Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Земская реформа 1864 года

Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление.

До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.

 Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и  крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году Курия Получали избирательные права
ЗемледельческаяПри наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей.  Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
КрестьянскаяНа 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
ГородскаяКупцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору.

Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство).

Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

  1. Регионы, где землевладение отсутствовало или было незначительным. Это Сибирь, Оренбургская, Архангельская и Астраханская губернии, а также Средняя Азия.
  2. Регионы, где основная часть помещиков не была русскими. Это правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Кавказ.

Это был главный недостаток реформы – избранность. Второй же недостаток – выборные сословия. На бумаге выборная система выглядит самодостаточной, в реальности же она получилась сословной, где значительное преимущество в численности был у дворян.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/zemskaya-reforma-1864-aleksandra-2.html

Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года. Земская реформа

Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Земская реформа 1864 года стала одной из «Великих реформ» Александра II. Ее реализация не ознаменовалась успехом, более того – это была одна из самых неудачных либеральных реформ того времени. Однако значение введения местного самоуправления в Российской империи нельзя недооценивать.

Предпосылки и причины введения

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» стало одной из нескольких реформ, которые вошли в русскую историографию под названием «Великих».

Так называют комплекс мер, принятых во время царствования императора Александра II в шестидесятые и семидесятые годы девятнадцатого столетия.

В ходе масштабных либеральных реформ было отменено крепостное право, ликвидированы военные поселения, полностью изменены судоустройство, система высшего и среднего образования, проведены экономические преобразования и так далее.

В любом случае постепенные изменения требовали и реформирования системы управления. Необходимо было более качественное и быстрое самоуправление. До этого все губернии подчинялись центральному управлению, приказы доходили до местных властей очень долго, зачастую даже видоизменяясь. Все это приводило к неверным решениям на местах.

История создания и введения реформы

Подготовка «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» началась еще за пять лет до введения реформы. В то же время полным ходом шла подготовка еще одного документа, который оказал значительное влияние на ход российской истории – крестьянской реформы 1861 года, предусматривающей отмену крепостного права в России.

Лидером в деятельности правительства по подготовке положений реформы был Н. А.

Милютин – известный государственный деятель, тайный советник царя Российской империи, разработчик, в том числе и крестьянской реформы, статс-секретарь Польши.

Основными принципами будущего пакета законов он выделил всесословность, свободные выборы, самоуправление в некоторых вопросах (по местным нуждам). Это было выделено еще до отставки Милютина в 1861 году.

Затем работу над проектом продолжил давний оппонент Милютина – П. А. Валуев, новый министр внутренних дел Российской империи. Петр Александрович был вынужден принять во внимание наработки своего предшественника по поводу земской реформы 1864 года.

Идея «Положения о земских учреждениях»

Основной идеей введения земской реформы было отдать реальную власть в руки тех, кто гораздо лучше знал реалии того или иного региона Российской империи, чем чиновники, назначаемые центральным правительством. Было ясно, что программы и указы, которым следовали посылаемые чиновники, не могли помочь в развитии региона, потому что были далеки от реальной ситуации.

Согласно масштабной либеральной реформе, датирующейся 1864 годом, были созданы новые органы управления, а именно земские собрания и управы, в состав которых входило местное население. Наряду с земской реформой была подготовлена и городская. В результате реализации реформ фактически создали новую систему местного самоуправления.

В предметы ведомства и пределы власти земских учреждений входили вопросы здравоохранения, строительства дорог, ветеринарии, образования, организации статистического учета, агрономии, местного хозяйства.

Земские собрания обладали определенным авторитетом и самостоятельностью (исключительно в пределах своей компетенции).

Эти органы власти на местах находились под руководством губернаторов, так что не имели совершенно никакой политической власти.

Принятая избирательная система обеспечивала в земствах преобладающее большинство представителей дворянства. Выборы в местное самоуправление были неравными и многоступенчатыми, со сложной системой, недоступной всем сословиям.

Формирование местных органов

Положение, принятое правительством, предусматривало создание земств в тридцати четырех губерниях России. Реформа не распространялась на Оренбургскую, Архангельскую, Астраханскую губернии, Сибирь, а также на национальные окраины – Прибалтику, Польшу, Среднюю Азию, Кавказ, Казахстан. В 1911-1913 годах земства были созданы еще в девяти губерниях Российской империи.

Согласно положениям реформы, земские учреждения создавались в губернии и уезде. Что касается принципа выборности, он соблюдался следующим образом: раз в три года выбирали от четырнадцати до ста с лишним депутатов («гласных»). Выборы проводились по частям – сословиям.

Первую часть составляли крестьяне, которые владели земельным наделом или другим имуществом стоимостью в пятнадцать тысяч рублей, а годовой доход которых составлял от шести тысяч рублей. Вторая часть – горожане, третья – представители сельских общин.

Специальный имущественный ценз не требовался только для последней категории.

Земские собрания

Порядок действий земских учреждений был следующим: как минимум один раз в год проводились собрания, на которых решались необходимые вопросы. Собрания могли проводиться и чаще при необходимости. Распоряжение о собрании членов земского совета давал губернатор. Собрания решали, как правило, вопросы исключительно хозяйственные, они не обладали исполнительной властью.

Ответственность земских учреждений распространялась, как уже было указано выше, на строительство школ и больниц, обеспечение народного продовольствия, наем врачей, устройство санитарной части в деревнях, заботу о развитии скотоводства и птицеводства, содержание путей сообщения. Действия земств в этих направлениях контролировались министром внутренних дел и губернаторами.

Основные проблемы реформы

Состав земских учреждений (на бумаге) был выборным.

Но помимо сложной системы выборов, которая обеспечивала большинство мест в земствах представителям дворянства, были и другие, довольно значительные проблемы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Не была предусмотрена организация земства для представителей всех сословий, так что к нуждам местного населения никто и не думал прислушиваться.

Кроме того, не было общего всероссийского учреждения, контролирующего и координирующего работу земств. Правительство опасалось, что земства, если они будут связаны друг с другом, захотят еще большей либерализации, что уже грозило бы ослаблением центральной, царской власти в Российской империи. Таким образом земства поддерживали идею самодержавия, но это делало новую систему уязвимой.

При Александре III «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было пересмотрено, но уже в 1890 году права этих органов местного самоуправления существенно ограничены.

Результаты реализации земской реформы

Земская реформа организовала в России новый институт самоуправления, способствовала развитию благоустройства в населенных пунктах, приобщила к общественной жизни ранее совершенно бесправное крестьянство. Земской работник, описанный Антоном Павловичем Чеховым в литературных произведениях, стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

Но земская реформа вошла в историю как одна из самых неудачных за все время правления Александра II. Действия центрального аппарата были крайне плохо продуманы.

Центральная власть и местные чиновники никак не хотели делить власть, поэтому земства решали только ограниченный круг вопросов, чего не хватало для полноценной работы.

Местные органы управления также не могли обсуждать решения государственной власти, в противном случае ситуация могла привести даже к роспуску думы.

Несмотря на множество проблем, реформа самоуправления дала толчок дальнейшему саморазвитию, так что ее значение для Российской империи нельзя недооценивать.

Источник: https://FB.ru/article/358653/polojenie-o-gubernskih-i-uezdnyih-zemskih-uchrejdeniyah-goda-zemskaya-reforma

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: