Прокурорский надзор курс лекций. Учение о государстве, праве, законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры. Основные понятиякурса «Прокурорский надзор»

Прокурорский надзор. ШпаргалкиТекст

Прокурорский надзор курс лекций. Учение о государстве, праве, законности - теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры. Основные понятиякурса «Прокурорский надзор»

Прокурорский надзор – 1) самостоятельная правовая учебная дисциплина, в рамках которой изучается а) законодательство о прокурорском надзоре; б) теория и практика деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

2) самостоятельный вид государственной деятельности, направленный на решение задач укрепления законности и правопорядка в РФ, реализацию основных принципов социальной справедливости.

ПН стоит в ряду наиболее надежных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

ПН как учебная дисциплина включает изучение 1) основных принципов организации прокуратуры и ее деятельности; 2) основных задач, направленных на укрепление законности и правопорядка; 3) особенностей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, общественными организациями и общественностью в целом. В этой дисциплине изучаются задачи и полномочия прокуроров, процессуальные акты реагирования прокуроров на нарушения законов.

У прокурорского надзора как учебной дисциплины существуют непосредственные и тесные связи с рядом других дисциплин.

В рамках уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданского процессуального, административного, семейного права раскрываются роль и значение ПН за исполнением правовых норм.

Наиболее тесно с ПН соотносятся такие дисциплины, как гражданский и уголовный процесс, административное, трудовое право. Также ПН находит место в изучении криминалистики.

ПН как самостоятельный вид государственной деятельности осуществляется от имени государства – Российской Федерации; эту деятельность не могут осуществлять никакие иные государственные, общественные или другие органы, учреждения, организации и т. д.

этой специфической деятельности: проверка точности соблюдения конституционных норм, исполнения требований законов, соответствия закону различных правовых актов.

Также к ПН относится принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений, для чего прокуратура обладает рядом средств, предоставленных ей исключительно.

2. Прокурор и его деятельность

Прокурор как обобщающее понятие – физическое лицо, которое постоянно или временно состоит на службе в органах прокуратуры. Принятие на работу определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», должностные обязанности, исполняемые прокурором, регулируются тем же законом, а также приказами вышестоящего прокурора.

Прокурор в узком смысле – руководители прокуратур различного ранга: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, города, района, специализированной прокуратуры.

В широком смысле – помимо вышеперечисленных заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, а также помощники и заместители нижестоящих прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в рамках своей компетенции.

В штат прокуратуры входят также прокурорские работники: сотрудники учреждений и органов прокуратуры, обладающие классным чином; в учреждениях военной прокуратуры – воинским званием. К прокурорским работникам относятся научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, некоторые иные работники системы прокуратуры.

Основное содержание деятельности прокурора: осуществление проверок на предмет точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, которые действуют на территории Российской Федерации. Выявляя в ходе проверок факты правонарушений, прокурор принимает меры по их устранению.

Акт прокурорского реагирования – решение прокурора, закрепленное в соответствующем документе, посредством которого он реагирует на обнаруженные им в ходе осуществления надзора нарушения законности. В арсенале прокурора имеется целый ряд правовых средств для такого реагирования.

Например, при выявлении правового акта, несоответствующего закону, прокурор составляет протест, в котором обосновывает незаконность акта и изъявляет требование о полной или частичной его отмене.

3. Требования нравственно-этического и профессионального порядка в деятельности прокуроров и следователей

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» включает требования профессионального и нравственно-этического характера, относящиеся к назначаемым на должность прокурора лицам.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 404):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

✓ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

✓ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

✓ активно защищать интересы личности, общества и государства;

✓ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

✓ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

✓ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Далее в законе указывается, что порядок принятия присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» уделяет также особое внимание вопросу профессионального мастерства и повышения квалификации работников прокуратуры. В ст. 434 указано:

«2. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе».

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которых данные законы распространяются.

Таким образом, предмет прокурорского надзора – это соблюдение Конституции РФ и следование законам со стороны физических (должностных) и юридических лиц.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» дается перечень этих лиц. Там же указано исключение: исполнение законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Есть и другое ограничение: предмет прокурорского надзора ограничен в части исполнения законов органами суда.

Понятия «субъект ПН» и «объект ПН» значительно различаются по содержанию, но тесно связаны друг с другом. Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности, а точнее – прокурор (и в широком, и в узком значении этого понятия), который осуществляет проверку исполнения законов физическим или юридическим лицом (объектом надзора).

Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.

На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзорных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов, уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п.

Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

https://www.youtube.com/watch?v=vd74ul5TEMc\u0026list=PL6JtIegKIdM7csqktBYMp-IdyWTN336at

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

6. Методика и тактика прокурорского надзора

Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.

Законодательство регламентирует правовые средства надзора, но, разумеется, не содержит конкретных указаний о том, какие именно из этих средств и каким образом следует применять прокурору в каждом отдельном случае для обнаружения и устранения нарушений законов. Подобные конкретные рекомендации формулируются в ходе практического осуществления прокурорского надзора и научной работы.

Те способы действия, которые оказались наиболее эффективными на практике и были обобщены и обоснованы научно, в дальнейшем получают закрепление в указаниях и приказах Генерального прокурора РФ, вносятся в методические разработки, пособия, методические письма и рекомендации, выпускаемые органами прокуратуры.

Выделяют общую и частную методику прокурорского надзора. Методические рекомендации могут быть обобщенными – определять в целом методы осуществления надзора и поддержания его эффективности, – или же иметь более конкретный, частный характер, описывая методику осуществления надзора в сфере исполнения конкретных видов законов.

Тактика прокурорского надзора – совокупность наиболее оптимальных способов и приемов использования конкретных правовых средств, выработанная теорией и практикой прокурорского надзора для решения его задач при учете конкретных обстоятельств и условий.

Решая задачи выявления, предупреждения и устранения правонарушений, прокурор не просто применяет правовые средства: он выбирает наиболее адекватные из них для каждой конкретной ситуации, и кроме того, любое правовое средство можно использовать разными методами, способами.

Выбор тех или иных приемов и методов использования правового средства зависит от особенностей объекта прокурорского надзора, сущности правонарушения, опыта и предпочтений прокурора и множества иных условий и характеристик ситуации.

7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности.

Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство.

Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.

Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.

https://www.youtube.com/watch?v=OcMEJq9eo0o\u0026list=PL6JtIegKIdM7csqktBYMp-IdyWTN336at

Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:

– участвуют в правотворческой деятельности;

– координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;

– рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;

– участвуют в работе по профилактике правонарушений.

Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:

1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.

Источник: https://www.litres.ru/pavel-smirnov/prokurorskiy-nadzor-shpargalki/chitat-onlayn/

Курс лекций по теме

Прокурорский надзор курс лекций. Учение о государстве, праве, законности - теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры. Основные понятиякурса «Прокурорский надзор»

Лекция 1. Предмет и система курса “Прокурорский надзор”

План

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.

2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и  их классификация.

3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.

4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.

Признаки государства

Территория                                                                        Население

Суверенитет                                                                       Налоги

Государство – это политическая организация, которая имеет определенную территорию с проживающим на ней населением, обладает суверенитетом; располагает государственным аппаратом управления и принуждения и распространяет свою власть на всю территорию и население; издает юридические нормы, служащие интересам всего общества и являющиеся средством применения социальных конфликтов и противоречий и обеспечения социального процесса.

Государственный орган – организации, образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами, имеющая в соответствии с законом свою компетенцию, взаимодействующая с другими органами, осуществляющая государственно-властные полномочия.

Аппарат (механизм) государства состоит из законодательных (представительных), исполнительных, судебных и правоохранительных органов.

К числу представительных органов относятся законодательные органы и местные органы власти.

В Республике Беларусь высший представительный орган – Национальное собрание – состоит из двух палат: Палата представителей и Совет Республики.

Основной задачей представительных (законодательных) органов является принятие законов. На местном уровне органы местного самоуправления представляют интересы народа и занимаются правотворчеством.

Исполнительные органы являются непосредственными исполнителями требований, которые содержатся в законодательных актах. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в соответствии с законом.

Правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, называются подзаконными. Носителем высшей исполнительной власти в нашей стране является Президент, который также является Главой государства. Президенту подчиняется Правительство.

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган, осуществляющий управление государством.

Правоохранительные органы – это органы государства, действующие на основе закона, основной задачей которых является обеспечение законности и правопорядка, защита прав граждан и организаций, предупреждение и пресечение правонарушений, применение к лицам, нарушающим закон, мер государственного принуждения или общественного воздействия.

К числу правоохранительных органов относятся прокуратура, милиция, нотариат, адвокатура, налоговые органы, органы обеспечения безопасности, органы раскрытия и расследования преступлений, таможенные органы.

Судебные органы составляют самостоятельную ветвь государственной власти. В отличие от законодательных органов судебная власть не занимается законотворческой деятельностью и не управляет обществом, как исполнительные органы. Суд осуществляет правосудие путем разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Правовому государству присущи отличительные признаки: 

1.Верховенство закона. Правовые законы могут считаться таковыми, если они обладают рядом признаков, а именно:

    • законодательный акт должен воплощать представления членов общества о справедливости;
    • процедура его принятия должна соответствовать закону;
    • законодательный акт должен быть принят государственными органами в пределах их компетенции;
    • правовым законам должно подчиняться само государство;
    • законы не должны противоречить ни конституции, ни друг другу.

2.Разделение властей. Государственная власть в правовом государстве подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть обладает верховенством. Она реализуется путем издания законов и осуществления контроля за исполнительной властью. Исполнительная власть – подзаконная ветвь государственной власти.

исполнительная власть занимается реализацией нормативных правовых актов, изданных законодательными органами. Судебная власть также является подзаконной ветвью государственной власти и охраняет нормы права путем осуществления правосудия.

Правосудие – это деятельность независимого суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке судебных дел и применению принуждения к нарушителям норм права.

3.Широкий спектр прав и свобод граждан, закрепленных и гарантированных конституцией.

4.Взаимная ответственность государства и личности. Соблюдение законов должно быть обязательным не только для граждан, но и для государственных органов и их должностных лиц.

Конституция провозгласила Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством. В соответствии со ст.

1 Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

  Право – это совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

Правовые нормы устанавливаются компетентными государственными органами или путем референдума, проводимого в установленном законом порядке, а также санкционирования иных социальных норм (обычаев).

Современная юридическая наука выделяет  следующие признаки права:

1) нормы права устанавливаются государством в официальной форме:

в законах, других нормативных правовых актах;

2) государство в лице своих правоохранительных органов охраняет нормы права и применяет государственное принуждение к нарушителям правовых норм;

3) нормы права в своей совокупности составляют систему права. Нормы права в отличие от других норм – религиозных, морали, обычаев и др. являются обязательными для населения данного государства;

4) в правовых нормах выражено сочетание индивидуальных и общих

интересов членов общества.

На основании перечисленных признаков можно сформулировать понятие права. Право – это систематизированная совокупность общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством закрепленная в официальных актах, отражающая общие и индивидуальные интересы членов общества.

Законность – строгое и неуклонное осуществление всеми субъектами права  правовых норм, предписаний, содержащихся в действующих законах.

Законность может рассматриваться как принцип деятельности органов государства, учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан, как метод государственного руководства обществом, предусматривающий издание в установленном порядке нормативных правовых актов, строгий контроль за их исполнением, обеспечение их неукоснительного осуществления всеми гражданами, как режим общественно-политической жизни, заключающийся в том, что все сферы общественных отношений, деятельность органов государственной власти, организаций, общественных  формирований, граждан в достаточной степени урегулированных нормами права, причем последние строго соблюдаются всеми участниками общественных отношений.

Основной Закон страны – Конституция. Уполномоченные государством органы, принимая нормативные (подзаконные) акты на основе  Конституции, законов, тем самым соблюдают одно из требований законности – верховенство закона.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Законность можно определить как точное и неуклонное соблюдение Конституции, законов, декретов, указов, постановлений Правительства, актов министерств и государственных комитетов, актов местных Советов депутатов, исполнительно-распорядительных органов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.

Под термином “прокурорский надзор” следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки; в) учебную дисциплину.

При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора.

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной  службе в органах прокуратуры, исполняющее должностные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (далее – Закон о прокуратуре) или приказом вышестоящего прокурора. Понятие “прокурор” собирательное, оно охватывает такие должности, как Генеральный прокурор, прокурор области, прокурор города Минска, прокурор района (города), прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает  должности заместителей Генерального прокурора, его помощников, заместителей и помощников  всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Прокурорские работники – работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры).

Предмет прокурорского надзора – сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъекты прокурорского надзора – участники прокурорско надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций.

Правовые средства прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора.

Акты прокурорского реагирования – понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств.

Тактика прокурорского надзора – совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.

Цели прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Конституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность органов прокуратуры.

Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями в зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

  В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_50/kurs-lekcij-po-teme-prokurorskij/608804.3554975.page1.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: