- Гражданское общество: роль гражданского общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Институты гражданского общества. Примеры. Роль гражданского общества
- Формы взаимодействия государства и гражданского общества
- Что такое гражданское общество и как оно влияет на государство
- Какая связь между гражданским обществом и государством?
- Что такое правовое государство?
- Признаки гражданского общества
- Основные функции гражданского общества
- Структура гражданского общества
- Политические организации
- Финансирование институтов гражданского общества
- Особенности развития гражданского общества в России
- Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?
- ОГЭ. Обществознание.Политика. 5.10 Гражданское общество. |
- Условия, необходимые для гражданского общества:
- Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
- Гражданское общество и государство (сравнение).
- Функции гражданского общества:
- Гражданское общество и правовое государство
- Что такое гражданское общество?
- Примеры работы гражданского общества
- Институты гражданского общества
- Правовое государство
- ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
- История понятия «гражданское общество»
- Современные представления о гражданском обществе
- Структурные компоненты гражданского общества
Гражданское общество: роль гражданского общества
Что есть понятие гражданского общества? Согласно определению, это общество, где существенно развиты социально-политические, экономические и духовные отношения, направленное на достижение гражданственного идеала.
Такое общество решает многие проблемы и вопросы самостоятельно, не обращаясь к государству.
Граждане заинтересованы в политической и общественной жизни страны, не страдают индифферентизмом и правовым нигилизмом, принимают участие в политике и стремятся действовать на благо социуму.
Идеи об обществе, которое проявляет самостоятельную политическую активность, зародились еще в Античной Греции. Такие мысли высказывал уже Аристотель. Примечательно, как греки относились к участию граждан в жизни страны. Человека, безразличного к проблемам своего полиса, живущего по принципу «моя хата с краю», называли словом «идиот».
Дальнейшее распространение эти идеи получили в эпоху Просвещения. Определение гражданского общества появилось тогда. В это время оформилась связь между понятиями гражданского общества и правового государства.
Просветители видели в гражданском обществе идеал совместной деятельности людей, основанный на принципах морали, нравственности и справедливости. Становление гражданского общества не может произойти без развития отдельной личности.
Основные предпосылки для возникновения такое социума – желание людей трудиться ради благополучия своей родины.
Гражданское общество отличается от других типов общества социально направленной активностью граждан. Оно предусматривает равноправное взаимодействие государственной власти, социума и индивида.
Функции гражданского общества — достижение идеала гражданственности, упразднение несправедливой, насильственной власти, создание цивилизованных условий для развития личности, увеличение роли морально-этических отношений между людьми.
Признаки гражданского общества:
- Верховенство права. Права должны быть не формально декларированы юридическим документом. Иллюстрирующий пример — в конституции СССР от 1936 г. провозглашены все права, но их нет на практике.
- Они должны быть предоставлены каждому гражданину государства.
- Каждый отдельный гражданин самостоятелен. В этом суть такого типа социума.
- Наличие всех типов собственности: частной, государственной, муниципальной и иных.
- Свобода СМИ и выражения собственного мнения существуют. Каждый гражданин имеет право озвучить свои мысли касательно текущей ситуации. Это иллюстрирует развитость социума.
- Свобода выбора места работы, свобода самореализации.
- Поиск консенсуса между различными социальными группами. Нахождение взаимовыгодного пути развития.
- Наличие высокоразвитой системы органов местного самоуправления. Когда люди решают важные локальные вопросы на местах, это воспитывает в них гражданственность и способность принимать решения самостоятельно без обращения к вышестоящей власти.
- Реализованные функции гражданского общества помогают социуму развиваться.
Гражданское общество и правовое государство
Необходимым условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Так принято называть такую форму государственного устройства, в котором высшей ценностью признается человек, его права и свободы.
Это понятие тесно связанно с теорией общественного договора, которая рассматривает государство следующим образом: в определенный момент времени безвластному обществу стало сложно саморегулироваться, поэтому большинство делегировало властные полномочия меньшинству взамен на справедливое правление и решение основных общественных вопросов. Свое развитие эта теория получила в эпоху Просвещения: Вольтер, Локк, Монтескье – вот лишь некоторые либералы-просветители, обращавшиеся к идее правового государства. Согласно Конституции РФ, Россия также является правовым государством. Какие признаки и особенности присущи подобной системе организации совместной деятельности людей?
- Реализация принципа разделения властей. Эта идея была разработана философами-просветителями, и смысл ее заключается в следующем: каждая ветвь власти (исполнительная, судебная и законодательная) отделяются друг от друга, чтобы в одних руках не скопился чрезмерный объем властных полномочий, чтобы каждая ветвь осуществляла контроль над другой.
- Политический плюрализм и свобода выражения собственного мнения. Если каждый гражданин общества может высказывать, что он думает по сложившейся в стране ситуации и предлагать свои способы решения, то это поможет развить в каждом человеке чувство ответственности за происходящее. Должна быть свобода политических партий
- «Все равны перед законом». Пожалуй, на этом основывается данная концепция. Не может идти и речи об истинном праве, если у одного прав больше, потому что он богаче, привилегированнее, ближе к власти, чем у того, кто всего этого не имеет. Если перед законом все равны, то суд не будет рассматривать, богатый перед ним или бедный, чиновник или простой человек, мужчина или женщина, христианин или мусульманин.
- «Закон суров, но справедлив». Помимо того, что перед судом и законом все должны быть равными, эти законы должны отличаться выполнимостью, справедливостью. Их цель – помогать обществу развиваться и гармонично функционировать.
- Верховенство права не просто провозглашено, оно реализовано на практике.
Высшая ценность – человек, его права и свободы. Цель существования государственной системы – «соблюдение и защита прав и свобод человека» (ст.№2 Конституции РФ). - Запрет цензуры и свобода средств массовой информации.
- Церковь отделена от государства и не финансируется им.
- Формирование и построение социального государства, где заботятся о людях.
К сожалению, на практике нет ни одного государства, которое можно было бы на 100% назвать правовым.
А объясняется это тем, что государство состоит из людей, населяющих его, которые не всегда желают принимать ответственность, действовать и трудиться на благо общества.
Правовое государство должно состоять из граждан, беспокоящихся о судьбе своей Родины и предпринимающих действия, а не популяции. Правовое государство и гражданское общество неразлучны.
Институты гражданского общества. Примеры. Роль гражданского общества
Данный тип общественной организации предполагает добровольную активность граждан на благо социума. Принято подразделять элементы гражданского общества на социальные, политические и духовные. Разберем каждый институт в отдельности.
К социальным институтам следует отнести благотворительные организации, некоммерческие фонды, волонтерские объединения и подобные структуры. Такие организации занимаются общественно положительной деятельностью на добровольной основе, не требуя за это денег. Это проявление помогает лучше понять, что такое гражданственность.
К политическим институтам принадлежат общественно-политические движения и политические партии. Если движение или партийная организация активно участвует в жизни общества, требует давно назревших перемен и самостоятельно реализует общественно важные задачи, то это также институт гражданского общества.
К духовным институтам относятся творческие и спортивные объединения, церковь, учреждения, предоставляющие образование. Такие институты важны для социума, ведь они во многом формируют в индивиде личностно-нравственное начало.
Стоит сказать и об органах местного самоуправления, которые занимаются разрешением задач «на местах», в состав которых входит население.
Граждане берут определенный объем власти в свои руки и преодолевают проблемы в краткий срок, достигают целей.
Органы местного самоуправления часто отличаются высокой эффективностью, ведь граждане и больше заинтересованы в решении собственных вопросов, и лучше осведомлены о том, как обстоят у них дела.
Формы взаимодействия государства и гражданского общества
Соотношение гражданского общества и государства и понимание между ними важны. Гражданское общество выступает в роли посредника между управляющими и подчиняющимися.
Если правители и народ не понимают друг друга, находятся в конфронтации, то не может быть и речи об эффективном развитии социума. Власть нуждается в гражданском обществе, чтобы лучше понимать, как и чем живет население, что его беспокоит и чего оно ждет.
Социум нуждается во взаимодействии с правительством, чтобы доносить до власти наболевшие проблемы и получать от нее помощь.
Главные условия существования гражданского общества – участие народа в судьбе страны, готовность власти к диалогу с людьми. Развитая структура гражданского общества поможет улучшить благосостояние всей страны.
Источник: https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/grazhdanskoe-obshhestvo.html
Что такое гражданское общество и как оно влияет на государство
Гражданское общество — это некоммерческие и неправительственные организации, действующие в интересах граждан; это благотворительные организации, религиозные организации, фонды, неправительственные организации (НПО), профсоюзы и профессиональные объединения.
Иногда этот термин используется для определения степени эволюции цивилизованного общества, когда существует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, с исполнением обязанностей.
Примеры гражданского общества:
- средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
- экологические организации (общества охраны природы);
- профсоюзы;
- правозащитные организации;
- спортивные организации;
- творческие и культурные союзы; и др.
Какая связь между гражданским обществом и государством?
Гражданское общество влияет на государство посредством демократических институтов, тем самым заставляя его принимать законы о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. д.
Что такое правовое государство?
Российская Федерация — это правовое государство. Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон, его главная задача состоит в защите прав и свобод человека и гражданина. Любые организации правового государства неукоснительно выполняют законы.
Такое государство обеспечивает все условия для обеспечения свободы гражданина, которые опираются на правило “что не запрещено законом, то дозволено”.
Государство наделено властью, обеспечивающей гармоничное существование и развитие общества.
Признаки гражданского общества
Основные признаки гражданского общества включают:
- правовое государство с демократическим политическим режимом;
- личная свобода человека (включает свободу слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения и т. д.);
- государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
- законы и конституция обладают юридической силой;
- высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике, знание законов — подлинная заинтересованность в улучшении жизни граждан;
- контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
- гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.
Основные функции гражданского общества
Гражданское общество в основном выполняет функции:
- укрепление правопорядка;
- просвещение о правах и обязанностях;
- повышение качества и доверия к демократическому процессу;
- предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
- решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
- способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
- наблюдение и контроль политической власти (например, наблюдение за выборами для обеспечения демократии).
Структура гражданского общества
Структура гражданского общества содержит элементы, которые сотрудничают между собой и объединяются в координированную горизонтальную систему связей.
Этими элементами являются:
- различные общественные объединения (экологические, молодёжные, культурные и др.);
- защита и правозащита граждан;
- церковь и различные религиозные объединения;
- профессиональные объединения;
- негосударственные СМИ;
- различные формы общественной активности и выражения протеста;
- местное самоуправление;
- государство (не главный элемент гражданского общества)
- политические партии и движения (не все).
Политические организации
Институтами гражданского общества считаются лишь те политические партии, которые не находятся у государственной власти.
В тот момент, когда политическая партия получает государственную власть и начинает её осуществлять, она становится частью государства, таким образом перестаёт быть гражданским обществом.
Следовательно, не все политические партии и движения входят в систему гражданского общества.
Финансирование институтов гражданского общества
Институты гражданского общества — это разные союзы или организации, в которых люди объединяются из-за каких-то общих интересов (например, защита прав человека).
Институты гражданского общества должны быть полностью независимы от государства. Одно из главных требований для достижения абсолютной независимости — это финансовая самостоятельность. Однако во многих странах структура финансирования гражданского общества отличается — правительство может выступать даже главным источником финансирования.
Особенности развития гражданского общества в России
особенность становления гражданского общества в России заключается в сложности и длительности процесса. По всей вероятности, причиной является переход от авторитарного менталитета к демократическому.
Одновременно с этим непростым процессом становления демократии происходит и развитие правового государства, которое необходимо для существования гражданского общества. Россия продолжает находиться в процессе этого развития, как и многие другие страны.
Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?
Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом образуется юридическая свобода человека.
В 1993 году была принята действующая Конституция Российской Федерации. Это событие стало значительным шагом на пути к формированию правового государства и гражданского общества.
Право гражданина на экономическую и политическую свободу выбора закреплено законом. Но также и право на объединение (включая право на создание профсоюзов).
Конституция РФ рассматривает право частной собственности как экономическую свободу граждан. В РФ существуют и защищаются равным образом разные формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.
Узнайте больше про Право собственности, Политический режим и Глобальные проблемы человечества.
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/grazhdanskoe-obshestvo/
ОГЭ. Обществознание.Политика. 5.10 Гражданское общество. |
- Гражданское общество. Понятие.
- Условия, необходимые для гражданского общества.
- Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
- Гражданское общество и государство (сравнение).
Гражданское общество – это такое общество, для которого свойственно наличие негосударственных общественных отношений и организаций, объединений, ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Гражданское общество – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законов от прямого вмешательства органов государственной власти.
Условия, необходимые для гражданского общества:
- рыночная экономика
- разнообразие форм собственности
- свобода труда и предпринимательства
- наличие демократических порядков
- утверждение прав и свобод человека и гражданина
- признание ценности общества свободной и ответственной личности
Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
Экономическая сфера:
- союзы предпринимателей, фермеров
- крестьянские союзы и кооперативы
- рабочие профсоюзы
- союзы банкиров и др.
Социальная сфера:
- семья
- общества защиты прав потребителей
- объединения защиты окружающей среды
- страховые фонды
- молодёжные, женские, детские организации
- спортивные общества
- благотворительные фонды
- общества ветеранов труда и войны и др.
Сфера духовной культуры:
- союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, художников, кинематографистов)
- педагогические общества
- общества культурных связей с зарубежными государствами
- академические сообщества учёных
- религиозные организации и др.
Сфера защиты прав и интересов граждан пред лицом государства:
- правозащитные организации
- организации солдатских матерей
- негосударственные СМИ (средства массовой информации)
- политические движения
- негосударственные политические организации и др.
Гражданское общество и государство (сравнение).
Гражданское общество. | Государство. |
1.. | |
Сфера реализации повседневных частных интересов граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, общении, учении, творчестве, информации и др. | Сфера различных общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов. |
2.Харатер связей и отношений между людьми. | |
Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми. | Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения |
3.Средства реализации. | |
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и др. | Конституция, власть, принуждение, право и др. |
4.Основа. | |
Свободный индивид с неотъемлемыми правами и негосударственные ассоциации, объединения. | Органы власти, политические структуры, лидеры и др. |
Функции гражданского общества:
- являет главным каналом вязи граждан с государством
- защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов
- защищает права и свободы личности, обеспечивает их гарантию
- создаёт и развивает механизмы общественного самоуправления на базе ассоциаций граждан
- обеспечивает свободу и самостоятельность личности
- выступает одним из важнейших рычагов в системе «сдержек и противовесов», противодействии стремлению политической власти к абсолютному господству.
- способствует формированию и упрочению демократических основ государства.
- осуществляет социальный контроль, располагая средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
- создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.
Не может быть гражданское общество без правого государства.
О правом государстве читайте ЗДЕСЬ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-53/
Гражданское общество и правовое государство
- Купить сборник эссе по истории
- Обществознание
- Задания по Конституции
- Учим планы
- Термины
- Справочник
- Занятия с автором сайта
- Узнать больше
статьи:
Что такое гражданское общество?
Гражданское общество – совокупность внегосударственных отношений и организаций.
Гражданское общество формируется не во всех странах, но только в тех, где существует демократия с её уважением прав и свобод человека. В странах, где государство пытается максимально контролировать жизнь людей, гражданское общество не функционирует и, если и существует, то в самом своём зачатке.
Гражданское общество – это словно отдельная сфера общества, где каждый его участник – это гражданин страны, желающий и имеющий возможность влиять на жизнь людей и менять общество в лучшую сторону.
Проще всего объяснить, что такое гражданское общество через примеры.
Представьте, что рядом с вашим домом образовалась большая мусорная куча, а домики для малышей на детской площадке какие-то хулиганы исписали неприличными словами.
Какую можно встретить реакцию на подобную неприятность?
Первая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает про себя: «Куда только смотрит мэрия! Сколько нам, жителям, придётся ждать, прежде чем городские службы приедут и разберутся с этим безобразием!»
Следствием такой реакции будет увеличение размеров мусорной кучи в течение следующих нескольких недель и запустение детской площадки (мамы перестанут водить на неё своих малышей).
Тем не менее, спустя месяц-два, а то и полгода, после плановой проверки мэрия в самом деле заметит проблему и её решит. Или не решит.
Смотря о каком городе мы говорим (в Москве решит, а, например, в бедном провинциальном городе – есть сомнения).
Вторая реакция: идёт мимо кучи местный житель и думает: «Мне не нравится эта мусорная куча, и я не хочу её видеть рядом со своим домом (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию).
Мои дети гуляют на этой детской площадке, я не хочу, чтобы они знали подобные слова (достаёт телефон, фотографирует, пишет жалобу в мэрию)».
Предположим, что речь идёт не о Москве, а о провинциальном бедном городе. Мэрия увидела жалобу, но никак не отреагировала.
Тогда местный житель пойдет в магазин, купит краску и закрасит неприличные слова в домике для малышей. Мусорную кучу в одиночку убрать ему не под силу, поэтому он организует встречу жителей дома, обсудит с ними проблему.
Жители договорятся выйти все вместе в субботу во двор, чтобы своими силами убрать кучу. Жители сбросятся деньгами на машину, которая вывезет мусор на свалку.
В первой ситуации человеку даже не пришло в голову, что он самостоятельно может решить проблему. Он сразу переложил ответственность на власти города.
Во второй ситуации житель, поняв, что власти не справятся, предпринял действия, чтобы решить проблему самостоятельно без помощи властей. Более того, он организовал других людей для совместных действий.
Первый житель живёт явно в той стране, где гражданского общества нет. А вот второй житель из страны, где оно есть.
Примеры работы гражданского общества
Приведём другие примеры работы гражданского общества (кстати, это может пригодиться для ЕГЭ).
Организация «Лиза Алерт» помогает искать пропавших без вести людей. Люди кооперируются и в своё свободное время бесплатно осуществляют поиск пропавших людей в лесах, в городах, посёлках. Люди создали эту организацию, потому что другого эффективного способа быстро найти пропавшего человека пока не существует.
В городе Екатеринбурге в начале нулевых годов наблюдался пик наркоторговли. Местные жители решили бороться с проблемой совместно с милицией и организовали фонд «Город без наркотиков».
Работа фонда включает в себя реабилитацию наркозависимых, поиск и разгром точек торговли наркотиками совсестно с полицией.
Таким образом, граждане не остались в стороне от проблемы и не переложили полностью её решение на властные структуры.
В современной России существует множество благотворительных фондов: «Подари жизнь» (помощь больным детям), «Выход» (создание информационных ресурсов, обучение педагогов для помощи детям с аутизмом), «Вера» (помощь неизлечимо больным взрослым и детям), «Предание» (помощь всем в разных ситуациях) и многие другие.
Люди добровольно отчисляют на счета этих и других фондов деньги на протяжении уже многих лет. Кто-то жертвует 100 рублей, кто-то 100 тысяч и из этих пожертвований огромное количество людей получают помощь.
Благотворительные фонды создаются оттого, что государство не в состоянии покрыть всех расходов, которые требуются, когда пришла серьёзная беда.
Русская православная цервокь открыла в стране несколько десятков кризисных центров для беременных женщин и мам малолетних детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Эти центры помогают женщинам и их детям выжить.
Жители района организовали пикет против вырубки сквера и его застройки. Жители решили бороться за зелёную зону в своём районе.
Институты гражданского общества
Рассмотренные выше примеры дают представление о том, какие институты можно назвать действующими лицами гражданского общества. Перечислим их:
- Семья
- Благотворительные фонды
- Церковь
- Общественные организации
- Политические партии
- Профсоюзы
Правовое государство
Правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена нормам права.
В таком государстве решающее значение в жизни людей имеют правовые нормы. Религиозные правила, корпоративные и даже моральные занимают подчинённое по отношению к праву место.
Например, недавно в новостях была новость о том, как ветеринарный врач, к которому приносили животных на усыпление за деньги, животных не усыплял. Он их лечил на полученные деньги, а потом находил им новых хозяев.
С точки зрения морали, этот человек – молодец и спаситель животных. С точки зрения права, он занимался мошенничеством, и суд обязал его выплатить штраф.
И именно такие ситуации, когда в обществе торжествует норма права и все с этим согласны, и есть указание на то, что государство – правовое.
Правое государство может быть развито в большей или меньшей степени. Зависит это от отношения граждан к праву. В некоторых странах у людей существует многовековая традиция чтить законы, тогда как в других, как правило, тех странах, где на определённом этапе существовали диктатуры с извращённым и антиморальным правом, граждане не привыкли безусловно доверять и подчиняться законам.
Понять, насколько развито уважение к праву в стране, легко по наблюдению за ситуации на дорогах.
Там, где автолюбители в ста процентах случаях останавливаются на пешеходном переходе, чтобы пропустить человека, – уважение к праву велико.
В тех странах, где даже на пешеходном переходе в целях обеспечения собственной бехопасности приходится вертеть головой по сторонам и идти по зебре только убедившись, что машина тормозит, с уважением к праву ещё не всё в порядке.
Однако путь к правовому государству всегда начинается с закрепления верховенства права в конституции страны.
Признаки правового государства:
1) Верховенство права
2) Система разделения властей
3) Взаимная ответственность гражданина и государства
4) Наличие и защита прав и свобод граждан
Источник: http://egevmeste.ru/grazhdanskoe-obschestvo-i-pravovoe-gosudarstvo.html
ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
Авторы: А. Ю. Мордовцев
ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО, тип социального устройства, основным выражением которого является множество самоорганизующихся вне гос. вмешательства ассоциаций, корпораций, социальных движений и отд.
инициатив; добровольное участие в их создании и деятельности принимают индивиды и группы, посредством выработки общих целей и коллективных действий реализующие свои частные и групповые интересы; социальная активность членов таких организаций характеризуется соотнесением частных интересов с общим благом, общепризнанными ценностями и моралью и установленными правовыми нормами.
История понятия «гражданское общество»
Первые историч. формы Г. о. относятся к городам-государствам Древней Греции.
Аристотель описывал устройство полиса как общность свободных и равных граждан (всех жителей городов), объединившихся для защиты от внешних врагов и регулирующих свои взаимодействия и общение в пределах города через установленные ими самими структуры и процедуры – politike koinonia, политич.
сообщество, или неделимая система власти. Гражд. и политич. общество были неразличимы, политич. общество противопоставлялось природному миру и внешнему другому обществу. Рим. понятие societas civilis также предполагало тождество гражд. и политич. сфер.
Развитие сословного общества, особенно на стадии абсолютизма, дало примеры социальной самоорганизации, прежде всего монашеские ордена, купеческие и ремесленные гильдии. Однако фактически это было не разделение общества и государства, а внутр. дифференциация политич. устройства.
Эпоха Просвещения актуализировала вопрос о принципиальном различии социальной и политич. сфер, общества и государства. Абсолютная власть монарха оставила за собой статус единственного субъекта гос. правления, отстранив от него все сословия и корпорации, а в обществ.
сфере началась реорганизация на основе новых эгалитарных принципов, принципов независимости, свободы выбора и морального долга. Тогда же в политич.
мысли появились идеи о естественных правах человека, началось осознание равенства граждан перед государством (законом) вне зависимости от принадлежности к какому-то сословию и конфессии. Практики автономной деятельности сословий, религ. раскола, экономич.
предпринимательства были описаны в терминах общественного договора – когда государство (монарх) брало на себя функции защиты людей от них самих и от внешней угрозы (Т.
Гоббс) или общество ставило над собой государство, наделяло его полномочиями по управлению при условии соблюдения своей автономности (Дж. Локк).
В это время начинает складываться правовая система, закрепляющая законом отношения между государством и обществом, гарантирующая соблюдение прав граждан, в первую очередь прав собственности, и установленных норм в деятельности общества. Естественно, концептуализация новых отношений отражала не реальные достижения, но попытки выделить черты новой модели социального устройства (получившей впоследствии названия индустриальной, буржуазной, капиталистической).
Шотл. моралисты (А. Фергюсон, которому принадлежит первенство в применении самого термина «гражданское общество», civil society) и политэкономы (А.
Смит) отметили самый активный компонент современного им общества – хозяйствующих на основе прав собственности и свободы независимых субъектов – и определяли Г. о. как трудовой и меновой союз, нацеленный на достижение собств. интересов, но в конечном итоге способствующий прирастанию обществ. богатства.
Особую роль в социальных процессах они отводили обществ. разделению труда, когда члены Г. о., занятые в производстве, передоверяли свои права на защиту в монополию государства, специалистам по защите (профессионалам военным и юристам).
Но Фергюсон видел в таком отчуждении прав и преобладании материальных ценностей в обществе потенциальную угрозу установления насильственного правления. Договорные отношения между государством и Г. о. изначально мыслились как неустойчивые, требующие со стороны Г. о.
активного отстаивания своих прав, определённого контроля над государством. Франц. энциклопедисты понимали Г. о. как общество равных перед верховной властью и законом граждан, объединённых в нацию, – некую антитезу сословному (по сути средневековому) обществу.
Наиболее чёткая характеристика Г. о. относится к 19 в., когда отношения государства и общества приобрели устоявшиеся формы, и принадлежит Г. В. Ф. Гегелю (bürgerliche Gesellschaft).
Вместо дихотомии «государство – гражданское общество» он предложил триаду «семья – гражданское общество – государство», в которой объединил свободу личности, монолитность политич. устройства и множественность и автономность социальных объединений. Г. о. не сводилось к экономич.
сфере, более того, ему отводилась роль посредника между частной личной жизнью индивида и безличным государством. Гегель преобразовал постоянное напряжение и противостояние, присутствующие в классич. понимании отношений государства и Г. о., во взаимопроникновение.
Диалектика такого рода взаимоотношений означала колебания Г. о. между интеграцией и отчуждением, а государства – между усилением своих позиций и уступками.
К. Маркс интерпретировал Г. о. 19 в. в ключе экономич. детерминизма и классовой природы буржуазного общества. Он отождествлял Г. о. с экономич. сферой (т. е.
с индустриальными отношениями), которая чревата антагонизмом интересов её участников и преобладанием интересов буржуазии, что вело к дальнейшему отождествлению Г. о. с буржуазным (тем более, что в нем. яз. эти понятия неразличимы).
Государство в таких условиях не может быть нейтральным инструментом регулирования жизни общества (по его мнению, провозглашение формального равенства неравных граждан является обманом), гражданское (оно же буржуазное) общество главенствует над государством и использует его для обслуживания своих интересов. Позднее А. Грамши расширил марксистскую трактовку Г. о. По его мысли, государство – институт политич. принуждения, а Г. о. – это сфера культурных и идеологич. практик, где формируется обществ. мнение, влияющее на государство. Совр. марксисты гл. роль Г. о. видят в роли посредника между экономич. сферой и государством.
В истории 20 в. содержатся попытки преодоления дуализма государства и Г. о., в виде тоталитаризма и государства всеобщего благоденствия в пользу государства-диктатора и уничтожения Г. о. (свободы личности) – в первом случае, государства-благодетеля и гражданина-иждивенца – во втором.
Современные представления о гражданском обществе
Исследователи кон. 20 – нач. 21 вв. подчёркивают, что между понятием «Г. о.» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия.
Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определённой стадии своего развития. Поэтому категория Г. о.
отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуальных) интересов при определяющем значении последних.
Гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия, подавления личности и гос. контроля над обществ. и личной жизнью его членов.
Г. о. по своим внутр. свойствам должно быть правовым. В условиях Г. о.
свобода и справедливость выступают факторами, упорядочивающими деятельность людей, коллективов и организаций. Однако отд. человек как член Г. о.
обретает свободу в результате своей способности подчиняться принятым в нём нормативным требованиям и признания равной свободы др. людей.
Другая особенность Г. о. связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определённого поля (пространства) реализации частных интересов, юридически независимого от гос.
власти, но достижение высокого уровня самореализации, саморегуляции общества. Осн. функции по налаживанию совместной деятельности членов Г. о. в отд. сферах (предпринимательстве и др. видах деятельности, семейных отношениях, личной жизни и т. п.
) должны осуществляться в этом случае не с помощью орудий и средств стоящей над обществом гос. власти как «особой публичной власти», а самим обществом на принципах активного участия, самоограничения и самоуправления. Функциональная характеристика обществ совр.
типа заключается не только в том, что государство «уступает» определённую сферу частных интересов самому обществу, «отдаёт» ему на откуп решение тех или иных проблем.
Напротив, само общество, достигая нового уровня своего развития, приобретает способность самостоятельно, без вмешательства государства, осуществлять соответствующие функции. Более того, развитое Г. о. способно влиять на определённые политич. решения; наряду с демократич.
процедурами, действенной правовой системой и обществ. мнением является одним из элементов сдерживания возможного произвола властей, составляет необходимый для стабильного, устойчивого развития противовес государству.
В отличие от представлений о Г. о., абсолютизирующих частные интересы (их гл. носители – частные собственники), представления о Г. о.
постиндустриального периода основываются на признании необходимости обеспечения оптимального, гармонич. сочетания частных и обществ. интересов.
Особое значение это имеет для постсоциалистических и экономически слаборазвитых стран, вступивших на путь модернизации.
Структурные компоненты гражданского общества
Прежде всего Г. о. – это общество цивилизованных рыночных отношений. В рыночных условиях социальная организация Г. о. имеет сложный состав, она отражает различия отд. социальных групп (или страт) в системе отношений собственности, производства и, соответственно, распределения материальных благ.
В соответствии с этим критерием можно выделить три осн. группы, составляющие Г. о., – наёмных работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Достижение взвешенного баланса экономич. интересов и материальных возможностей этих групп обеспечивает устойчивость развития и политич.
стабильность конкретных обществ. Общественно-политич. организация Г. о. отличается от государственно-политич. организации, от гос. управления обществом. Реальный демократизм Г. о.
как основа обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает собственные, негосударств. общественно-политич. механизмы саморегуляции и самоорганизации. Происходит т. н. политич.
институционализация Г. о., т. е. общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политич. партии, массовые движения, проф. союзы, женские, ветеранские, молодёжные, религ. организации, творч. союзы, землячества, фонды, ассоциации и др. добровольные объединения граждан, создаваемые на основе их политич.
, проф., культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политич. институционализации Г. о. является принцип политич. и идеологич. плюрализма (многообразия), многопартийность.
Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/2375501