Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству. Чс, термины, определения использованиесредств массового поражения

Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС

Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству. Чс, термины, определения использованиесредств массового поражения

Все постоянно говорят про режим повышенной готовности, но каково его реальное определение многие назвать не могут. Давайте разбираться вместе.

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Сейчас у нас распространение коронавируса, это значит, что строчка про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» полностью подходит. То есть нынешняя обстановка всецело накладывается на это определение, и по идее, режим ЧС должны были ввести. Но ввели режим повышенной готовности.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

В ФЗ есть подпункт про «уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию » . Уровень реагирования описывает степень готовности органов управления и единой госситемы.

То есть, это не особый режим, при котором меняются права и обязанности населения, а только уровень мобилизованности органов.

Грубо говоря, при режиме повышенной готовности врачей и спасателей могут заставить круглосуточно дежурить, полиция может беспрерывно патрулировать улицы и так далее.

Более того, в описании действий органов при режиме повышенной готовности есть строчка о том, что меры, которые принимаются, не должны ограничивать «права и свободу человека и гражданина».

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

  • Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.
  • Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок
  • Выполнять требования должностных лиц
  • Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)
  • Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).
  • Предъявлять документы по первому требованию органов.

Запрещается:

  • Мешать работе должностных лиц
  • Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)
  • Создавать угрозу для населения своими действиями.
  • Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Более того, в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме. То есть бизнес смог бы выжить, а множество людей не пришлось бы сокращать или отправлять в неоплачваемые отпуска.

Коротко: при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Однако несложно представить, чем обернется и уже оборачивается такая экономия. Малый и средний бизнес погибает, людей заставляют уходить в неоплачиваемые отпуска вместо обещанного президентом месяца «каникул» с сохранением зарплаты.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/povorotnapravo/chto-je-takoe-rejim-povyshennoi-gotovnosti-i-chem-on-otlichaetsia-ot-chs-5e8b5c14e4ab702789ae76e0

Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при чс – Милитари Блог

Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству. Чс, термины, определения использованиесредств массового поражения

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует  на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария –опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Понятие «катастрофа» можно трактовать по-разному.

В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшие диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медпомощи, с другой стороны.

То есть при катастрофах, часто требуется применения других способов, методов и технологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения (привести примеры).

1.2. Классификация катастроф и чрезвычайных ситуаций

Классификация катастроф.

 I группа – Естественные (природные) катастрофы

—       Метеорологические: Бури (ураганы), морозы, засухи, пожары

—       Теллурические и тектонические: Извержения вулканов, землетрясения.

—       Топологические: Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.

—       Космические: Падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.

II группа – Искусственные (техногенные) катастрофы

—       Транспортные: Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.

—       Производственные: Механические, химические, радиационные, термические.

III группа – Специфические катастрофы

—       Войны

IV группа – Биолого-социальные катастрофы

—       эпидемии,

—       терроризм,

—       голод,

—       наркомания (токсикомания),

—       общественные беспорядки,

—       алкоголизм.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года введена следующая классификация ЧС.

Вид ЧСХарактерологические признаки
Количество пострадавших (чел)Размер материального ущербаЗона ЧС
ЛокальнаяНе более 10Не более 100 тыс. руб.Не выходит за пределы объекта
МуниципальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуници-пальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
РегиональнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейНе выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегион —альнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейЗатрагивает территорию двух и более субъектов РФ
ФедеральнаяСвыше 500 чел.Свыше 500 млн. руб.

Локальная ЧС – ликвидируется  силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

МуниципальнаяЧС ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.

Межмуниципальная ЧС – ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

РегиональнаяЧС – ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Межрегиональная ЧС – ликвидируется  силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС – ликвидируется  по решению Правительства РФ.

По числу пострадавших ЧС подразделяются на:

Вид ЧСЧисло пострадавшихНуждаются в госпитализации
Малая25 – 100 человек10 – 50 человек
Средние101 – 1000 человек51 – 250 человек
Большиесвыше 1000 человексвыше 250 человек

Для здравоохранения основным показателем или критерием, характеризующим ЧС, является количество пораженных. Так в США любой несчастный случай, на который диспетчер оправляет более трех автомобилей скорой помощи, считается потенциальной ЧС и приводится в действие мобилизационный резерв службы спасения.

1.3. Стадии (фазы) развития и поражающие факторы ЧС, критерии и медико-санитарные последствия ЧС

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии ЧС выделяют четыре стадии (фазы) развития.

1.Стадия зарожденияЧС. В ней происходит накопление отклонений от нормального состояния, создаются предпосылки для возникновения ЧС (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Она может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия. Установить момент начала стадии зарождения трудно.

2. Стадияинициированияили начала чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

В развитии данной стадии очень часто присутствует человеческий фактор: статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны именно с человеческим фактором.

Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов.

3.

Стадия кульминации процесса чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих наибольшее негативное, неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4. Стадиязатухания (локализация ЧС, устранение действия его остаточных факторов). Она длится до полной ликвидации прямых и косвенных последствий ЧС.

Эта фаза хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности  – ликвидации ЧС. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы.

Продолжительность этой стадии может составлять годы, десятилетия.

В качестве примера можно рассмотреть следующую последовательность событий:

  1. стадия зарождения ЧС – наступление пожароопасного периода в лесу;
  2. стадия инициирования ЧС – оставленный не затушенным костер;
  3. стадия кульминации ЧС – лесной пожар;
  4. стадия затухания – начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации. Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 261 от 1992г. критериями ЧС является:

  1. число поражённых – 10  и более;
  2. число погибших – 2-4 и более;
  3. увеличение среднестатистической заболеваемости в 3 раза;
  4. увеличение среднестатистической смертности при эпидемии в 3 раза;
  5. возникновение одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний,
  6. возникновение одновременно 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией,
  7. возникновение одновременно 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду  могут воздействовать следующие поражающие факторы:

—       динамический (механический) –  приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.

—       термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)

—       радиационный –  приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь. 

—       химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).

—       биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям). 

—       психоэмоциональный (психотравмирующий) – приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций (ступор, страх, истерия), до стойких нервно-психических заболеваний (депрессия, психоз) требующих длительной госпитализации и лечения. Подобные явления наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе и Иванове и до 64% – при землетрясениях. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

Опасные и вредные факторы ЧС, воздействуя на население, конкретную территорию с расположенными на ней сооружениями, флорой и фауной образуют очаг поражения.

Классификация очагов поражения:

—       простой – очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора;

—       сложный – очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, пожар, разгерметизация емкостей с химически-опасными веществами).

Источник: https://dubki-nk.ru/istoriya/chrezvychajnye-situatsii-opredelenie-klassifikatsiya-i-printsipy-zashhity-naseleniya-pri-chs.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: