Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Содержание
  1. Нормативные акты – это… Правовой акт. Виды нормативных актов
  2. Что такое нормативный акт?
  3. «Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?
  4. Закон и акт: соотношение терминов
  5. Уровни нормативных актов
  6. Федеральные законы
  7. Муниципальные правовые акты
  8. Локальные нормативные акты
  9. Западная и восточная традиции законотворчества
  10. Основные проблемы российской системы права
  11. Законотворчество
  12. Юридическая техника как часть правовой системы
  13. Как действуют законы
  14. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  15. Иерархия законов по юридической силе
  16. Иерархия подзаконных актов
  17. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  18. Соотношение общих и специальных норм права
  19. Что такое правовой акт – основные виды, общефедеральные и международные акты
  20. Что представляет собой правовой акт
  21. Основные типы
  22. 1. Закон
  23. 2. Подзаконные акты
  24. 3. Общефедеральные
  25. 4. Международные законы
  26. Основные виды
  27. 1. Нормативные юридические
  28. 2. Интерпретационный
  29. 3. Применения права
  30. Формы
  31. Нормативный правовой акт (НПА)
  32. Виды НПА
  33. Важно!Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.
  34. Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды
  35. «Нормативный» и «правовой» − не одно и то же
  36. Виды актов
  37. Систематизация и уровни

Нормативные акты – это… Правовой акт. Виды нормативных актов

Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?

Что такое нормативный акт?

Нормативные акты – это закрепленные в письменном виде источники права. В числе основных его признаков – формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов – в них есть конкретные нормы права, касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис.

Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.).

Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации.

То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т.

д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов.

Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы.

Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое – это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах.

Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

Второе понятие – это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств).

Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона).

Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Особый вид нормативных актов – международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется международный источник права.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами.

Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты – это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

Закон – это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы – например, законы о семье. Нормативные акты – это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как правовой обычай.

Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту.

Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные – они обязательны для исполнения на всей территории России.

Есть источники права субъектов федерации – они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты – их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

Федеральные законы

Федеральные нормативные акты – источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам.

Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше – только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции.

Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.

Муниципальные правовые акты

Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов.

Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации.

Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете.

Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г.

Москвы «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.

Локальные нормативные акты

Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт.

По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов – документы, находящиеся в обороте корпораций.

Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько).

Примеры таких правовых актов: штатное расписание, график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

Западная и восточная традиции законотворчества

Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению.

Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах.

Ключевой момент для европейской традиции – формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

На Востоке же главный источник права – традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих).

На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

Основные проблемы российской системы права

Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции.

Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени – подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее.

В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока – пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты – это лишь «бумажки».

Одновременно в обществе есть и другой полюс – так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

Законотворчество

Как создаются нормативные, правовые акты? Закон – кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов.

Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум).

Юристы называют ряд главных принципов законотворчества – плановость, целесообразность, системность, демократизм.

Юридическая техника как часть правовой системы

Нормативные акты – это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник – средств, методов и механизмов совершенствования источников права.

задача юристов, работающих в этом направлении, – делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник – законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные.

Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

Как действуют законы

В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы.

Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они.

В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов – ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

Источник: https://FB.ru/article/147644/normativnyie-aktyi---eto-pravovoy-akt-vidyi-normativnyih-aktov

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Что такое правовой акт – основные виды, общефедеральные и международные акты

Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Во время усовершенствования общества, усложняются правовые системы, вследствие чего более примечательными становятся правовые акты. С помощью них реализуется государственная политика, выявляется наличие прав. Они похожи на визитную карточку законного общества.

Что представляет собой правовой акт

Давайте разберем, что представляет правовой акт. Официальный документ утвержденной формы, признанный в рамке зоны ответственности уполномоченного государственного органа, остальных публичных организаций или при помощи ания, с соблюдением поставленной законодательством процедуры, где содержатся обязательные нормы поведения.

Имеют разнообразные и неоднозначные законы.

Сформулированные в них действия и последствия выступают в разнообразной роли: они или организуют почву для законных правил, или высказывают персональные установки для знающих органов, или воплощают законный всплеск энергичности участников публичных взглядов. Но, несмотря на это, у них есть общие характеристики, что приводит к возможности составления самого определения правовой акт.

В юриспруденции осложнения с правовыми актами не разрешилась. Это не из-за того, что нам преподают различия среди нормативных и персональными, где у первых подразумевается внешняя форма, а у второго обоснованные поступки. Главный ответ в том, что в материалах нет анализов и разницы среди показаний.

Может выражаться документом и устной речью. Это могут быть распоряжения или приказы, разнообразные сделки. Контракт можно заключит в устной форме и по телефону. Административными служащими зачастую применяются решения в устной форме.

В наше время необходимо точно различать их друг от друга.

Разделяют на признаки:

  1. Волевой темперамент. Регистрирует решение разнообразных лиц при государственной власти, его разнообразных органов, граждан, делает в особом юридическом месте, которое владеет юридической силой. При поддержке их в деловых бумагах лица смогут выступать и защищать свои интересы. Характер решение настоящего правового акта, в направлении для получения юридических результатов (получение разнообразных прав, ввод в законную систему новейших норм и т. п.). Во взаимоотношении, которое рассматривается, правовой акт основоположник волевого решения.
  2. Официальный характер, который необходимо исполнить.
  3. Регулировка публичных отношений. Необходимо добиваться цели.
  4. Определяет законные правила и определенные правоотношения.
  5. Акт – деловая бумага, его содержимое регистрируется в виде документации по правилам закона. Актом – действия, вследствие которого появляются правовые последствия.
  6. Юридические события, приводящие к некоторым законным результатам.

Основные типы

Рассмотрим виды в законной деятельности РФ. Их разделение, в основном опирается на несколько понятий.

1. Закон

Он принимается исключительно органами власти, гражданами страны при помощи ания. Аннулировать, сделать изменения может лишь принявший решение институт власти. Он регулируют важные процессы, непосредственно относящиеся к государству и обществу.

Закон – акт, решение которого принимается определенным способом и владеет, вслед за Конституцией, которая нацелена на решение важных публичных отношений.

Законы приступают в регулируемом порядке. Для их решения существует своя законная процедура.

Каждый закон должен пройти определенные стадии оформления. По значимости содержания норм, законы делятся обыкновенные и конституционные:

  1. Конституционные – это законы, с помощью них вносили изменения или дополняли Конституцию.
  2. Обыкновенные распределяются на текущие и кодификационные. Ко вторым причисляют основания законодательства РФ и кодексы. Основы – закон федерального значения, устанавливающий взгляды и определяющий положение регулировки некоторых областей права. Кодекс – законодательный акт, в нем содержатся классифицировавшие общепринятые меры отраслей. Чаще всего его относят к определенной отрасли законного решения.

Признаки закона:

  1. Характерные высказывания желания народа, в следствии принятии решения в разнообразных социальных интересах.
  2. Решаются законодательным органам власти или анием.
  3. Приводит в норму важные общественные взаимоотношения, упорядочивает развитие сфер деятельности общества.
  4. Имеет большую силу с юридической стороны среди остальных.
  5. Закон воспринимается вследствие законодательного разбирательства в специальном процессуальном режиме.
  6. Имеет максимальную стабильность и длительность присутствия.

2. Подзаконные акты

Они выпускаются на базе и с целью выполнения законов. Показывают иерархическую модель с соответствием норм, прописанных в источниках юридической силы, и являются основой для нижестоящих.

Подзаконные – нормативно правовые акты, которые издаются на базе и для исполнения законов. Уточняют, толкуют или помещают новые нормы, которые не противоречат законам. Они служат для воплощения законодательных норм.

Они делятся:

  1. Акт Президента Российской Федерации в виде указа и распоряжения и не имеют права опровергать Конституцию и законы.
  2. Акты Правительства – постановления и распоряжения, непротиворечащие Конституции, закону и акту Президента. Они имеют силу перед актами федеральных и местных органов, исполняющих власть. Данные нормы вводятся в основном виде постановления.
  3. Акты федеральных органов, исполняющих власть (ведомственные), принимаются на базе и для исполнения всех вышеперечисленных. Федеральные акты действуют на территорию подходящего субъекта РФ.

3. Общефедеральные

Они исполняют законы, указы и сами могут дать распоряжение:

  1. Постановление, принимаются для регулирования социальной и государственной жизни.
  2. Распоряжение, которое выдает Председатель Правительства для своевременного регулирования тесного окружения исполнителя.
  3. Приказы и инструкции министерства и подчиненные государственные органы, имеющие отраслевую специфику.

4. Международные законы

Международный договор — документ, который регулирует отношение РФ с иностранными государствами.

В Конституции РФ такие договоры считаются одной из частей законного порядка. Если в международном договоре РФ установлены другие критерии, чем установлены законодательством, то используются правила международного договора.

Основные виды

Можно разделить на несколько видов:

1. Нормативные юридические

Нормативные юридические акты – действия для достижения определенного законного результата (оформление брака, заключение сделка и т. д.). Юридически поступки – законные действия, у которых нет законной цели, но приводят к основательным результатам. Изобретение устройства приводит к получению патента.

Юридические поступки делятся на формальные и результативные (если законные итоги делаются не самими усилиями, а их последствиями).

Юридические результаты могут быть причиной незаконного поступка. Преступление приводит к множеству юридических последствий.

2. Интерпретационный

Интерпретационный – документ, содержащий итог официального объяснения.

Владеет всеми качествами. Они выпускаются и поддерживаются государством, письменно зафиксированы и непременно должны быть осуществлены. Следствия объяснения правовых норм.

3. Применения права

Применения права – официальная форма для выражения правоприменительной работы. В них фиксируются постановления разных органов или лиц при исполнении должностных обязанностей по определенным юридическим делам.

Имеют разнообразные свойства:

  1. Государственное решение по определенному законному делу.
  2. Повелительное распоряжение, которое необходимо выполнить всем кого оно касается. Выполнение законности контролируется мощностью государства.
  3. Имеет определенный вид выражения.
  4. Несет персональный темперамент и нацелен на улучшение определенных отношений.

Применения права — персональное государственно-властное постановление знающего органа власти или официального лица по определенному юридическому процессу, ориентированное на решение некоторых социальных отношений.

Формы

Их можно издать:

  • В письменной форме.
  • В устной.
  • В конклюдентной.
  1. Письменная форма находится на первом месте. Она дает управляющему аппарату постоянство и размеренность, а также собирает информацию в документах. Печатные тоже относятся к служебным документам. В законодательстве не указано, в каком виде должны они производиться. При печатании  в бумажном виде необходимо придерживаться некоторых правил, техник и реквизитов.
  2. Устные нужны для составления, модификации и закрытия правовых норм. Они более действенны. Они обширно используются в руководстве армией, в производстве и т. д. В этом виде его может издавать руководитель любого звена. В них должны быть решения, требования, предписания, т. е. возложение обязанностей на кого-либо. Такие решения могут даваться при беседе лично.
  3. Не последнее место занимает конклюдентный (делаю вывод). Конклюдентный – выражение желания поведением или в другом виде, по которому можно понять о намерении. Он больше востребован в гражданском праве. На него опираются при различных сделках. Он, в правовых не очень востребован.

Источник: https://homeurist.com/trud/kodeks/pravovoj-akt.html

Нормативный правовой акт (НПА)

Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти – министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/npa/

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Правовой акт — основные нюансы. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное ание − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.
Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: