Какие органы государственной власти существуют в рф. Государственные органы и устройство российской федерации. Виды органов государственной власти

Содержание
  1. Органы государственной власти РФ
  2. Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  3. Три ветви власти РФ — схема и функции
  4. Президент РФ — роль главы государства
  5. Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  6. Как принимаются федеральные законы
  7. Правительство России — исполнительная власть РФ
  8. Судебная власть и его роль в государстве
  9. Характеристика системы государственных органов Российской Федерации
  10. Специфика, предмет и состав подсистем системы госорганов РФ
  11. Органы прокуратуры как независимый элемент в системе госорганов РФ
  12. Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды
  13. Признаки государственного органа
  14. Виды государственных органов
  15. По основной функции
  16. По объему властных полномочий
  17. По способу формирования членского состава государственного органа
  18. По количественному составу
  19. По способу возникновения
  20. По широте границ компетенции
  21. По срокам полномочий
  22. Президент РФ
  23. Органы государственной власти: законодательная власть
  24. Законодательная инициатива
  25. Исполнительная власть в системе органов государственной власти
  26. Органы исполнительной власти
  27. Судебная власть
  28. Государственная власть в субъектах РФ
  29. Органы государственной власти в России
  30. Президент
  31. Полномочия президента РФ:
  32. Законодательная власть
  33. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
  34. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
  35. Исполнительная власть
  36. Полномочия Правительства РФ:
  37. Судебная власть
  38. Полномочия Конституционного Суда РФ:

Органы государственной власти РФ

Какие органы государственной власти существуют в рф. Государственные органы и устройство российской федерации. Виды органов государственной власти

1001student.ru > Обществознание > Органы государственной власти РФ

В каждой стране существует своя система управления обществом, в нашей ее реализуют органы государственной власти РФ. Между ними распределены основные полномочия.

Структура ведомств охватывает полный спектр обязанностей и целей, которые требуется выполнять для сохранения стабильности и устойчивого развития в государстве.

  • Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  • Три ветви власти РФ — схема и функции
  • Президент РФ — роль главы государства
  • Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  • Как принимаются федеральные законы
  • Правительство России — исполнительная власть РФ
  • Судебная власть и его роль в государстве

Органы государственной власти — определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта;
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ;
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства;
  • проявляется внутренняя структура и иерархия;
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов;
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные;
  • по территории: центральные и региональные;
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Три ветви власти РФ — схема и функции

В Российской Федерации развитая демократия, а значит в ней реализуется теория разделения властей.

Основывается она на том, что власть не может быть сконцентрирована в руках единоличного лидера, а должна быть поделена между направлениями власти, которые самостоятельны.

По классической теории, если говорить кратко, к ним относят:

  1. Законодательную – представляет потребности и взгляды граждан и издает законы. Эти задачи возложены на парламент, в нашей стране им является Федеральное Собрание.
  2. Исполнительную – управляет государственными делами. Осуществляет – Правительство с министерствами.
  3. Судебную – контролирует соблюдение законов, к ней относятся суды всех инстанций.

Все три ветви не только действуют исключительно в рамках своей юрисдикции, но и контролируют друг друга. Например, если разработка соотношения доходов и расходов передана Правительству, то утверждением бюджета уполномочена Государственная Дума – нижняя структурная единица парламента.

Особая роль отведена Президенту, который поддерживает равновесие должностных обязанностей.

Президент РФ — роль главы государства

Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.

Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:

  • подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт;
  • публикация указов и специальных распоряжений;
  • предоставление политического убежища и российского гражданства;
  • реализация помилования и назначение наград;
  • представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей;
  • верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.

Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:

  • главу исполнительной власти и его заместителя;
  • министров федерального уровня.

Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.

Федеральное собрание — высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами;
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства;
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов;
  • объявление амнистии;
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по анию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Правительство России — исполнительная власть РФ

Как исполнительное подразделение власти занимается претворением в жизнь всех законов на практике.

Так, к основным направлениям и задачам Кабинета Министерств и подчиненных им ведомств относятся:

  • проработка и реализация исполнения бюджета всей России;
  • проведение общей денежно-кредитной политики;
  • реализация одинаковых идей в таких областях как культура и других;
  • управление владениями Федерации.

В систему исполнительной власти также входят правоохранительные органы. Дом Правительства расположен в Москве.

Судебная власть и его роль в государстве

Структура судопроизводства в России выглядит следующим образом:

  • конституционный;
  • общей юрисдикции;
  • арбитражный.

Демократический политический режим предполагает наличие правового государства, в котором есть разделение властей, большой объем прав и свобод граждан, а также политический плюрализм. Все эти параметры соблюдены в России, а структура органов власти не только делает их независимыми друг от друга, но и исключает возможность сосредоточения власти в руках одного человека или группы лиц.

Официальный сайт всех органов отражает информацию об их полномочиях и дает возможность сделать онлайн обращение.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf.html

Характеристика системы государственных органов Российской Федерации

Какие органы государственной власти существуют в рф. Государственные органы и устройство российской федерации. Виды органов государственной власти

В качестве первичного и основного структурного элемента механизма страны выступает система государственных органов.

Определение 1

Под системой государственных органов в РФ понимается госаппарат, который выступает в качестве ряда органов специализированной направленности, который создается специально для того, чтобы выполнять функции государства.

Данная особая структурная организация создается в любой стране для того, чтобы обеспечивать выполнение своих функций.

Определение 2

В качестве государственного аппарата выступает структура государственных органов, которые связаны рядом общих принципов, едиными целями, которые взаимодействуют между собой, наделены рядом полномочий властно-принудительного характера, а также, которые располагают рядом материально-технических возможностей, которые важны для реализации своих функций.

Для государственного аппарата свойственно формироваться на правовом базисе посредством принятия специальных нормативно-правовых актов. В большинстве случаев система государственных органов Российской Федерации установлена Конституцией страны.

Госорганы выступают в качестве структурных звеньев аппарата страны. Существует три ключевых типа госорганов:

  1. Ряд представительных законодательных органов, для которых важно принимать законы. Речь идет о Парламенте, конгрессе, федеральном собрании, верховном совете и т.д.
  2. Ряд органов исполнительной власти, для которых важно заниматься организацией реализации законов, которые приняты. Речь идет о Правительстве, министерствах и ведомствах.
  3. Ряд судебных органов, для которых важно разрешать различные споры, контролировать исполнение законов.

В основе данной классификации лежит традиционная концепция разделения власти. Суть ее состоит в том, что единую государственную власть в целях максимального функционирования необходимо разделить на три ветви. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Но в нынешних реалиях важен современный взгляд на данную теорию и выверенное переосмысление.

Большинство стран сегодня имеют ряд властных институтов, которые нельзя конкретно отнести к одной из указанных выше ветвей власти.

Ярким примером этого является то, что в ряде стран на конституционном уровне закреплены и иные ветви власти. Речь идет об учредительной, избирательной, контрольной, президентской, гражданской и иных ветвях власти.

Базируясь на иных основания, допустимо обозначить ряд других государственных органов:

  1. Ряд первичных и вторичных (производных) органов. Так, для первичных госорганов свойственно создаваться и функционировать, основываясь на конституции или законах. Речь идет о Президенте и Правительстве. Для производных же свойственно создаваться для того, чтобы обеспечивать работу первичных органов. Речь идет об администрации Президента РФ.
  2. Ряд федеральных и региональных органов. Такая классификация присуща для федеративных стран, каким и является РФ.
  3. Ряд контрольных органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. Речь идет о прокуратуре, Счетной палате и т.д.
  4. Если основываться на способе формирования, то госорганы разделить на избирательные, назначаемые и формируемые. Так, Государственная Дума Федерального Собрания РФ – это избираемый орган, назначаемый – министры, формируемый – Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
  5. Если основываться на способе принятия решений, то допустимо разделение на ряд коллегиальных и единоличных органов. Так, в качестве коллегиального органа выступает Правительство РФ, а единоличного – Президент РФ.
  6. Если основываться на сфере компетенции, то бывает ряд органов общей компетенции и органов специальной компетенции. К первой группе принято относить Правительство, ко второй – ряд министерств и ведомств.
  7. Если основываться на времени действия, то важно отметить ряд постоянных, временных и чрезвычайных госорганов.

Опиши задание

Специфика, предмет и состав подсистем системы госорганов РФ

В состав системы госорганов РФ входит три подсистемы, которые базируются на определенной ветви государственной власти. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной подсистеме.

Для законодательной подсистемы госорганов свойственно устанавливаться Конституцией РФ. У нее есть два этапа. Речь идет о федеральном и региональном уровне.

Если говорить о федеральном этапе, то в качестве законодательного госоргана выступает Федеральное Собрание РФ. Его же можно подразделить на две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации.

Для первой палаты свойственно избираться всенародным анием, на срок на пять лет. В ее состав входит 450 депутата.

Для второй же палаты свойственно состоять из двух председателей (один из них представляет законодательную власть, а второй – исполнительную), которые выдвигаются от каждого из 83 субъектов РФ.

Замечание 1

Важно отметить, что на этапе субъектов РФ данные органы и их структура устанавливается на самостоятельной основе. Для ряда региональных данных органов, основываясь на этническом, историко-культурном и национальном многообразии, допустимо иметь разные названия. Речь идет о законодательном собрании, народном хурале, парламенте, думе и др.

В соответствии с Конституцией РФ для исполнительной власти важно осуществляться Правительством РФ, которое действует на основании российского конституционного законодательства, федеральных законов и указов Президента РФ, которое обеспечивает согласованность и качество государственной исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Для исполнительной подсистемы госорганов свойственно иметь тоже два уровня. Речь идет о федеральном и региональном уровне субъектов РФ.

Президент РФ устанавливает и изменяет систему исполнительных госорганов на федеральном уровне.

В состав данной системы входит ряд федеральных министерств, служб и агентств. Для каждого из указанных госорганов в структуре исполнительной власти свойственно быть наделенным специальным функциональным предназначением.

Так, для федерального министерства характерно осуществлять ряд функций относительно выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области работы, которая установлена рядом правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, координировать и контролировать работу ряда федеральных служб и агентств, которые находятся в его ведении.

Для федеральной службы свойственно выполнять ряд функций относительно контроля и надзора в установленном направлении работы, а также ряд специальных функций в сфере обороны, госбезопасности, охраны госграниц РФ и т.д.

Для федерального агентства важно осуществлять в установленном направлении работы ряд функций относительно оказания госуслуг, относительно управления государственным имуществом и ряд правоприменительных функций, заниматься ведением реестров, регистров и кадастров.

Замечание 2

Важно отметить, что на уровне субъектов РФ для исполнительных органов, их составов и названий свойственно устанавливаться независимо. Как правило, данную власть в ряде субъектов РФ возглавляет глава региона. Это может быть, к примеру, президент республики, губернатор области или глава администрации.

Судебную подсистему госорганов РФ определяет Федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ». В нее входит три группы судов:

  1. Ряд конституционных и уставных судов, к которым можно отнести ряд Конституционных судов РФ, субъектов РФ, уставных судов субъектов РФ. Для конституционных судов свойственно формироваться в ряде субъектов РФ, которые основываются на уставе. Для данных судов свойственно осуществлять ряд функций по контролю над уровнем конституционности законов и других нормативно-правовых актов. Базируясь на запросах физических и юридических лиц, государственных компаний, для данных судов свойственно проводить проверки правовых актов, которые были приняты или действуют, на то, насколько они соответствуют Конституции РФ, ряду конституций и уставов субъектов РФ.
  2. Ряд судов общей юрисдикции. Речь идет о Верховном суде РФ, верховных судах республик, краевых и областных судах, судах автономных округов и областей, судах Москвы и Санкт-Петербурга, военных, районных и мировых судах. Если говорить и юрисдикционном поле работы данных судов, то это ряд уголовных, гражданских и административных дел.
  3. Ряд арбитражных судов, в состав которых можно включить Высший арбитражный суд РФ, ряд федеральных окружных арбитражных судов и ряд арбитражных судов субъектов РФ. Если говорить и юрисдикционном поле работы данных судов, то это работа с экономическими спорами.

Органы прокуратуры как независимый элемент в системе госорганов РФ

Также следует отметить, что нельзя включить в состав государственных органов судебной власти ряд органов прокуратуры. Они занимают особенное место в структуре государственного управления России и механизме страны.

Для прокуратуры РФ свойственно выступать в качестве единой систему федеральных госорганов, которая имеет централизованный иерархически организованный характер. Причем система данных госорганов осуществляет от имени РФ надзор за тем, как исполняются законы, которые действуют на ее территории.

В качестве объектов прокурорского надзора выступает ряд должностных лиц и госорганов (федеральных и региональных), ряд органов местного самоуправления, военного управления, ряд контрольных органов, а также каждое негосударственное физическое и юридическое лицо.

Для прокуроров свойственно заниматься уголовным преследованием, координацией работы правоохранительных органов относительно борьбы с незаконными деяниями, участвовать в рассмотрении дел судами.

Так как данный орган не относится ни к одному из направлений государственной власти, он осуществляет свою работу самостоятельно, не зависит от ряда органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и граждан.

Замечание 3

Возглавляется система прокуратуры РФ Генеральным прокурором РФ. Его назначает и освобождают от должности Совет Федерации Федерального Собрания РФ на основании представления Президента РФ.

Исходя из этого, можно сказать, что основная задача государственного аппарата в качестве системы государственных органов РФ заключается в осуществлении качественной государственной власти, эффективной реализации функций страны.

Для государственных органов свойственно функционировать при помощи реализации служебных профессиональных обязанностей специально подготовленными кадрами. Речь идет о государственных служащих, которые обладают рядом важных профессиональных и нравственных качеств и входят в структуру государственной службы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/harakteristika-sistemy-gosorganov-rf/

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Какие органы государственной власти существуют в рф. Государственные органы и устройство российской федерации. Виды органов государственной власти

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно – регионального закона), а министерства и ведомства – на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е.

Правительства РФ или региональном – правительства и администрации субъектов РФ).

Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в ситсеме КонсультантПлюс – оформляйте бесплатный доступ.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2018 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления).

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf-sistema-polnomochiya-vidy/

Органы государственной власти в России

Какие органы государственной власти существуют в рф. Государственные органы и устройство российской федерации. Виды органов государственной власти

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: