Предметом изучения бжд как науки является. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности

Содержание
  1. Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение
  2. Введение
  3. 1. Наука БЖД
  4. 2. Цель, задачи и практическое значение науки
  5. Заключение
  6. Библиография
  7. Безопасность жизнедеятельности
  8. Часть I
  9. 1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
  10. Безопасность жизнедеятельности – Изучаемые дисциплины на специальностях – Останкинский институт телевидения и радиовещания
  11. Основные цели БЖД как учебной дисциплины
  12. Основные задачи БЖД как учебной дисциплины
  13. Так же к задачам БЖД можно отнести следующие:
  14. Основные знания, которые получает студент прошедший курс БЖД
  15. В результате изучения дисциплины студент получает такие основные знания:
  16. Основные умения, которые получает студент прошедший курс БЖД
  17. Основные навыки, которые получает студент прошедший курс БЖД
  18. Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение

Предметом изучения бжд как науки является. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности

Скачать реферат: Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение

Выполнен: Ратниковой А. А.

План реферата

Введение

1. Наука БЖД

2. Цель, задачи и практическое значение науки

Заключение

Библиография

Введение

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контактесо средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания можетоказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровьячеловека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействийантропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условийжизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина “БЖД” интегрирует области знаний поохране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО).

Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физикеопасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций наних у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценкариска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствийи т.д.

БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика,социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустикаи многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всехточек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. 

1. Наука БЖД

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасномвзаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей в  их жизни, в защите человека иокружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) отвоздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаётпредпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствуетсохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма изаболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательновоздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждениепотенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечениябезопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения отопасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,способствующие её максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность иобъекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости илик длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е.обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальныхнегативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия начеловека не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексноговоздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия набиосферу не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексноговоздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействийобеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности ктехническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты(экобиозащитной техники). 

Системы экобиозащиты на технических объектах и втехнологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию исредствами контроля режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки -защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного иестественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществомзнаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических,химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасностижизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

идентификация (распознавание и количественная оценка)негативных воздействий среды обитания;

защита от опасностей или предупреждение воздействия  тех илииных негативных факторов на человека;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных ивредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния средыобитания человека.

Основные функции БЖД  – обеспечить безопасность труда ижизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

описание жизненного пространства;

формирование требований безопасности к источникам негативныхфакторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

организацию мониторинга состояния среды обитания иинспекционного контроля источников негативного воздействия;

разработку и использование средств биозащиты;

реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствийЧС;

обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всехуровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей изадач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическоезначение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в средеобитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека отопасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасностипроизводственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни,так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубитьзнания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях навоздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках,количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципови методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулироватьобщую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке иприменению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Библиография

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред.профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.
  2. Гринин А. С., Новиков В. Н.

    Безопасность жизнедеятельности:учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.

  3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасностижизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия».

    – Ростов-на-Дону:Феникс, 2000 – 384 с.

© Реферат плюс

Источник: https://referatplus.ru/bjd/1_bzd_new_0041.php

Безопасность жизнедеятельности

Предметом изучения бжд как науки является. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности

Министерствообразования и науки Российской Федерации

Федеральноеагентство по образованию

Южно-Уральскийгосударственный университет

Кафедра«Безопасность жизнедеятельности»

658.382(07)

Б40

С.И.Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов,И.С. Окраинская,

И.П.Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова,А.В. Хашковский

Учебноепособие

сэлементами самостоятельной работыстудентов

Часть I

Подредакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательскийцентр ЮУрГУ

2009

УДК658.382(075.8) + 614(075.8)

ББКЦ69.я7

Б40

Одобрено

учебно-методическойкомиссией

механико-технологическогофакультета

Рецензенты:Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Б40Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие с элементами самостоятельной работы студентов / С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. – 247 с.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений и содержит основные определения и понятия по безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Изложены сведения об источниках и негативных воздействиях на организм человека основных факторов производственной среды; описаны методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности.Пособие предназначено для студентов вузов и может быть полезно работникам служб, занимающихся вопросами охраны труда и окружающей среды.

УДК658.382(075.8) + 614(075.8)

ISBN

 Издательскийцентр ЮУрГУ, 2009

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельностьчеловека неразрывно связана с окружающейего средой обитания. В процессежизнедеятельности человек и средапостоянно взаимодействуют друг с другом,образуя систему «человек – средаобитания» [1].

Жизнедеятельность– это повседневная деятельность иотдых, способ существования человека.

Средаобитания– окружающая человекасреда, обусловленная в данный моментсовокупностью факторов (физических,химических, биологических, социальных),способных оказывать прямое или косвенное,немедленное или отдаленное воздействиена деятельность человека, его здоровьеи потомство.

Основная мотивациячеловека в его взаимодействии со средойобитания направлена на решение, какминимум, двух основных задач:

  • обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
  • создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

Всистеме «человек – среда обитания»происходит непрерывный обмен потокамивещества, энергии и информации, которыеимеют естественную,техногенную,связанную с производством и использованиемтехники и технологий, и антропогенную,вызванную деятельностью человека,природу. Они во многом зависят отмасштабов преобразующей деятельностичеловека и от состояния среды обитания.Потоки веществ, энергий и информацииопределяют характер взаимодействиячеловека со средой обитания, которыйможет быть позитивным или негативным.

Человеки окружающая его среда гармоничновзаимодействуют и развиваются лишь вкомфортных условиях, когда потокивещества, энергии и информации находятсяв пределах, благоприятно воспринимаемыхчеловеком и природной средой. Любоепревышение привычных уровней потоковсопровождается негативными воздействиямина человека и/или окружающую среду.

На всехэтапах своего развития человек непрерывновоздействовал на среду обитания, и врезультате на Земле в ХХ веке возниклизоны повышенного антропогенного итехногенного влияния на природнуюсреду, что привело к частичной и к полнойее региональной деградации.

Этимизменениям во многом способствоваливысокие темпы роста численности населенияна Земле и его урбанизация, ростпотребления энергетических ресурсов,интенсивное развитие промышленного исельскохозяйственного производства,массовое использование транспортныхсредств и ряд других процессов.

Такимобразом, в результате активной техногеннойдеятельности человека создан новый типсреды обитания – техносфера. Создаваятехносферу, человек стремился к повышениюкомфортности среды обитания, к обеспечениюзащиты от естественных негативныхвоздействий.

Однако созданная рукамии разумом человека техносфера во многомне оправдала надежды людей, так какпоявившиеся производственная и городскаясреды оказались далеки по уровнюбезопасности от допустимых требований.

Именно поэтому в последнее десятилетиестало активно развиваться учение обезопасности жизнедеятельности втехносфере, основной целью которогоявляется защита человека от негативныхвоздействий антропогенного и естественногопроисхождения, достижение комфортныхусловий жизнедеятельности.

Безопасностьжизнедеятельности (БЖД)– система знаний, обеспечивающаябезопасность обитания человека впроизводственной и непроизводственнойсреде, и развитие деятельности пообеспечению безопасности в перспективес учетом антропогенного влияния насреду обитания.

Безопасностьчеловека определяется отсутствиемпроизводственных и непроизводственныхаварий, стихийных и других природныхбедствий, опасных факторов, вызывающихтравмы или резкое ухудшение здоровья,вредных факторов, вызывающих заболеваниечеловека и снижение его работоспособности.

Каквсякая наука, БЖД имеет цель, задачи,объект и предметы изучения, средствапознания и принципы, используемые длярешения практических и теоретическихзадач.

ЦельБЖД исходитиз определения этой науки и представляетсобой достижение безопасности в средахобитания. Исходя из этого, целью БЖДявляется:

  • готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
  • предупреждение травматизма;
  • сохранение работоспособности и здоровья работников;
  • сохранение качества полезного труда.

Длядостижения этой цели БЖД необходиморешить ряд научных и практических задач.

К научным задачам относятся получениеновых, принципиально нестандартныхзнаний в виде выявленных законов либотеоретического описания технологическогопроцесса, математического описанияявлений и т. п., помогающих решатьпрактические задачи.

К практическимзадачам относятся разработка конкретныхпрактических мероприятий, обеспечивающихжизнедеятельность человека без травм,аварий при сохранении его здоровья иработоспособности с высоким качествомтрудовой деятельности.

Объектомизучения БЖД как наукиявляется среда обитания человека.

Средаобитания человека (среда обитания)– совокупность объектов, явлений ифакторов окружающей среды, определяющаяусловия жизнедеятельности человека.Средуобитания человека по генезису(происхождению) можно классифицироватьна производственную (пространство, вкотором совершается трудовая деятельностьчеловека) и непроизводственную.

Основнымэлементом производственной средыявляется труд, который в свою очередьсостоит из взаимосвязанных ивзаимодействующих элементов, составляющихструктуру труда: субъекты труда, средстваи предметы труда, технологическиепроцессы, продукты труда как полезные,так и побочные в виде образующихсявредных и опасных примесей в воздушнойсреде и т. п., производственные отношения(организационные, экономические,социально-психологические, правовые),профессиональная и эстетическая культураи т.д.

Природнаясреда в видегеографо-ландшафтных, географических,климатических элементов, стихийныхбедствий (пожаров от молний), природныхпроцессов (газовыделений из горныхпород) может проявляться как внепроизводственной, так и производственнойсфере, особенно в таких отраслях, какстроительство, горная промышленность,металлургия и др.

Все элементы,составляющие среду обитания человека,в действии становятся факторами,влияющими на БЖД. Исходя из этого, наукаБЖД обязана рассматривать влияние этихфакторов на человека, как отдельно, таки в совокупности. Только при такомсистемном подходе можно в комплексереализовать конечную цель БЖД.

Предметомизучения БЖДявляются физиологические и психологическиевозможности человека с точки зренияБЖД, формирование безопасных условий,их оптимизация и т. д.

Исследованиепредметов и объекта БЖД для реализацииконечной ее цели и задач возможно сиспользованием не только своих знаний,но и знаний, полученных другими науками,такими как основы управления,индустриально-педагогическая психология,культура производства, инженернаяпсихология, право, техническая эстетика,эргономика, производственная санитария,техника безопасности, гражданскаяоборона, охрана окружающей среды.

Источник: https://studfile.net/preview/5958137/

Безопасность жизнедеятельности – Изучаемые дисциплины на специальностях – Останкинский институт телевидения и радиовещания

Предметом изучения бжд как науки является. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности

  • Подготовительное отделение

Одним из предметов, которые содержат любые обучающие программы в нашей стране, является дисциплина под названием «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

БЖД как учебная дисциплина, призвана обеспечить получение знаний и навыков взаимодействия человека в любых ситуациях, для обеспечения своей безопасности и безопасности других людей.

Основные цели БЖД как учебной дисциплины

Основной целью БЖД как учебной дисциплины, является обучение основным способам и методам обеспечения выживаемости человека при действии на него факторов различного негативного характера.

К таким факторам обычно принято относить факторы антропогенного, техногенного и естественного характеров.

При этом целью науки БЖД является пропаганда и распространение знаний и навыков, которые помогают повысить выживаемость и уменьшить травматизм граждан, при воздействии на них выше перечисленных негативных факторов.

Основные задачи БЖД как учебной дисциплины

Среди основных задач БЖД как учебной дисциплины можно выделить такие три основные, которые определяют ее функции:

  1. Распознавание вида и степени опасности, с определением ее месторасположения относительно человека или группы людей.
  2. Выполнение защитных действий и мероприятий, на основании выполнения первой задачи. При этом обычно происходит выбор оптимального варианта действий на основании соотношения затраченных ресурсов и сил, а так же результатов которые необходимо достигнуть.
  3. Выполнение действий и мер призванных ликвидировать воздействие негативных факторов, либо снизить риски от последствий для человека или группы людей.

Так же к задачам БЖД можно отнести следующие:

  • распознавание негативных факторов в зависимости от их происхождения (естественные, антропогенные и техногенные);
  • составление прогноза уровня развития этих факторов и их последствий;
  • обеспечение допустимого (нормативного) уровня окружающей среды как для рабочей зоны, так и вне рабочей;
  • проведения проектных работ и использования различных видов техники, технологических процессов, согласно требований по безопасности и экологии;
  • выполнение и проектирование действий по защите человека и его среды обитания;
  • проведение действий призванных обеспечить стабильную работу техники и объектов в обычных и нештатных ситуациях

Основные знания, которые получает студент прошедший курс БЖД

Изучение БЖД, дает возможность студенту получить знания связанные с безопасным взаимодействием человека и окружающей среды.

Поскольку сфера изучения предмета довольно таки широка, эти знания позволяют научиться систематизировать разрозненные данные, которые тесно переплетаются со всеми сферами жизни.

И позволяют повысить возможности по обеспечению защиты жизни и здоровья человека в любых ситуациях.

В результате изучения дисциплины студент получает такие основные знания:

  • теоретические основы знаний по БЖД, в том числе в системе: человек и его среда обитания;
  • теоретические основы знаний про взаимодействие человека и среды обитания, а так же условия рациональных действий при этом;
  • последствия воздействия на человека травмоопасных, вредных, опасных и чрезвычайно опасных факторов;
  • основные методы и средства их достижения с целью увеличения уровня безопасности, в том числе экологической, при работе с техникой и технологией;
  • виды техники по обеспечению экологической защиты;
  • методы по исследованию надежности работы производственных объектов во внештатных ситуациях;
  • методы отслеживания и предотвращения опасных и чрезвычайно опасных ситуаций;
  • нормативно-правовые и организационно-технические основы управления БЖД;
  • способы оценивания нанесенного вреда и определение экономического эффекта в сфере БЖД

Основные умения, которые получает студент прошедший курс БЖД

Прошедшие курс БЖД студенты, получают возможность приобрести такие основные умения:

  • повысить личную безопасность при выборе места жительства;
  • повысить личную безопасность путем соблюдения норм и правил по охране труда;
  • повысить личную безопасность, соблюдая здоровый образ жизни;
  • повысить коллективную безопасность при защите от техногенных и естественных негативных факторов;
  • повысить коллективную безопасность путем соблюдения условий деятельности;
  • повысить коллективную безопасность путем приобретения законодательных знаний в области здравоохранения;
  • обеспечить рациональное использование ресурсов и отходов;
  • обеспечить соблюдение норм по экологии и безопасности

Основные навыки, которые получает студент прошедший курс БЖД

Прошедшие курс БЖД получают возможность приобрести такие основные навыки:

  • выполнение действий по контролю параметров воздействий негативных факторов и оценка их степени, согласно требований норм;
  • применение средств экологической и биологической защиты;
  • разработка действий по повышению уровня безопасности при производственной деятельности;
  • планирование действий по повышению стабильности работы производства;
  • планирование действий, связанных с защитой персонала и населения, а так же работ по ликвидации последствий действий негативных факторов.

Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

Источник: http://www.ostankino-institut.ru/disciplines/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: