во­ла вла­стей, со­став­ля­ет не­об­хо­ди­мый для ста­биль­но­го, ус­той­чи­во­го раз­ви­тия про­ти­во­вес го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от пред­став­ле­ний о Г. о., аб­со­лю­ти­зи­рую­щих ча­ст­ные ин­те­ре­сы (их гл. но­си­те­ли – ча­ст­ные соб­ст­вен­ники), пред­став­ле­ния о Г. о.

по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го пе­рио­да ос­но­вы­ва­ют­ся на при­зна­нии не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния оп­ти­маль­но­го, гар­мо­нич. со­че­та­ния ча­ст­ных и об­ществ. ин­те­ре­сов.

Осо­бое зна­че­ние это име­ет для пост­со­циа­ли­сти­че­ских и эко­но­ми­че­ски сла­бо­раз­ви­тых стран, всту­пив­ших на путь мо­дер­ни­за­ции.

Структурные компоненты гражданского общества

Пре­ж­де все­го Г. о. – это об­ще­ст­во ци­ви­ли­зо­ван­ных ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция Г. о. име­ет слож­ный со­став, она от­ра­жа­ет раз­ли­чия отд. со­ци­аль­ных групп (или страт) в сис­теме от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, про­из­вод­ст­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ.

В со­от­вет­ст­вии с этим кри­те­ри­ем мож­но вы­де­лить три осн. груп­пы, со­став­ляю­щие Г. о., – на­ём­ных ра­бот­ни­ков, пред­при­ни­ма­те­лей и не­тру­до­спо­соб­ных гра­ж­дан. Дос­ти­же­ние взве­шен­но­го ба­лан­са эко­но­мич. ин­те­ре­сов и ма­те­ри­аль­ных воз­мож­но­стей этих групп обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вость раз­ви­тия и по­ли­тич.

ста­биль­ность кон­крет­ных об­ществ. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ция Г. о. от­ли­ча­ет­ся от го­су­дар­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, от гос. управ­ле­ния об­ще­ст­вом. Ре­аль­ный де­мо­кра­тизм Г. о.

как ос­но­ва обес­пе­че­ния дей­ст­ви­тель­ной сво­бо­ды лич­но­сти ста­но­вит­ся воз­мож­ным имен­но то­гда, ко­гда об­ще­ст­во, при­об­ре­тая ка­че­ст­ва гра­ж­дан­ско­го, пра­во­во­го, вы­ра­ба­ты­ва­ет соб­ст­вен­ные, не­го­су­дарств. об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ме­ха­низ­мы са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Про­ис­хо­дит т. н. по­ли­тич.

ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Г. о., т. е. об­ще­ст­во са­мо­ор­га­ни­зу­ет­ся с по­мо­щью та­ких ин­сти­ту­тов, как по­ли­тич. пар­тии, мас­со­вые дви­же­ния, проф. сою­зы, жен­ские, ве­те­ран­ские, мо­ло­дёж­ные, ре­лиг. ор­га­ни­за­ции, творч. сою­зы, зем­ля­че­ст­ва, фон­ды, ас­со­циа­ции и др. доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния гра­ж­дан, соз­да­вае­мые на ос­но­ве их по­ли­тич.

, проф., куль­тур­ных и иных ин­те­ре­сов. Важ­ной кон­сти­ту­ци­он­ной ос­но­вой по­ли­тич. ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции Г. о. яв­ля­ет­ся прин­цип по­ли­тич. и идео­ло­гич. плю­ра­лиз­ма (мно­го­об­ра­зия), мно­го­пар­тий­ность.

Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/2375501

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: