Профессиональная пригодность военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

Тест по ОБЖ Воинская обязанность 11 класс

Профессиональная пригодность военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

Тест по ОБЖ Воинская обязанность для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 14 заданий.

1 вариант

1. Воинская обязанность — это:

а) особый вид государственной службы, исполняемой в Воо­руженных Силах, других войсках, органах и воинских формированияхб) система знаний о подготовке и ведении военных действий

в) установленный законом почетный долг граждан с оружи­ем в руках защищать свое Отечество, нести службу в ря­дах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подго­товку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности

2. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

а) по призыву и в добровольном порядке (по контракту)б) только по призывув) только в добровольном порядке (по контракту)

г) в порядке воинской повинности

3. Комиссия по постановке граждан на воинский учет преду­смотрена в следующем составе:

а) заместитель руководителя местной администрации, воен­ный комиссар района, руководитель органа внутренних дел района, секретарь комиссии, врачи-специалистыб) военный комиссар района или его заместитель, представи­тель местной администрации, специалист по профессио­нальному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты

в) заместитель военного комиссара района, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты

4. Какие из указанных ниже причин (при условии докумен­тального подтверждения) являются уважительными для не­явки по вызову военкомата)?

а) заболевание или увечье, связанное с утратой трудоспособ­ностиб) тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя) либо участие в их похоронахв) нахождение в отпуске или в командировкег) препятствие, возникшее в результате действия непреодо­лимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданинад) свадьба близкого родственникае) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом

ж) участие в спортивном соревновании

5. Профессиональный психологический отбор граждан, призы­ваемых на военную службу, осуществляется с целью:

а) определения индивидуального физического развития при­зывников, так как с первых дней военной службы они испытывают значительные нагрузкиб) обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации

в) определения качества освоения дополнительных образова­тельных программ по военной подготовке

6. Какой категории профессиональной пригодности гражданина, призываемого на военную службу, соответствует формули­ровка «рекомендуется»?

а) первойб) второйв) третьей

г) четвертой

7. Согласно психологической классификации воинских должно­стей на командные должности целесообразно готовить и на­значать граждан, имеющих следующие гражданские специ­альности:

а) бригадирб) токарьв) радиооператорг) учительд) пожарный

е) воспитатель

8. С каким результатом необходимо молодому солдату пробе­жать 3 км, чтобы выполнить норматив для нового пополне­ния воинских частей?

а) 14 мин.б) 14 мин. 15 сек.в) 14 мин. 30 сек.

г) 3 мин. 45 сек.

9. Сколько раз необходимо подтянуться на перекладине моло­дому солдату, чтобы выполнить норматив для нового попол­нения воинских частей на оценку «хорошо»?

а) 11 разб) 10 разв) 9 раз

г) 8 раз

10. Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах Российской Федерации.

а) автомобильный (мотоциклетный)б) гребно-парусныйв) футболг) плавание прикладноед) хоккей с мячоме) военно-спортивное ориентированиеж) парашютный спортз) стрельба пулевая

и) стрельба из лука

11. Заключение по результатам медицинского освидетельствова­ния о категории годности к военной службе, обозначенное буквой «А», соответствует формулировке:

а) не годен к военной службеб) годен к военной службев) ограниченно годен к военной службе

г) временно не годен к военной службе

12. Заключение по результатам медицинского освидетельствова­ния о категории годности к военной службе, обозначенное буквой «Б», соответствует формулировке:

а) не годен к военной службеб) годен к военной службев) ограниченно годен к военной службе

г) годен к военной службе с незначительными ограниче­ниями

13. Увольнение с военной службы — это:

а) регулярный отдых, предоставляемый в соответствии с за­конодательством всем военнослужащимб) краткосрочный отпуск из расположения воинской части

в) установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, других войсках, воинских формированиях и ор­ганах

14. До какого возраста могут пребывать в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации солдаты, матросы, сержанты и старшины?

а) до 35 летб) до 40 летв) до 45 лет

г) до 50 лет

2 вариант

1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба исполняется граж­данами:

а) только в Вооруженных Силах Российской Федерацииб) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах, воинских формированиях, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, в создаваемых на военное время специальных формирова­нияхв) в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках гражданской обороны, внутренних войсках, органах Федеральной службы безопасности

г) в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских­ формированиях и других войсках

2. Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период:

а) с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 летб) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 16 лет

в) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет

3. Считаются уклонившимися от исполнения воинской обязан­ности и подлежащими административной ответственности граждане:

а) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок по уважительной причине, подтвержденной до­кументомб) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок без объяснения причинв) явившиеся по вызову военного комиссариата с нарушени­ем указанного срока (опозданием) по уважительной при­чине, подтвержденной документом

г) явившиеся по вызову военного комиссариата с опозда­нием

4. Укажите родственников, тяжелое состояние которых являет­ся уважительной причиной для неявки в указанный срок по вызову военного комиссариата:

а) отец, матьб) жена, мужв) сын, дочьг) родной брат, родная сестрад) двоюродный брат, двоюродная сестрае) племянник, племянницаж) дедушка, бабушказ) усыновитель

и) родной дядя, родная тетя

5. По результатам профессионального психологического отбора определяется оценка о профессиональной пригодности граж­данина к исполнению обязанностей в сфере военной деятель­ности. Она может быть такой:

а) рекомендуется в первую очередьб) рекомендуется во вторую очередьв) рекомендуетсяг) рекомендуется в основномд) рекомендуется условное) рекомендуется с ограничениями

ж) не рекомендуется

6. Какой категории соответствует оценка профессиональной пригодности «рекомендуется» гражданина, призываемого на военную службу?

а) первой категории профессиональной пригодности (полно­стью соответствует требованиям воинских должностей)б) второй категории профессиональной пригодности (в ос­новном соответствует требованиям воинских должностей)

в) третьей категории профессиональной пригодности (мини­мально соответствует требованиям воинских должностей)

7. Согласно психологической классификации воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, на должности специального назначения целесообразно отбирать кандидатов, имеющих гражданские специальности:

а) машиниста автокранаб) кузнецав) водолазаг) пожарногод) монтажникае) учителяж) горнорабочегоз) спасателяи) каскадера

к) оператора ЭВМ

8. С каким результатом надо пробежать на лыжах 5 км, чтобы выполнить норматив для нового пополнения воинских частей на оценку «отлично»?

а) 30 мин.б) 31 мин.в) 29 мин.

г) 32 мин.

9. Какое минимальное расстояние необходимо проплыть в спортивной форме, чтобы выполнить норматив для нового пополнения воинских частей?

а) 20 мб) 30 мв) 40 м

г) 50 м

10. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлены:

а) обязательная подготовка к военной службеб) специальная подготовка к военной службев) необходимая подготовка к военной службег) добровольная подготовка к военной службед) принудительная подготовка к военной службе

е) полная подготовка к военной службе

11. По результатам медицинского освидетельствования врачами­ специалистами могут быть вынесены следующие заключения о годности к военной службе

а) годен к военной службеб) пригоден к военной службев) годен к военной службе с незначительными ограничениямиг) минимально годен к военной службед) ограниченно годен к военной службее) неограниченно годен к военной службеж) временно не годен к военной службе

з) не годен к военной службе

12. Служебное подчинение младших старшим, нижестоящих ор­ганов вышестоящим, а также исполнение правил служебной, в том числе воинской, дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию ли­цами — это:

а) дисциплинированностьб) субординацияв) исполнительность

г) уважительное отношение

13. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен:

а) для подготовки населения к ведению партизанских дейст­вий в случае необходимостиб) для развертывания армии при мобилизации и ее пополне­ния во время войны

в) для создания резерва различных специалистов, необходи­мых в народном хозяйстве

14. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 2 годаб) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 3 годав) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 3 года

г) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 2 года

Ответы на тест по ОБЖ Воинская обязанность
1 вариант1-в2-а3-б4-абге5-б6-б7-аге8-а9-в10-абгежз11-б12-г13-в14-г

2 вариант

1-б2-в3-бг4-абвгжз5-авдж6-б7-вгджзи8-в9-г10-аг11-авджз12-б13-б

14-в

PDF-версияТест Воинская обязанность

(97 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/09/23/test-po-obzh-voinskaya-obyazannost-11-klass/

Профотбор в военное училище: вопросы, психологические тесты, нормативы

Профессиональная пригодность военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

Профотбор в военное училище предполагает несколько разных мероприятий. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента в виде вступительных испытаний. Кроме того, будущие студенты должны продемонстрировать приемной комиссии уровень своей физической подготовки.

Медицинская комиссия

Профотбор в военное училище не обходится без специальной медицинской комиссии, в которую приглашаются лучшие медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов.

Психологическое обследование

Профотбор в военное училище подразумевает и проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Для проведения таких мероприятий в приемную комиссию приглашают профессиональных психологов.

Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности.

По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.

Особенности методик

Типовой профотбор в военные училища – что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей.

Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег.

Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах.

Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.

Нормативная база

Профотбор в военное училище осуществляется согласно определённому порядку и условиям приема, которые был разработаны Министерством обороны РФ, утверждены министром обороны РФ в 2015 году.

Требования к состоянию физического здоровья, которые предъявляются к кандидатам, подающим документы в военные учебные заведения, прописаны в Приказе министра обороны РФ, касающемся вопросов осуществления военно-врачебной экспертизы.

Временные рамки приема

Проводится профотбор в военное летное училище с 1 по 30 июля. Осуществляют его приемные комиссии учебных заведений для выявления возможности осваивать абитуриентами определённые образовательные программы. Такой отбор включает в себя:

  1. Определение годности абитуриента по его состоянию здоровья.
  2. Проведение вступительных испытаний и экзаменов для:
  • выявления категории профессиональной годности абитуриента;
  • оценки интеллектуального уровня кандидата;
  • определения уровня физической подготовки.

Хотите понять, как поступить в военное училище? Попробуем разобраться в данном вопросе.

В те сроки, которые будут указаны в предписании, взятом в военном комиссариате, претендент на зачисление в военное учебное заведение должен прибыть в вуз. Здесь он обеспечивается питанием, для него организуется проживание.

Приемной комиссией предлагаются прибывшему абитуриенту определенные даты, в которые он должен пройти испытания профессионального отбора.

После приезда потенциальный студент обязан в приемную комиссию сдать гражданский паспорт, удостоверение гражданина, если он подлежит призыву на военную службу, либо военный билет. К этим документам прилагаются подлинник аттестата о среднем образовании и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.

Как поступить в военное училище тем категориям граждан, которые имеют дипломы и грамоты победителя предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований? Вместе с остальными документами им необходимо предоставить членам приемной комиссии документы, которые подтверждают их право на льготный вариант поступления в военное училище.

Как только все документы будут зарегистрированы приемной комиссией, кандидат на зачисление получает статус абитуриента. Размещают их на весь период проведения конкурсного отбора в курсантских казармах либо специальных лагерях. Выполняют они и обязанности суточного наряда.

Подготовка к вступительным испытаниям

Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка.

От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.

Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.

Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе.

Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз.

Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.

Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.

У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.

Категории профпригодности кандидатов

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу.

В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации.

Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:

  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.

Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.

Категории профотбора

По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:

  • 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
  • 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
  • 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
  • 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.

Такие нормативы в военное училище были разработаны министерством обороны РФ.

Особенности психологического тестирования

Выпускники средних школ пытаются найти вопросы, на которые им предстоит ответить для успешного прохождения профессионального отбора в военное училище. Предлагаем им ознакомиться не с вопросами, а с теми особенностями, которые необходимо знать, чтобы тестирование завершилось успешно.

Абитуриенту необходимо на каждый открытый вопрос давать полный развернутый ответ. Проводится тестирование и в письменном виде, и в качестве устного собеседования. Например, отвечать в устной форме придется на вопросы следующего содержания:

  1. По какой причине ты решил выбрать военную специальность?
  2. Чем привлекает тебя именно данный военный вуз?
  3. Каким ты видишь свое офицерское будущее?

Сначала абитуриенту предстоит убедить представителей приемной комиссии в своей искренности, желании беззаветного служения своей отчизне после окончания военного училища.

Потом в письменном виде придется изложить развернутые ответы на эти вопросы, не допуская при этом орфографических ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Желательно продумать сочинение до вступительных испытаний, чтобы хватило времени и не было ошибок.

Минимальный объем текста ограничен 10 предложениями. Время для работы над сочинением составляет 15 минут.

Чтобы подготовиться к собеседованию, написанию эссе, можно обратиться в военный комиссариат, попросить информацию о военных училищах, специфике их деятельности, видах вооружения.

Психологические методики, применяемые при тестировании абитуриентов, разнообразны по содержанию. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них, чтобы заранее понять, имеет ли смысл тратить время на подготовку к поступлению в военные вузы.

Мышление, память, внимание, общий уровень интеллектуального развития абитуриента оценивается с помощью описанных ниже методик:

  • Аналогия. Задания предполагают установление логических взаимосвязей между словами согласно предложенному образцу.
  • Числовые ряды. Абитуриент должен установить закономерность между числами и рядами, продолжить нужной цифрой предложенную ему последовательность.
  • Зрительная память. Предлагаются разнообразные геометрические фигуры, которые поступающий должен запомнить и воспроизвести в том же порядке, в каком они изначально располагались.
  • Арифметический счет. Абитуриенту предлагаются арифметические действия: сложение, деление, умножение, вычитание с целыми числами.
  • Словесная вербальная память. Методика предполагает запоминание максимального количества слов с последующим их воспроизведением.
  • Поиск и установление закономерностей. Абитуриент должен искать слова, имеющие заданное количество и порядок расположения букв.
  • Силлогизмы. Суть заданий в поиске логической взаимосвязи между двумя исходными суждениями, составление на их основе вывода (третьего суждения).
  • Исключение слова. Абитуриент военного училища должен классифицировать слова по заданным признакам. Данное качество необходимо для принятия быстрых и логичных решений в сложных непредвиденных ситуациях, которые часто случаются во время службы.
  • Пространственное мышление. Задания позволяют выявлять исследовательские качества, а также определять склонность к образным пространственным представлениям.

Сущность тестирования заключается в исследовании способности к пространственным образным представлениям.

Приведем примеры заданий для этих методик, которые могут быть предложены кандидатам на зачисление в военные училища.

Тестирование «Аналогии» основано на установлении логических взаимосвязей между словами по предлагаемому образцу. Приведем несколько конкретных примеров.

Абитуриенту предлагаются слова: летчик, небо, моряк, парус, корабль, шторм, море.

1) ——- 2. Летчик.

Моряк, мотор

5) море

4) парус

3) корабль

2) шторм

1) ——– 3. Летчик.

Моряк, небо

5) парус

4) шторм

3) якорь

2) волны

1) ——–

Левая часть задания предполагает наличие двух слов, которые расположены одно под другим с учетом определенной логической связи. К примеру, слова летчик и небо, летчик и мотор свидетельствуют о том, что существует связь между профессией и сферой деятельности, способом передвижения.

Все задания абитуриенту необходимо выполнять в строгой последовательности, не допуская пропусков. На выполнение заданий потенциальному студенту военного вуза отводится всего пять минут. Психолог, анализирующий результаты теста, делает вывод о наличии у опрашиваемого логического мышления.

Особенности тестирования «числовые ряды». Задания, которые предлагаются абитуриенту, состоят в построении числового ряда и определении числа, которое должно продолжить логический ряд.

Вариант заданий:

5 4 3 2 1

1. 1 2 3 4 5 ….. 8 15 6 7 —-

2. 28 26 24 22 ……. 25 20 17 30 —-

3. 3 6 12 24 …… 43 18 5 28 —-

В левой части предлагаются числовые ряды. Закономерность необходимо выявить самостоятельно. В правой части предлагаются ответы, выбрать нужно только один. Особенность данной методики – в постепенном повышении уровня сложности заданий.

Помимо простейших арифметических действий, абитуриент должен извлекать корни, возводить числа в необходимую степень, делить, умножать. Есть и такие задания, которые предполагают проведение сразу нескольких действий, например, умножения и сложения.

Для того чтобы выполнить задачу, у потенциального студента военного училища есть всего восемь минут.

Заключение

Все военные специальности, которые можно получить в специализированных учебных заведениях, предъявляют к абитуриентам серьезные требования.

Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор.

В ходе выполнения разнообразных заданий, позволяющих выявить не только интеллектуальные способности, но и особенности психики кандидатов на зачисление в военное училище, представители приемной комиссии, психологи, медики, выявляют непригодных соискателей.

Источник: https://FB.ru/article/263705/profotbor-v-voennoe-uchilische-voprosyi-psihologicheskie-testyi-normativyi

Проверка профпригодности военнослужащих

Профессиональная пригодность военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

Время чтения: ~6 минут Елена Павлова 332

Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».

Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).

При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

Служебная характеристика на военнослужащего

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно.

Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.

Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.

Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.

СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова».

Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации

Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).

Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири.

С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д.

Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).

Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.

Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.

Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

Реально ли подготовиться к тесту

Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники.

Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме.

Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем.

Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.

Источник: https://prizivniku.com/raznoe/proverka-profprigodnosti-voennosluzhashchih

Профотбор военнослужащих: для чего проводится, этапы проверки

Профессиональная пригодность военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

  1. Что такое профотбор
  2. Смысл прохождения проверки
  3. Этапы проверки
    1. Психологические тесты в военкомате
    2. Медицинский осмотр
    3. Полевая проверка
  4. Можно ли оспорить результаты отбора
  5. Как подготовиться к профотбору

Современные вооруженные силы большинства стран делают акцент на профессиональной подготовке солдат и боевую эффективность подразделений. Это позволяет содержать небольшие армии, достаточные для охраны государства в мирное время.

В России комплектование армии и флота производится посредством срочной и контрактной службы. В первом случае подразумевается конституционная обязанность мужчин и обязательность воинской подготовки. Второй вариант обеспечивает армию профессиональными военнослужащими.

В контексте смешанного комплектования особое внимание уделяется профессиональному отбору военнослужащих и их направлению на подходящие им специальности. Для этого проводится ряд мероприятий, ориентированных на выявление личностных качеств призывников, включая соискателей контрактной службы.

Что такое профотбор

Профессиональный отбор военнослужащих — процедура, оценивающая личностные и вероятностные качества гражданина.

Выявляется не только его пригодность для воинской службы в общем, но и направление, в котором его характеристики окажутся наиболее эффективными.

Такая процедура позволяет лучшим образом раскрывать потенциал граждан и решать поставленные задач по поддержанию боевой готовности армии.

Профотбор в военкомате подразделяется на четыре вида:

  • медицинский — проводится военно-врачебная экспертиза, определяющая состояние здоровья призывника;
  • физиологический — определяется физическая подготовка гражданина, его готовность выдерживать нагрузки;
  • педагогический — выявляется общее и специальное образование призывника, способность обучаться, а также работать с подчиненными;
  • психологический — устанавливается общая готовность гражданина к службе в армии, его социализация, способность работать в команде, стрессоустойчивость, целеустремленность, самодисциплина, мотивация.

Все виды профотбора проводятся в комплексе друг с другом, что позволяет дать всестороннюю оценку гражданина. Для выявления соответствующих качеств проводятся тесты и обследования, по результатам которых составляются рекомендации для направления призывника на службу.

Заключения о профессиональной пригодности военнослужащих учитываются:

  • военными комиссарами при направлении граждан на подготовку по военно-учетным специальностям;
  • призывными комиссиями при определении вида и рода войск для прохождения службы призывника, а также при направлении граждан на сдачу экзаменов в военно-образовательных учреждениях;
  • приемными комиссиями соответствующих учреждений при рассмотрении заявок на поступление;
  • комиссиями воинских частей при распределении пополнения;
  • комиссиями военкоматов и воинских частей при приеме граждан на контрактную службу;
  • приемными комиссиями военных округов при рассмотрении заявок офицеров на поступление в военно-образовательные учреждения;
  • командирами подразделений при организации службы и проведении воспитательных работ с личным составом.

Следует учитывать, что понятия профотбора и психологического отбора часто отождествляются. Статья 5.2 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе» определяет данные проверки как профессиональный психологический отбор. Однако выполняемый комплекс тестов ориентирован на всестороннее определение пригодности призывника к армии.

Смысл прохождения проверки

Ключевая цель проверок по профотбору — привлечение призывников на те должности, которые окажутся им наиболее подходящими. Выявление личностных качеств позволяет лучше готовить офицерские кадры для управления подразделениями. Соответственно повышается и их общая эффективность при выполнении поставленных задач.

Итогом профессионального отбора становится присвоение гражданину одной из категорий:

  • первая категория — граждане рекомендованы к службе по соответствующим направлениям в первую очередь;
  • вторая — простая рекомендация;
  • третья — удовлетворительная оценка с условной рекомендацией;
  • четвертая — не рекомендованы.

Граждане, получившие четвертую категорию, не получают направления на профессиональную подготовку по военно-учетным специальностям. Они не могут поступить в военно-образовательные учреждения, не принимаются в мобилизационный резерв или на контракт.

Помимо выявления категории профотбор на контрактную службу определяет и следующие характеристики гражданина:

  • ораторские способности;
  • навыки в управлении;
  • выдержка, стрессоустойчивость;
  • организованность, дисциплина;
  • способность подчиняться командирам, ответственность;
  • сообразительность, способность быстро принимать решения;
  • интеллект, аналитические способности.

На основе данных аспектов выделяют профотбор для контрактников имеет и общую цель — качественное комплектование армии. С учетом современных требований к подготовке военнослужащих это повышает эффективность частей как в мирное время, так и на боевом дежурстве.

Психологические тесты в военкомате

На первом этапе составляются списки граждан, подлежащих постановке на воинский учет. По месту их учебы или работы рассылаются анкеты и запрос о личностных качествах и характеристиках. Полученные сведения изучаются для определения военно-профессиональной ориентации.

Психологические тесты в военкомате могут проводиться как при персональном собеседовании, так и анкетированием целых групп. На данном этапе выявляются психологические нарушения, склонность к вредным привычкам, неуравновешенность. Отсеиванию подлежат призывники, неспособные быстро принимать решения, а также страдающие упрямством, вспышками гнева или иными отклонениями.

Медицинский осмотр

Медицинский осмотр подразумевает анализ физических качеств призывника. Для этого привлекается независимый эксперт, все тесты делаются в военкомате. Особое внимание уделяется способности выдерживать физические нагрузки, повышенные требования предъявляются к работе сердца и легких.

Как проходит медосмотр девушек?

Медицинский осмотр девушек проводится на общих основаниях, послаблений для полноценной службы женщин в армии не предусмотрено. Соответственно при поступлении на контракт должны выполняться все требования по психологической и физической подготовке.

Полевая проверка

Полевая проверка подразумевает прохождение полосы препятствий. Преграды могут быть различными, располагаемые в произвольном порядке. Время их прохождения ограниченно.

В ряде случаев процесс могут усложнить дополнительной экипировкой или необходимостью выполнения командной работы.

Во втором случае может проверяться как умение действовать в составе группы, так и способность эффективно управлять людьми.

Можно ли оспорить результаты отбора

Оспаривание результатов отбора наиболее актуально для соискателей офицерских должностей. Это обусловлено менее строгими предписаниями и требованиями к рядовому составу. Однако и для них действуют общие основания для отказа в приеме на военную службу:

  • дефекты речи, затрудняющие отдачу приказов;
  • вспыльчивость, несдержанность;
  • слабая психологическая устойчивость, проявление малодушия в критических ситуациях;
  • неспособность подчиняться приказам командиров;
  • наличие татуировок — некоторые из них могут восприниматься как психологическое отклонение;
  • нетрадиционная ориентация;
  • иные нарушения психики.

Также отклонить кандидатуру гражданина могут и на основе физических данных. От призывника требуется выносливость, хорошая реакция, способность быстро восстанавливаться после физических нагрузок. Не берут в армию и в случае проблем со слухом, зрением, различием цветов.

Оспорить можно как результаты медицинского осмотра, так и итоги психологической проверки. В первом случае обращают внимание на временные заболевания, которые могут стать причиной для отказа. Для повторного обследования требуется представить весомые основания — заключения независимых экспертов, выписки и справки о состоянии здоровья, иные документы.

Оспаривание результатов психологического тестирования производится по схожей схеме. Достаточно обратиться к независимому психологу для осмотра. Если психологических нарушений не выявлено, с результатами можно обратиться в комиссию или в суд.

Как подготовиться к профотбору

Подготовка к профотбору сопряжена с определенными нюансами. Многие сайты предлагают тесты и правильные ответы для психологической проверки. Однако они не всегда совпадают с теми, которые действуют в конкретном военкомате.

Также обращают внимание и на временный характер таких тестов. Заучив правильные ответы, гражданин не приобретает необходимые качества. Даже в случае его принятия он столкнется с необходимостью постоянно адаптироваться к условиям службы. Многие военнослужащие и сами отказываются от соискания офицерских должностей из-за неспособности нести ответственность и управлять группой людей.

Медицинские анализы также нельзя подделать, все они сдаются в военкомате. Сокрытие болезней может быстро привести к серьезным осложнениям из-за физических нагрузок в ходе службы. В данном вопросе можно лишь попытаться избавиться от плоскостопия или лишнего веса, а также укрепить организм закаливанием.

Единственная проверка, к которой можно и нужно подготовиться — это прохождение полосы препятствий. Для службы в армии гражданин должен уметь выдерживать физические нагрузки, быстро восстанавливаться после них, выполнять нормативы. В расчет берется и умение действовать слаженно в группе, взаимовыручка, помощь товарищу.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/231495145

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: