Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Арендный блок

Федеральная служба – общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации – России.

Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.

Федеральные службы делятсяс точки зрения подведомственности на

подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

подведомственные Правительству(например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

подведомственные Министерству (например:Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения)

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Источник: https://uristol.ru/commodity-documents/pravoe-polozhenie-federalnyh-sluzhb-administrativno-pravovoi/

Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит с помощью ее распределения на 3 ветви. Эти ветви разделяют все органы государства на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Замечание 1

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает механизм государственной власти. Его составляющие элементы имеют специфическое устройство и выполняют только функции, которые присущи для них.

Исполнительная власть включает ветвь систему органов исполнительной власти. Они производят государственное управление с помощью реализации властных полномочий государства. Они имеют исполнительно-распорядительный характер.

Исполнительная деятельность (управленческая деятельность) заключается в реализации органами государственной власти функций государства в области культуры, экономики, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, государственной безопасности и охраны порядка в обществе. Положения статей Конституции содержат информацию о субъектах в сфере выражения исполнительной власти. Они представлены субъектами, в состав компетенции которых включена реализация власти.

Теоретически органы исполнительной власти представляют собой самостоятельные структурные единицы, включенные в систему исполнительной власти. С их помощью происходит реализация функции управления в стране в рамках предоставленных полномочий. В число признаков органов исполнительной власти необходимо включить следующие действия:

  • выполняют публичные, государственные функции, основанные на властных полномочиях (состоят в исполнительных, регулятивных, координационных, контрольных и надзорных форм управленческой деятельности в некоторой отрасли, районе, сфере;
  • оформляется правовой статус органа с помощью положения, утвержденного вышестоящими органами или законодателем;
  • наделены правом принятия в ходе исполнительной и распорядительной деятельности управленческих решений в виде правовых актов, соответствующих действующим законам и обязательных к исполнению в области ведения этого органа;
  • обладают сложной внутренней структурой;
  • д) финансируются из бюджета страны (федеральный, бюджет субъекта РФ), при этом ни орган, ни его служащие не вправе вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
  • включены в систему соподчинения в рамках исполнительной власти, должны вести отчетность перед органом власти, который его учредил.

Черты органов исполнительной власти

Определение 1

Орган исполнительной власти представляет собой орган власти в государстве, которые юридически и организационно обособлен и наделен властными полномочиями. Это необходимо для достижения целей, решения задач и выполнения функций государства в разных жизненных областях.

Органы исполнительной власти отличаются несколькими характерными чертами:

  1. Они могут являться составным элементом единой системы органов власти в нашей стране. Конституционные положения установили, что федеративное устройство России основано на единстве государственной власти. Каждый из органов имеет государственно-властные полномочия. Они дают возможность решать определенные вопросы, находящиеся в рамках предоставленных прав. Органы занимаются изданием актов, обязательных для исполнения прочими государственными органами, физическими и должностными лицами. Также орган обеспечивает исполнение данных актов.
  2. Для всех органов присущи государственно-властные полномочия, которые выражены в рамках компетенции. Компетенция представляет собой систему предметов ведения и полномочий, которыми органы наделяются в отношении своего предмета ведения. Ее определяют Конституционные положения, уставы субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов страны, президентские указы, постановления Правительства РФ и исполнительных органов и др.
  3. Их формирование происходит в порядке, который установлен законом. Например, порядок создания Правительства РФ установлен положениями Конституции и Закона о Правительстве. Любой орган государства уполномочивается для осуществления соответствующих задач и функций. Формирование, реорганизацию и ликвидацию федеральных органов исполнительной власти осуществляет по законодательству РФ Президентом. В субъектах РФ создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит по законам субъектов РФ. Это осуществляют главы субъектов или их законодательные органы.
  4. Они работают в установленном государством порядке. Так, Конституция в 114 статье определяет порядок работы Правительства РФ.

Что касается полномочий органов исполнительной власти, то они, в первую очередь, выражены изданием правовых актов управления и обеспечением их исполнения с помощью организационных и юридических средств.

С одной стороны акты органов являются подзаконными, то есть их издание происходит по закону и для его исполнения. С другой стороны они концентрируются на регулировании отношений в обществе.

По этой причине для актов таких органов характерен исполнительно-распорядительный характер.

Опиши задание

Классификация органов исполнительной власти

Правовая литература использует несколько критериев для классификации органов исполнительной власти.

В соответствии с территорией деятельности они могут быть:

  • федеральными;
  • субъектов РФ.

В зависимости от оснований образования:

  • основанные на законодательстве РФ;
  • основанные на законодательстве субъектов РФ.

В соответствии с характером компетенции:

  • общая компетенция (органы функционируют в отношении всех сфер и отраслей управления в государстве, включая правительство, административные единицы и др.);
  • отраслевая компетенция (органы ведают определенной отраслью управления, включая министерства и прочие отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевая компетенция (органы координируют работу других органов исполнительной власти, включают федеральные министерства);
  • специальная компетенция (органы выполняют регулятивную, разрешительную, контрольную и надзорную функцию в разных областях управления, включая федеральные службы).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные (например, правительство);
  • единоначальные (например, министерство).

По организационно-правовой форме:

  • министерство;
  • прочие федеральные органы (агентства, службы);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 77 Конституции гласит, что в пределах ведения и полномочий РФ, касающихся предметов совместного ведения государства и его субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ объединены в единую систему исполнительной власти нашей страны.

Определение 2

Система органов исполнительной власти представляет собой систему органов, которые имеют компетенции в сфере управления государством, человеческими, материальными и другими ресурсами, которые требуются для исполнительной и распорядительной деятельности.

Система исполнительной власти, в первую очередь, является подсистемой государственной власти, ветвь которой в структуре разделения властей представлена единым целым в организационном механизме государственной организации общества и ведения его дел. Она обладает соответствующим структурным строением, которое включает несколько уровней (выстраиваются по иерархии, вертикально); звеньев (выстраиваются на одном уровне формирования однородных органов); виды и формы.

Орган исполнительной власти представляет собой первичную и основную структурную единицу в рассматриваемой системе. Орган в качестве структурной единицы обладает сложнейшим внутренним строением, включающим структурные подразделения аппаратного назначения. Такие подразделения не наделены полномочиями власти.

Система исполнительной власти нашей страны включает элементы:

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Обеспечение единства этой системы происходит с помощью верховенства Конституции и федеральных законов; обязательности для исполнения в рамках государства президентских, правительственных указов и распоряжений.

Большую роль играют и федеральные суды, которые подчиняются Конституции и федеральным законам и имеют полномочия в оценке решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. В рамках рассматриваемых органов действует и Прокуратура.

С ее помощью производится контроль исполнения законов.

Особенное значение в поддержке единой системы исполнительной власти имеет Президент РФ. По положениям Конституции он занимается обеспечением согласованной работы и связи между органами государственной власти.

Он же имеет полномочия федеральной власти государства на всей территории, может приостанавливать работу актов органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии противоречий Конституции, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-i-administrativno-pravovoj-status-organov/

Административно-правовой статус федеральных служб в РФ

Правое положение федеральных служб. Административно-правовой статус федеральных служб. Понятие и виды административно-правовых норм

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Если быть точнее, то вся система федеральных служб выглядит следующим образом:

  • Федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
  • Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

    Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1_%D0%B2_%D0%A0%D0%A4/321717_2884731_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

    Юрист ответит
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: