Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

Содержание
  1. Как решать задачи С1 (30) на ЕГЭ по химии. Часть III
  2. Типичные окислители
  3. Типичные восстановители
  4. Шестой шаг: превращения некоторых окислителей в разных средах. “Судьба” перманганатов, хроматов, азотной и серной кислот
  5. Продукты восстановления перманганата калия (KMnO4) в различных средах
  6. Решение задачи 30 на ЕГЭ по химии. Часть IV →
  7. Новости ЕГЭ №5: что же всё-таки стряслось на ЕГЭ по химии?
  8. С чего всё началось?
  9. А что ответили чиновники?
  10. Мнение педагогического сообщества
  11. Чем всё закончится?
  12. Очень сложные задания или просто плохая подготовка. Что случилось с ЕГЭ по химии в этом году
  13. « проблема — это несоответствие досрочных вариантов тому, что было в экзаменационных КИМах»
  14. «С работой бы не справились дети, натасканные на ЕГЭ»
  15. Самостоятельная подготовка к егэ по химии с нуля и до результата
  16. Теория для подготовки к ЕГЭ по химии
  17. План подготовки к ЕГЭ по химии
  18. Книги для подготовки к ЕГЭ по химии
  19. Курсы по химии: подготовка к ЕГЭ
  20. Сайт по химии для подготовки к ЕГЭ
  21. Егэ по химии: структура и советы
  22. Рекомендации для участников экзамена
  23. Как подготовиться?
  24. Где найти демонстрационную версию?

Как решать задачи С1 (30) на ЕГЭ по химии. Часть III

Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

Продолжаем обсуждать решение задачи вида С1 (№ 30), которая обязательно встретится всем, кто будет сдавать ЕГЭ по химии. В первой части статьи мы изложили общий алгоритм решения задачи 30, во второй части разобрали несколько достаточно сложных примеров.

Третью часть начнем с обсуждения типичных окислителей и восстановителей и их превращений в различных средах.

Хотелось бы напомнить несколько моментов, связанных с понятием степени окисления.

Мы уже отмечали, что постоянная степень окисления характерна лишь для относительно небольшого числа элементов (фтора, кислорода, щелочных и щелочноземельных металлов и т. п.) Большинство элементов может проявлять разные степени окисления.

Например, для хлора возможны все состояния от -1 до +7, хотя наиболее стабильны нечетные значения. Азот проявляет степени окисления от -3 до +5 и т. д.

Следует четко запомнить два важных правила.

1. Высшая степень окисления элемента – неметалла в большинстве случаев совпадает с номером группы, в которой находится данный элемент, а низшая степень окисления = номер группы – 8.

Например, хлор находится в VII группе, следовательно, его высшая степень окисления = +7, а низшая – 7 – 8 = -1. Селен находится в VI группе. Высшая степень окисления = +6, низшая – (-2). Кремний расположен в IV группе; соответствующие значения равны +4 и -4.

Запомните, что из этого правила есть исключения: высшая степень окисления кислорода = +2 (и даже она проявляется только во фториде кислорода), а высшая степень окисления фтора = 0 (в простом веществе)!

2. Металлы не способны проявлять отрицательные степени окисления. Это довольно важно, учитывая, что более 70% химических элементов относятся именно к металлам.

А теперь вопрос: “Может ли Mn(+7) выступать в химических реакциях в роли восстановителя?” Не спешите, попробуйте ответить самостоятельно.

Правильный ответ: “Нет, не может!” Объяснить это очень легко. Взгляните на положение этого элемента в периодической системе. Mn находится в VII группе, следовательно, его ВЫСШАЯ степень окисления равна +7.

Если бы Mn(+7) выступал в роли восстановителя, его степень окисления повысилась бы (вспомните определение восстановителя!), а это невозможно, поскольку она и так имеет максимальное значение.

Вывод: Mn(+7) может быть только окислителем.

По той же причине ТОЛЬКО ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ свойства могут проявлять S(+6), N(+5), Cr(+6), V(+5), Pb(+4) и т. д. Взгляните на положение этих элементов в периодической системе и убедитесь в этом сами.

И еще вопрос: “Может ли Se(-2) выступать в химических реакциях в роли окислителя?”

И вновь отрицательный ответ. Вы, вероятно, уже догадались, в чем тут дело. Селен находится в VI группе, его НИЗШАЯ степень окисления равна -2. Se(-2) не может ПРИОБРЕТАТЬ электроны, т. е., не может быть окислителем. Если Se(-2) участвует в ОВР, то только в роли ВОССТАНОВИТЕЛЯ.

По аналогичной причине ТОЛЬКО ВОССТАНОВИТЕЛЕМ может быть N(-3), P(-3), S(-2), Te(-2), I(-1), Br(-1) и т. д.

Окончательный вывод: элемент, находящийся в низшей степени окисления, может выступать в ОВР только в роли восстановителя, а элемент с высшей степенью окисления – только в роли окислителя.

“А что, если элемент имеет промежуточную степень окисления?” – спросите вы. Ну, тогда возможно и его окисление, и его восстановление. Например, сера в реакции с кислородом окисляется, а в реакции с натрием – восстанавливается.

Наверное, логично предположить, что каждый элемент в высшей степени окисления будет выраженным окислителем, а в низшей – сильным восстановителем. В большинстве случаев это действительно так.

Например, все соединения Mn(+7), Cr(+6), N(+5) можно отнести к сильным окислителям. Но, например, P(+5) и С(+4) восстанавливаются с трудом.

А уж заставить Ca(+2) или Na(+1) выступить в роли окислителя практически невозможно, хотя, формально говоря, +2 и +1 – это тоже высшие степени окисления.

Наоборот, многие соединения хлора (+1) являются мощными окислителями, хотя степень окисления +1 в данном случае далека от высшей.

F(-1) и Cl(-1) – плохие восстано­вители, а их аналоги (Br(-1) и I(-1)) – хорошие. Кислород в низшей степени окисления (-2) практически не проявляет восстановительные свойства, а Te(-2) – мощный восстановитель.

Мы видим, что все не так очевидно, как хотелось бы. В ряде случаев, способность к окислению – восстановлению можно легко предвидеть, в других случаях – нужно просто запомнить, что вещество Х – это, скажем, хороший окислитель.

Кажется, мы наконец-то добрались до списка типичных окислителей и восстановителей. Хотелось бы, чтобы вы не просто “вызубрили” эти формулы (хотя и это будет неплохо!), но и смогли бы объяснить, почему то или иное вещество попало в соответствующий список.

Типичные окислители

  1. Простые вещества – неметаллы: F2, O2, O3, Cl2, Br2.
  2. Концентрированная серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3) в любой концентрации, хлорноватистая кислота (HClO), хлорная кислота (HClO4).
  3. Перманганат калия и манганат калия (KMnO4 и K2MnO4), хроматы и бихроматы (K2CrO4 и K2Cr2O7), висмутаты (напр., NaBiO3).
  4. Оксиды хрома (VI), висмута (V), свинца (IV), марганца (IV).
  5. Гипохлориты (NaClO), хлораты (NaClO3) и перхлораты (NaClO4); нитраты (KNO3).
  6. Пероксиды, надпероксиды, озониды, органические перекиси, пероксокислоты, все остальные вещества, содержащие группировку -O-O- (напр.

    , пероксид водорода – H2O2, пероксид натрия – Na2O2, надпероксид калия – KO2).

  7. Ионы металлов, расположенных в правой части ряда напряжений: Au3+, Ag+.

Типичные восстановители

  1. Простые вещества – металлы: щелочные и щелочноземельные, Mg, Al, Zn, Sn.
  2. Простые вещества – неметаллы: H2, C.
  3. Гидриды металлов: LiH, CaH2, алюмогидрид лития (LiAlH4), боргидрид натрия (NaBH4).
  4. Гидриды некоторых неметаллов: HI, HBr, H2S, H2Se, H2Te, PH3, силаны и бораны.

  5. Иодиды, бромиды, сульфиды, селениды, фосфиды, нитриды, карбиды, нитриты, гипофосфиты, сульфиты.
  6. Угарный газ (CO).

Хотелось бы подчеркнуть несколько моментов:

  1. Я не ставил перед собой цели перечислить все окислители и восстановители. Это невозможно, да и не нужно.
  2. Одно и то же вещество может выступать в одном процессе в роли окислителя, а в другом – в роли в-теля.
  3. Никто не может гарантировать, что в экзаменационной задаче C1 вам обязательно встретится одно из этих веществ, но вероятность этого весьма высока.
  4. Важно не механическое запоминание формул, а ПОНИМАНИЕ.

    Попробуйте проверить себя: выпишите вперемешку вещества из двух списков, а затем попробуйте самостоятельно разделить их на типичные окислители и восстановители. Руководствуйтесь теми соображениями, которые мы обсуждали в начале этой статьи.

А теперь небольшая контрольная работа.

Я предложу вам несколько неполных уравнений, а вы попробуете найти окислитель и восстановитель. Дописывать правые части уравнений пока не обязательно.

Пример 12. Определите окислитель и восстановитель в ОВР:

HNO3 + Zn = …

CrO3 + C3H6 + H2SO4 = …

Na2SO3 + Na2Cr2O7 + H2SO4 = …

O3 + Fe(OH)2 + H2O = …

CaH2 + F2 = …

KMnO4 + KNO2 + KOH = …

H2O2 + K2S + KOH = …

Думаю, вы справились с этим заданием без труда. Если же возникли проблемы, прочитайте еще раз начало этой статьи, поработайте над списком типичных окислителей.

“Все это чудесно! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Но где же обещанные задачи С1 с неполными уравнениями? Да, в примере 12 мы смогли определить окислитель и в-тель, но ведь главное не в этом. Главное – суметь ДОПОЛНИТЬ уравнение реакции, а разве список окислителей сможет нам в этом помочь?”

Да, сможет, если понимать, ЧТО ПРОИСХОДИТ с типичными окислителями в различных условиях. Вот именно этим мы сейчас и займемся.

Шестой шаг: превращения некоторых окислителей в разных средах. “Судьба” перманганатов, хроматов, азотной и серной кислот

Итак, мы должны не только уметь распознавать типичные окислители, но и понимать, во что превращаются эти вещества в ходе ОВР. Очевидно, что без этого понимания мы не сможем правильно решить задачу 30.

Ситуация усложняется тем, что продукты взаимодействия невозможно указать ОДНОЗНАЧНО. Бессмысленно спрашивать: “Во что превратится перманганат калия в ходе процесса восстановления?” Все зависит от множества причин. В случае KMnO4 главная из них – это кислотность (pH) среды.

В принципе, характер продуктов восстановления может зависеть от:

  1. используемого в ходе процесса восстановителя,
  2. кислотности среды,
  3. концентраций участников реакции,
  4. температуры процесса.

Мы не будем сейчас говорить о влиянии концентрации и температуры (хотя пытливые юные химики могут вспомнить, что, например, хлор и бром по-разному взаимодействуют с водным раствором щелочи на холоду и при нагревании). Сосредоточимся на рН среды и силе восстановителя.

Информацию, приведенную ниже, следует просто запомнить. Не надо пытаться анализировать причины, просто ЗАПОМНИТЕ продукты реакций. Уверяю вас, на ЕГЭ по химии это может вам пригодиться.

Продукты восстановления перманганата калия (KMnO4) в различных средах

Характер средыПродукты восстановления
КислаяMn2+ (соли марганца (II))
НейтральнаяMnO2 (оксид марганца (IV))
ЩелочнаяMnO42- (манганаты)

Пример 13. Дополните уравнения окислительно – восстановительных реакций:

KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 = …
KMnO4 + H2O + K2SO3 = …
KMnO4 + KOH + K2SO3 = …

Решение. Руководствуясь списком типичных окислителей и восстановителей, приходим к выводу, что окислителем во всех этих реакциях является перманганат калия, а восстановителем – сульфит калия.

H2SO4, H2O и КОН определяют характер раствора. В первом случае реакция идет в кислой среде, во втором – в нейтральной, в третьем – в щелочной.

Вывод: в первом случае перманганат будет восстановлен до соли Mn(II), во втором – до диоксида марганца, в третьем – до манганата калия. Дополним уравнения реакций:

KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 = MnSO4 + …
KMnO4 + H2O + K2SO3 = MnO2 + …
KMnO4 + KOH + K2SO3 = K2MnO4 + …

А во что превратится сульфит калия? Ну, естественно, в сульфат. Очевидно, что К в составе K2SO3 окислять дальше просто некуда, окисление кислорода крайне маловероятно (хотя, в принципе, возможно), а вот S(+4) легко превращается в S(+6). Продукт окисления – K2SO4, можно добавить эту формулу в уравнения:

KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 = MnSO4 + K2SO4 + …
KMnO4 + H2O + K2SO3 = MnO2 + K2SO4 + …
KMnO4 + KOH + K2SO3 = K2MnO4 + K2SO4 + …

Наши уравнения практически готовы. Осталось добавить вещества, которые непосредственно не участвуют в ОВР и расставить коэффициенты. Кстати, если начать со второго пункта, возможно, будет даже проще. Построим, например, электронный баланс для последней реакции

Mn(+7) + 1e=Mn(+6)(2)
S(+4) – 2e=S(+6)(1)

Ставим коэффициент 2 перед формулами KMnO4 и K2MnO4; перед формулами сульфита и сульфата калия подразумеваем коэфф. 1:

2KMnO4 + KOH + K2SO3 = 2K2MnO4 + K2SO4 + …

Справа видим 6 атомов калия, слева – пока только 5. Надо исправлять положение; ставим перед формулой КОН коэффициент 2:

2KMnO4 + 2KOH + K2SO3 = 2K2MnO4 + K2SO4 + …

Последний штрих: в левой части видим атомы водорода, справа их нет. Очевидно, надо срочно найти какое-то вещество, которое содержит водород в степени окисления +1. Давайте возьмем воду!

2KMnO4 + 2KOH + K2SO3 = 2K2MnO4 + K2SO4 + H2O

Проверяем еще раз уравнение. Да, все отлично!

“Интересное кино! – заметит бдительный юный химик. – А почему это вы добавили на последнем шаге именно воду? А если я захочу добавить перекись водорода или просто Н2 или гидрид калия или Н2S? Вы добавили воду, т. к. ее НЕОБХОДИМО было добавить или вам просто так захотелось?”

Что же, давайте разбираться. Ну, во-первых, добавлять вещества в уравнение реакции по своему желанию мы, естественно не имеем права. Реакция идет именно так, как она идет; как распорядилась природа. Наши симпатии и антипатии не в силах повлиять на ход процесса.

Мы можем попробовать изменить условия реакции (повысить температуру, добавить катализатор, изменить давление), но если условия реакции заданы, ее результат уже не может зависеть от нашей воли.

Таким образом, формула воды в уравнении последней реакции – это не мое желание, а факт.

Во-вторых, вы, можете попробовать уравнять реакцию в случаях, когда вместо воды будут присутствовать перечисленные вами вещества. Уверяю вас: ни в одном случае вы не сможете этого сделать.

В-третьих, варианты с H2O2, Н2, KH или Н2S просто неприемлемы в данном случае по тем или другим причинам. Например, в первом случае меняется степень окисления кислорода, во втором и 3-м – водорода, а мы договорились, что степень окисления поменяется только у Mn и S.

В четвертом случае сера вообще выступила в роли окислителя, а мы условились, что S – восстановитель. Кроме того, гидрид калия вряд ли “выживет” в водной среде (а реакция, напомню, идет в водном р-ре), а H2S (даже если бы это вещество и образовалось) неминуемо вступит в р-цию с КОН.

Как видите, знание химии позволяет нам отвергнуть эти в-ва.

“Но почему именно вода?” – спросите вы.

Да, потому, например, что в данном процессе (как и во многих других) вода выступает в качестве растворителя. Потому, например, что если вы проанализируете все реакции, написанные вами за 4 года изучения химии, обнаружится, что Н2O встречается едва ли не в половине уравнений. Вода – вообще довольно “популярное” в химии соединение.

Поймите, я не утверждаю, что каждый раз, когда в задаче 30 вам надо “куда-то отправить водород” или “откуда-то взять кислород”, необходимо хвататься за воду. Но, наверное, это будет первое вещество, о котором следует подумать.

Похожая логика используется для уравнений реакций в кислой и нейтральной средах. В первом случае необходимо добавить в правую часть формулу воды, во втором – гидроксида калия:

KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 = MnSO4 + K2SO4 + H2O,
KMnO4 + H2O + K2SO3 = MnO2 + K2SO4 + KOH.

Расстановка коэффициентов у многоопытных юных химиков не должна вызвать ни малейших затруднений. Окончательный ответ:

2KMnO4 + 3H2SO4 + 5K2SO3 = 2MnSO4 + 6K2SO4 + 3H2O,
2KMnO4 + H2O + 3K2SO3 = 2MnO2 + 3K2SO4 + 2KOH.

В следующей части мы поговорим о продуктах восстановления хроматов и бихроматов, об азотной и серной кислотах.

Решение задачи 30 на ЕГЭ по химии. Часть IV →

Источник: http://www.repetitor2000.ru/reshenie_c1_po_himii_03.html

Новости ЕГЭ №5: что же всё-таки стряслось на ЕГЭ по химии?

Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School продолжают составлять для своих читателей дайджесты еженедельных новостей ЕГЭ-2020. Сегодня представляем вашему вниманию наш пятый выпуск, полностью посвященный ЕГЭ по химии.

На прошедшей неделе самой громкой новостью по теме ЕГЭ стала реакция на задания по химии. Уже в день экзамена (16 июля) появилось много постов в соцсетях и даже публикаций, рассказывающих, что многие выпускники не смогли успешно пройти испытание и выходили из аудиторий буквально в слезах. Многие участники ЕГЭ по химии утверждают, что задания были намного сложнее, чем в демоверсиях ФИПИ.

С чего всё началось?

Уже на следующий день после экзамена стали появляться петиции с просьбой отменить результаты ЕГЭ по химии 2020 года. В настоящий момент таких петиций уже 5. Самая громкая из них размещена инженером-химиком-технологом Сергеем Арутюняном, она набрала уже более 41 тысячи подписей. В эмоциональном вступлении говорится следующее (jрфография и пунктуация автора):

“Уважаемый господин Министр просвещения, уважаемые господа составители заданий по ЕГЭ, Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать, и не только понаслышке, учебники высшей школы: Некрасова, Глинки, Алексеева, Чичибабина, Крешкова и других автороd Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника – лицемерие!!!!”

Сергей Арутюнян обратил внимание на тот факт, что выпускники 2020 года последние 3 месяца готовились к экзаменам дистанционно, и давать на экзамене в период пандемии COVID-19, задания, составленные сложнее и заковыристее, чем в демоверсии ФИПИ, – это не совсем гуманно. Его мнение, конечно, разделили далеко не все. Оппоненты, в свою очередь, обращали внимание на то, что задания за рамки школьной программы не выходили и были нацелены на выявление думающих и мотивированных абитуриентов.

Дискуссия о снижении уровня сложности ЕГЭ в 2020 году велась ещё весной на самом высоком уровне. Например, стоит напомнить, что ещё в апреле мэр Москвы Сергей Собянин публично обращал внимание на особые условия подготовки школьников и даже просил временно упростить задания ЕГЭ:

“Мы вели консультации на этот счет, чтобы эти экзамены были несколько проще, чем в предыдущие годы, потому что ребенок в полном объеме, наверное, не сможет освоить программу так, как он бы освоил это, получая очное образование”.

Вторая петиция, набравшая уже более 18 тысяч подписей, адресована Владимиру Путину. Этой петиции уже 2 года, в 2020 она снова стала актуальной, и сбор подписей продолжился. Как мы видим, проблема далеко не нова:

“Увидев С часть, у многих был шок. То, к чему нас готовили книжки от ФИПИ, не было, попались задания в 3-4 раза сложней, никогда не прорешивали такие, многие сидели и не знали, что делать! Во время начала ЕГЭ говорят, что любому школьнику по силам сдать ЕГЭ по химии…это Ложь! Школьной программы не хватит, чтобы сдать ЕГЭ, что уж там говорить про поступление в какие-то вузы! Почему нельзя было ЕГЭ сделать таким, к чему были готовы дети? Усложнились многие задания, впринципе, тоже самое сделали с профильной математикой! Даже 1 часть была намного сложней, чем то, к чему нас готовили книжки, учителя и задания из ФИПИ! 34 задание вообще новое, таких типовых не было!!!Это не честно, по отношению к выпускникам!” (Орфография и пунктуация автора)

А что ответили чиновники?

Петиции не остались незамеченными образовательными чиновниками. Уже 17 июля появились официальные комментарии Рособрнадзора. В пресс-службе ведомства подтвердили, что задания в ЕГЭ по химии 2020 года не выходили за рамки школьной программы и кодификатора:

“Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по всем учебным предметам включают задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, – рассказали в Рособрнадзоре. – Это позволяет отбирать наиболее подготовленных абитуриентов для продолжения обучения в вузах. В том числе – выявить лучших выпускников, которые станут студентами ведущих вузов страны”.

Не остались в стороне и разработчики ФИПИ. Через несколько дней последовали комментарии и от них. Правда, не от команды разработчиков заданий по химии, а от Ивана Ященко, главы федеральной группы разработчиков заданий ЕГЭ по математике, научного руководитель московского Центра педагогического мастерства:

“Демоверсия — это лишь пример, один из вариантов. А полный список того, что проверяется в задании, приведён в спецификации к ЕГЭ. Она публикуется на сайте Федерального института педагогических измерений ещё в начале учебного года. Все педагоги о ней знают. И ребята, и, к сожалению, даже некоторые репетиторы, порой ориентируются лишь на демоверсию или варианты прошлого года… Но в заданиях высокого уровня сложности выпускник должен продемонстрировать умение применять знания в нестандартной, в незнакомой ему ситуации”.

Мнение педагогического сообщества

Свои “5 копеек” вставили и учителя. Они не остались в стороне и приняли участие в дискуссии. Многие преподаватели сетовали, что в их школах на изучение химии отводится всего один-два часа в неделю, и шанс качественно подготовить школьников к такому уровню сложности заданий на практике сводится к нулю.

Учитель химии из Красноярска Ольга Юмашева сдавала в этом году ЕГЭ по своему предмету как выпускник прошлых лет. Она не побоялась озвучить своё впечатление от заданий 2020 года:

«Бедные дети! Есть задания, которые я вообще впервые видела. Я по логике вещей что-то написала, но не знаю, насколько это правильно! Первую часть написала неплохо, но вторая часть — очень подковыристая, много подводных камней».

Глава Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина не стала отрицать, что задания в 2020 году действительно оказались сложнее демоверсий, но полностью приняла сторону Рособрнадзора и ФИПИ:

“Говорить о том, что все задания ЕГЭ архисложные, нельзя. Люди, которые их составляют, очень хорошо знают, что есть в учебниках по химии, а чего в них нет. Большинство заданий по сравнению с прошлым годом не изменились, в некоторых случаях изменились их формулировки, однако тип заданий сохранился. И только одно задание – номер 34 – изменилось серьезно. Оно всегда было самым сложным (это расчетная задача, требующая знания и математики), но в этом году было больше ориентировано на глубокое понимание и знание химии, на анализ, умение рассуждать, выстраивать логические связи. Для его решения недостаточно использования стандартных алгоритмов, на которые можно натаскать практически любого ученика. Чтобы поступить в вузы, и тем более на профильные направления, выпускники все-таки должны знать химию не на репродуктивном уровне. На первых курсах вузов преподаватели должны опираться на глубокое знание студентами предмета, а не устраивать им ликбез”.

Чем всё закончится?

Петиции с претензиями к заданиям ЕГЭ появляются с завидной регулярностью каждый год. Например, в 2016 году петиция о “немыслимом уровне сложности заданий части С единого госэкзамена по профильной математике” собрала на сегодняшний день 100 549 подписей. Однако и 4 года назад комментарии Ивана Ященко были в той же риторике. Мол, всё в рамках школьной программы.

Для того чтобы петиция была рассмотрена в парламенте, необходимо набрать 100 тысяч . Данная петиция через 4 года перешагнула этот порог, но пока мы не слышали о том, чтобы её приняли к рассмотрению в Федеральном собрании РФ.

Ребята, создавшие 4 года назад эту петицию, в 2020 году уже благополучно окончили бакалавриат и получили дипломы о высшем образовании.

Что же остаётся делать участникам ЕГЭ по химии 2020 года? Ждать результатов. Они будут опубликованы не позднее 30 июля. Ожидать каких-то послаблений вряд ли стоит. Скорее всего, в этом году мы столкнёмся с существенным снижением среднего балла на ЕГЭ по химии. Искренне желаем всем выпускникам всё-таки благополучно поступить в вузы вашей мечты, несмотря ни на какие трудности.

Читайте в предыдущих дайджестах новостей ЕГЭ-2020:

Новости ЕГЭ №1: жара в аудиториях и первые удаленные за шпаргалки и телефоны

Новости ЕГЭ №2: скандал с подростками-инвалидами в Москве и бесплатные авиабилеты для выпускников

Новости ЕГЭ №3: +50 в Самаре и треш в Норильске

Новости ЕГЭ №4: подставной выпускник и атака иностранных хакеров

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем про ЕГЭ всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом. 

Обложка поста: pixabay.com

Источник: https://ege.lancmanschool.ru/poleznyie-stati/novosti-ege-51/

Очень сложные задания или просто плохая подготовка. Что случилось с ЕГЭ по химии в этом году

Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

16 июля российские школьники вышли с ЕГЭ по химии возмущенными: задания, мол, были чересчур сложными, не по программе, никто не был к такому готов. Многие педагоги даже создали петиции с просьбой скорректировать оценивание работ. С нами преподаватели химии тоже поделились своими мыслями по поводу экзамена. И тут, как говорится, не все так однозначно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

« проблема — это несоответствие досрочных вариантов тому, что было в экзаменационных КИМах»

Юлия Вишневская, преподаватель химии в онлайн-школе

Обычно сразу после экзамена дети бегут рассказывать, какие именно задания им попались и что вызвало сложность. Воспроизводят точные формулировки вопросов и задач, чтобы понять, верно они ответили или нет. Пытаются прорешать все еще раз и вместе с репетитором. Поэтому я хорошо понимаю, какие задания были в этом году.

https://www.youtube.com/watch?v=gPAW46tPHII

Я бы не сказала, что ЕГЭ по химии в 2020 году действительно выходил за рамки школьной программы. Скорее это были задания на профильном уровне, а он дается далеко не всем.

Даже если у ребёнка есть учебник профильного уровня, разобраться с ним должным образом одному — очень сложная задача. Не все дети могут организовать себе такое обучение, а во многих школах количество часов химии оставляет желать лучшего.

Где-то, например, предусмотрен только час этого предмета в неделю, а преподаватель может оказаться биологом, а не химиком, и не знать многих аспектов.

Я могу назвать сразу несколько факторов, из-за которых экзамен можно считать сложным. Во-первых, это бесконечные переносы самого ЕГЭ — их было огромное количество. Всё это время детям морочили голову (не называли конкретную дату экзамена), поэтому нервы у них были на пределе. А на самом экзамене нервы у многих сдали.

Банк заданий прилично обновили, было много подводных камней. Плюс формулировки оказались сложными буквально с первых задач

А ситуация, когда даже самые первые задания вызывают сложности, выбивает из колеи. Все последующие в таком случае кажутся еще более сложными и нерешаемыми. Первые задания ориентированы на знания, полученные в 8–9-м классах. Если они не получаются, уверенность у человека сразу пропадает.

Многие дети рассказывали мне про дикие истерики в аудиториях.

Когда человек сидит и решает задания, а рядом с ним ревёт мальчик-одноклассник, который метил на 100 баллов, занимался с 8-го класса, участвовал в олимпиадах, это действительно бьёт по самочувствию и уверенности. Рассказывали, что плакать могли сразу несколько детей, а организаторы не могли их успокоить, потому что сами не были к такому готовы.

Некоторых увозили на скорой. Несколько моих учеников будут писать экзамен 24 июля — в резервный день, просто потому что 16 июля им стало плохо. Не знаю, из-за заданий это или из-за чего-то еще, но факт остаётся фактом: спокойно перенести экзамен у них не получилось.

Но главная проблема — это несоответствие досрочных вариантов тому, что было в экзаменационных КИМах. В банке заданий ФИПИ задания, если честно, совсем смешные. Но более смешные задания в сборнике от составителей ЕГЭ.

Если ребёнку, который прошёл через ЕГЭ, сейчас показать, что написано в сборнике, на котором красуется фраза «соответствует требованиям ФИПИ», то они скажут: «Нет, таких лёгких заданий не было даже близко».

В сборнике формулировки кристально чистые и ясные, дети на них очень хорошо натренировались в последние годы.

То, что им дали на экзамене, отличалось от того, к чему они готовились

Кому-то попались более-менее адекватные варианты, хотя таких очень мало, кому-то — те самые сложные задания, но они смогли быстро сориентироваться — возможно, из-за того, что не нервничали так сильно.

Один мой ученик сказал: «Как только я увидел первые задания, у меня началась паника, но потом я подумал, подошёл к задачам с другой стороны и смог решить». Он решил за пять минут до конца экзамена самое сложное задание — № 34.

Там нужно проявить логику и очень хорошее знание математики, а кроме того, иметь запас терпения.

Он рассказал, что час бился с задачей, у него не получалось, но потом догадался, как её решать — закричал прямо в аудитории: «Несите мне скорее бланки!» — и за пять минут до конца экзамена действительно решил эту задачу. Такие ученики тоже были, их было немало, но, конечно, основная масса ребят растерялась из-за необычности формулировок.

То, что экзамен изменился, — это неплохо. Наоборот — даже хорошо, потому что теперь упор делается на понимание каких-то вещей, а не на натаскивание. Лично я при подготовке к экзамену старалась давать детям наиболее сложные и интересные задания — сложнее реального экзамена. Некоторые спрашивали: «Почему мы такое решаем, если на экзамене задания другие и легче?»

Расчёт был на то, что дети, увидев реальные КИМы, поймут, что они решали что-то посерьёзнее, и выдохнут

Но на деле получилось, что уровень сложности на экзамене даже превышал те задания, о которых мы с ними говорили. Сейчас многие репетиторы (и я в том числе) чувствуют свою вину: не так выстроили программу, чему-то недоучили, недостаточно нагрузили. Действительно жалко детей.

Но раз экзамен поменяли, то и мы будем меняться и не стоять на месте. Прежнего доверия к составителям ЕГЭ, досрочных вариантов, сборников ФИПИ уже точно не будет, на них мы больше не ориентируемся. Теперь мы будем давать максимум, чтобы дети понимали, что они должны впитать этот максимум и справиться на экзамене.

«С работой бы не справились дети, натасканные на ЕГЭ»

Людмила Михайлова (фамилия изменена по просьбе героини), учитель химии

Сейчас, когда всё успокоилось, я немного переосмыслила ситуацию. Экзамен был в рамках школьной программы — это однозначно. Многие говорили, что вторая часть была сложная, но я бы не сказала, что она была архисложная.

Некоторые возмущались, что, например, задача № 34 была не в рамках школьной программы, но на деле это не так: предполагалось и говорилось, что будут задачи на атомарность.

Кого-то смутило, что такие задачи решались системой уравнений, но они уже лет 20 ей решаются!

Речь идет о том, что с работой бы не справились дети, натасканные на ЕГЭ. Я считаю, что эта волна возмущения идет от репетиторов и онлайн-курсов

Видно, что сменились авторы КИМов, — это чисто моё мнение, но я считаю, что составлялись они профессорами, которые активно продвигают свои учебники. Война идет и на этом уровне.

Ребёнок из профильного класса должен был справиться. Да, будут баллы намного ниже. Но вообще-то уже давно говорилось о том, что с этим экзаменом нужно что-то делать: либо вводить практическую часть, либо как-то по-другому ее усложнять. Да, времени давалось мало. Но как-то же нужно градировать учеников?

Возмущались даже самыми первыми заданиями. Вот, допустим, задача на определение высшей и низшей валентности у элемента.

На экзамене периодическая система Менделеева у ребёнка всегда перед глазами! И если раньше требовалось просто определить значение валентности, то в этот раз спросили разницу между высшей и низшей валентностью.

То есть для этого нужно выполнить ещё одно простейшее математическое действие. Усложненное ли это задание? Нет.

Но если ребёнок натаскан только на решение предыдущего типа задач, эта формулировка его смутит и он начнет нервничать

Думаю, в принципе, честно, что экзамен наконец перестал быть экзаменом, который сможет сдать любой человек, натасканный на него. Но это нечестно по отношению к детям из маленьких сёл и регионов — ведь у них нет возможности пойти учиться в профильный класс, а учителей химии очень мало; как правило, в сёлах они совмещают преподавание химии с каким-нибудь другим предметом.

И если дети из этих маленьких поселков раньше занимались на онлайн-курсах и этого было достаточно, то теперь речь идет о том, что нужно знать предмет — и очень досконально. Не то чтобы этот год вскрыл проблемы с ЕГЭ по химии, но мы точно про них вспомнили.

Источник: https://mel.fm/yege-2020/1286745-ege_chemistry_problem

Самостоятельная подготовка к егэ по химии с нуля и до результата

Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

Последний учебный год самый запоминающийся и важный в жизни ученика. Ведь требуется окончательно определиться с выбором будущей специальности и предметами для сдачи экзаменов. На этот раз я подобрала для вас полезный материал о том, как подготовиться к ЕГЭ по химии.

Теория для подготовки к ЕГЭ по химии

Подготовка к экзамену всегда начинается с изучения теоретической части. Поэтому, если ваши знания по химии находятся на среднем уровне — прокачивайте теорию, но подкрепляйте выполнением практических занятий.

В 2018 году ЕГЭ по химии состоял из 35 заданий: первые 29 вопросов подразумевают выбор ответ из предложенных, либо написание цифрового ответа после расчета, остальные 6 заданий требуют предоставление полного, развернутого ответа. ЗА первые 29 ответов можно набрать максимально 40 баллов, а за вторую часть ЕГЭ — 20 баллов. Возможно в 2019 году структура ЕГЭ по химии останется неизменной.

Основные теоретические вопросы в ЕГЭ по химии затрагивают следующие темы:

  • Строение атома в современном понимании.
  • Таблица Менделеева.
  • Неорганическая химия (химические свойства металлов и неметаллов).
  • Органическая химия (жиры, белки и углеводы).
  • Экспериментальная химия в теории (правила работы и безопасности в лаборатории, способы получения определенного вещества).
  • Представления о методах получения требуемых веществ и элементов в промышленном варианте (металлургия и способы получения металлов на производстве, химическая промышленность).
  • Расчеты по формулам и химическим уравнениям.

План подготовки к ЕГЭ по химии

Начинать готовиться к ЕГЭ по химии с нуля лучше всего с начала учебного года, а не за месяц до экзамена. Тогда вы сможете грамотно распределить свое время и подготовиться не только к химии, но и к другим выбранным предметам. Я хотела бы поделиться своим планом подготовки к экзамену:

1). Составьте годовой план с расчетом по часам и выбором дней подготовки. Например, заниматься химией по 2 часа в день по понедельникам, средам и субботам.

2). Лучше всего привлечь к подготовке близкого человека (родителей или сестру/брата). Если такой возможности нет, то объединяйтесь с другим учеником, планирующим сдавать ЕГЭ по химии. Так вы будете чувствовать поддержку друг друга и заодно подгонять, если кто-то из вас отстает. Это своеобразный способ мотивации, да и занятия будут проходить интереснее.

3). Рассчитайте время на выполнение каждого задания на тестировании. Так вы заранее будете знать сколько времени потратить на вопрос и если «зависните» над чем-то, то можно перейти к другому заданию, а к невыполненному вернуться позже.

4). Приближаясь к экзамену, старайтесь максимально соблюдать режим питания и сна. Экзаменуемый должен чувствовать себя отдохнувшим.

Совет! На самом экзамене нужно определиться с заданиями по сложности. Самые легко понимаемые для вас задания лучше всего оставить на последние 30 минут экзамена. Задачи второй части принесут вам высокий балл, поэтому рекомендуется начать с них, но желательно соблюдать запланированное время на выполнение каждого задания. Ответы на простые вопросы можно дать в конце экзамена.

Книги для подготовки к ЕГЭ по химии

Самостоятельно подготовиться к экзамену по химии можно с помощью изучения учебников и методических пособий. Этот способ является наиболее сложным, так как от ученика потребуется максимальная концентрация внимания, способность самостоятельно разбираться в материале, усидчивость и самодисциплина.

Среди популярных учебников для подготовки к ЕГЭ по химии выделяют:

  • «ЕГЭ. Химия. Большой справочник» (авторы — Доронькин, Сажнева, Бережная). В книге подробно расписаны основные разделы органической и неорганической химии, а также общая химия. Пособие имеет задания по практической части. Книга содержит 560 страниц. Приблизительная стоимость около 300 рублей.
  • «Репетитор по химии» (автор — Егоров). Книга создана для углубленного изучения химии в рамках подготовки к ЕГЭ. «Репетитор» состоит из теоретических вопросов и ответов на них (тематическое тестирование), а также из практических задач по уровням сложности с подробным объяснением алгоритма решения. Книга содержит 762 страницы. Приблизительная стоимость около 600 рублей.

Курсы по химии: подготовка к ЕГЭ

Наиболее популярным и простым способом подготовки к ЕГЭ по химии признается посещение групповых курсов или индивидуального репетитора. Здесь не требуется самодисциплина и самостоятельный разбор материалов. Преподаватель по химии назначит время для посещения и поможет разобраться в простых и сложных задачах в рамках утвержденной программы.

Материал, предоставленный на курсах по химии, обычно основан на вопросах и темах прошлогодних ЕГЭ. Преподаватель учитывает самые частые ошибки учеников и дает полный разбор таких задач.

Сайт по химии для подготовки к ЕГЭ

Сейчас популярно удаленное обучение, поэтому вы можете воспользоваться возможностью подготовки к ЕГЭ по химии с помощью онлайн-уроков. Некоторые из них являются бесплатными, какие-то полностью платные, а есть онлайн-уроки с частичной оплатой, т. е. вы можете посмотреть первый урок бесплатно, а затем уже принять решение о продолжении подготовки на платной основе.

Например, я вижу много положительных отзывов об этих онлайн-уроках на сайтах:

  • http://maximumtest.ru/ege/online/kurs-ege-po-chimii — полностью платные материалы.
  • https://novisse.ru/course/podgotoa-k-ege-po-himii — с возможностью ознакомиться с частью уроков бесплатно.
  • https://www.ctege.info/videouroki-ege-po-himii/ — бесплатные видеоуроки.

По моему опыту большая часть учеников, выбравших ЕГЭ по химии, поступает в дальнейшем в медицинский университет на медика или фармацевта. Однако, кто-то выбирает своей будущей профессией специальности: химик-технолог, биохимик или биотехнолог, химик-эколог или преподаватель по химии в учебном учреждении.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/lexinblog/samostoiatelnaia-podgotovka-k-ege-po-himii-s-nulia-i-do-rezultata-5bd01283fc5ebc00ada41724

Егэ по химии: структура и советы

Что значит профильная химия. Подготовка к егэ по химии

Сдавать ЕГЭ по химии можно по выбору. Результаты экзамена по этому предмету требуются при поступлении на целый ряд направлений.

В частности, они понадобятся, если вы решите поступить на лечебное дело и фармакологию, экологию, природопользование и некоторые другие специальности.

В последние годы количество участников ЕГЭ, выбравших химию в качестве дополнительного предмета, только растёт. Выпускники школ хорошо справляются с традиционными задачами, но некоторые задания экзамена вызывают немало трудностей.

  • Время на выполнение экзаменационной работы – 210 минут.
  • Минимальный балл для получения возможности поступить в вуз – 36.
  • Экзаменационная работа – 2 части, 35 заданий.

Первая часть экзамена по химии состоит из 29 заданий, в которых нужно дать краткий ответ. Из них 21 задание имеет базовый, остальные 8 – повышенный уровень сложности.

Во второй части экзамена содержится 6 заданий, в которых нужно дать развёрнутый ответ – 30-35 задания. В прошлом году экзаменационная работа пополнилась новым заданием с развёрнутым ответом. При этом 30 и 31 задачи объединены общим контекстом.

https://www.youtube.com/watch?v=LLtl6s8vVgY\u0026list=PLuXbVwBbewBg6BRtlKI3LlAtMc34w59wZ

Во время решения задач можно прибегать к помощи непрограммируемого калькулятора. Использовать какие-либо средства связи запрещено. Но участник экзамена получает:

  • таблицу растворимости;
  • таблицу Менделеева;
  • ряд активности металлов.

Рекомендации для участников экзамена

  • Перед началом экзамена, прежде всего, следует прочитать инструкцию к работе. Кроме того, важно внимательно ознакомиться с формулировкой заданий и тщательно обдумать ответы на них.
  • Заполнять лист для ответов на задания первой части следует в строгом соответствии с образцом начертания цифр и букв. Дело в том, что эти ответы будут проверяться автоматически.
  • Расчёт по уравнению реакций нужно выполнять в молях, в противном случае решение не будет зачтено.
  • Записывать ответы нужно максимально разборчиво, иначе можно не досчитаться нескольких баллов.
  • Во время выполнения заданий рекомендуется записывать химические формулы и уравнения реакций – даже в том случае, если это требование не прописано в условии.
  • При выполнении заданий, которые проверяют то, насколько хорошо выпускники изучили генетическую взаимосвязь неорганических веществ, требуется написать уравнения четырёх реакций. Важно принять во внимание не только общие, но и специфические свойства веществ, которые участвуют в реакции. Также нужно учесть условия протекания реакций между ними.
  • Большие трудности вызывают задания №25 и №26. Первое проверяет знания о качественных реакциях на неорганические и органические вещества, второе – о способах получения и областях применения веществ. Чтобы выполнить их, нужно владеть практико-ориентированной составляющей школьного курса химии.
  • Наиболее сложной на протяжении последних лет является задача №34.

    Она включает в себя расчёт по уравнениям и формулам химических реакций. При выполнении этого задания (как и некоторых других) нужно уметь выделять в условии необходимую для решения информацию и анализировать её.

  • Особое внимание следует уделить заданиям, входящим во вторую часть ЕГЭ по химии. Ответ на них должен быть чётко сформулированным и логически выстроенным.

    Нужно дать ответы на все те вопросы, что предусмотрены условием.

Как подготовиться?

  • Найдите человека, которому можно было бы задавать вопросы. Вовсе не обязательно, чтобы это был репетитор. Этим человеком может быть учитель по химии или знакомый студент, который отлично знает данный предмет. Не стоит стесняться задавать даже вопросы с очевидными ответами, т.к. ваша цель – постараться закрыть все пробелы.

  • Записываясь на курсы, отдайте предпочтение мини-группе, которая состоит из 3-4 учащихся. Возможность задавать вопросы в таком случае будет появляться в любой момент. В стандартных группах такой возможности у вас не будет.
  • Научитесь эффективно работать с теорией.

    Мало просто читать теоретический материал и запомнить его. В ходе его изучения нужно выписывать в тетрадь всё самое главное: определения, таблицы и схемы. Также нужно стараться самостоятельно выводить формулы.

  • Нужно научиться пользоваться таблицей Менделеева.

    Изучите валентность, степень окисления, металлические, неметаллические и прочие периодические свойства элементов. Благодаря этому вы без труда найдёте ответы на некоторые задания в этой таблице.

  • Повторяйте математику, т.к. химию без неё не сдать. Но в целом формул, которые потребуются для решения задач, не так уж и много.

    Вам понадобятся только основные: формула для расчёта количества вещества, плотности, массовой доли и некоторые другие.

Где найти демонстрационную версию?

Если вы хотите попробовать свои силы, то ознакомьтесь с демоверсиями ЕГЭ-2019 по химии. Найти их можно на сайте ФИПИ. С их помощью вы получите примерное представление о структуре будущих вариантов КИМ и форме заданий. Там же можно ознакомиться с кодификатором и спецификацией КИМ.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/ege-po-himii-struktura-i-sovety.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: