Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Российская федерация, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

Содержание
  1. Тема 6. Субъекты гражданского права
  2. Уровни дееспособности граждан РФ
  3. Виды гражданско-правовых сделок
  4. Виды договоров
  5. Признаки гражданско-правовой ответственности
  6. Виды гражданско-правовой ответственности
  7. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
  8. Понятие и специфика публично-правовых образований
  9. Правосубъектность публично-правовых образований
  10. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений – Школа авторемонта
  11. Объектом исследования являются   гражданско-правовые отношения между субъектами гражданского права и другими участниками отношений – гражданами и юридическими лицами.
  12. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
  13. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
  14. Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях
  15. Участие публично-правовых образований в обязательственных отношениях
  16. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права
  17. Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством
  18. Порядок появления и реализации правоспособности
  19. Способы реализации правоспособности
  20. Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота
  21. Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью
  22. Корпоративные отношения

Тема 6. Субъекты гражданского права

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Российская федерация, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

Интересно? Расскажите друзьям   

Гражданское право занимает центральное место среди отраслей, регулирующих имущественные отношения.

Субъектом гражданских правоотношений являются физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация; ее субъекты; муниципальные образования).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Способность быть субъектом гражданского права определяется гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью.

Гражданская правоспособность — это способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности.

В Российской Федерации правоспособность признана в равной мере за любым гражданином, а из организаций — только за юридическими лицами. Государство, являясь особым субъектом гражданского права, также обладает правоспособностью, особенности которой определяются ролью государства.

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается со смертью.

гражданской правоспособности составляют следующие права:

— иметь имущество на праве собственности;

— наследовать имущество;

— заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;

— создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами;

— совершать любые не запрещенные законом сделки;

— выбирать место жительства;

— иметь авторские права, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности;

— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Уровни дееспособности граждан РФ

Уровни дееспособности и их сущностьОсобенности проявления
Полностью недееспособные (малолетние) — не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представители (родители, опекуны и т. д.)В порядке исключения малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут:а) совершать мелкие бытовые сделки;б) совершать безвозмездные сделки, направленные на получение выгоды (если сделки не требуют нотариального заверения или регистрации);в) распоряжаться средствами, полученными от законных представителей или других лиц с разрешения законных представителей.За причиненный малолетним вред ответственность возлагается на родителей и т. д.
Полностью недееспособные лица по состоянию здоровья — не могут приобретать права и обязанности; им назначается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие бытовые) сделкиТолько по решению суда гражданин, страдающий психическим расстройством и не понимающий своих действий, может быть объявлен недееспособным. Пока не отменено решение суда, это лицо, даже в отдельные промежутки времени понимающее свои действия, все равно остается недееспособным. Если недееспособный причиняет своими действиями вред, то ответственность несет его опекун
Частично дееспособные (граждане от 14 до 18 лет) — участвуют в гражданском обороте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющихОбладают тем же объемом прав, что и малолетние.Распоряжаются заработком, стипендией и иными доходами.Осуществляют авторские и изобретательские права.Отвечают за причиненный вред своим имуществом. В случае, если этого имущества не хватает, к ответственности привлекаются родители
Ограниченно дееспособные граждане, злоупотребляющие спиртным или наркотическими веществами и тем самым ставящие семью в тяжелое материальное положениеОграничение в дееспособности осуществляется по решению суда.Совершают сделки с согласия назначенного попечителя.Самостоятельно совершают мелкие бытовые сделки.Несут ответственность за причинение вреда
Полностью дееспособные граждане:
  • по достижении 18 лет;
  • при вступлении в брак до достижения 18-летнего возраста;
  • по эмансипации
Самостоятельно несут гражданско-правовую ответственность за свои деяния

Одним из видов гражданских правоотношений являются обязательства, в силу которых один участник обязан совершить в пользу другого определенное действие (выполнить работу, передать имущество и т. д.) или воздержаться от такового и второй участник в праве требовать от первого исполнения этой обязанности.

Сделка — действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Виды гражданско-правовых сделок

Наименование видаЕго сущность
ОдносторонниеДля их совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания или принятие наследства)
Двухсторонние, многосторонниеВ их совершении принимают участие (соответственно) от двух и более лиц. Подобные сделки получили название договора
ВозмездныеСделки, по которым одна из сторон должна получить плату или иное встречное предложение
БезвозмездныеСделки, по которым имущественное предоставление с одной стороны не обусловлено встречным имущественным предоставлением с другой (например, договор дарения)
РеальныеСчитаются заключенными с момента передачи вещи (денег) из рук в руки (например, дарение, заем, хранение)
Консенсуальные (от лат. consensus — согласие)Считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон о совершении каких-либо взаимных действий
Казуальные (от лат. casus — случай)Сделки, имеющие под собой конкретное основание (причину)
АбстрактныеСделки, основание которых остается юридически безразличным, т. е. имеют абстрактный характер (например, вексель, который представляет собой общее обещание выплатить определенную денежную сумму независимо от основания его выдачи)
УсловныеЕсли возникновение или прекращение прав и обязанностей сторон зависит от обстоятельств, в отношении которых неизвестно, когда они наступят
БезусловныеЕсли возникновение прав и обязанностей сторон не оговорено никакими дополнительными обстоятельствами
БессрочныеНе определяется момент их вступления в действие и момент их прекращения
СрочныеОпределяется момент их вступления в действие и момент их прекращения

Форма сделки — это способ выражения воли субъектов сделки.

устные сделкисделки, совершаемые в простой письменной форменотариально удостоверенные сделки

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Виды договоров

Основания для классификацииНаименование видовИх сущность
По юридической направленностиОкончательные (основные)Порождают права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ
ПредварительныеПорождают право на заключение окончательного договора в будущем
По распределению прав и обязанностейОдносторонниеПрава возникают только у одной стороны, у другой — только обязанности
ВзаимныеПрава и обязанности имеются у каждой из сторон
По способу заключенияВзаимосогласованныеУсловия устанавливаются всеми участниками договора
ПрисоединенияУсловия устанавливаются только одной стороной договора, другая сторона присоединяется к нему
По лицам, требующим исполнения договораВ пользу участниковУчастники требуют исполнения договора
В пользу третьих лицТретье лицо вправе требовать исполнения договора
По характеру перемещения материальных благВозмездныеИмущественному предоставлению с одной стороны противостоит встречное имущественное предоставление с другой
БезвозмездныеИмущественное предоставление с одной стороны не обусловлено встречным имущественным предоставлением с другой
По основанию заключенияСвободныеЗаключение осуществляется всецело по усмотрению сторон
ОбязательныеЗаключение является обязательным хотя бы для одной стороны

Нормы гражданского права гарантируются такой формой государственно-принудительного воздействия, как гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность — установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав другого лица.

Признаки гражданско-правовой ответственности

— Является имущественной, поскольку гражданское право прежде всего регулирует имущественные отношения.

— Носит компенсационный характер, так как направлена на восстановление нарушенных имущественных прав кредитора, и поэтому размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда.

Имущественное взыскание, по общему правилу, производится с должника в пользу кредитора.

Однако в случаях нарушения общегосударственных интересов суммы, взысканные в порядке применения мер гражданской ответственности, обращаются в доход государства.

— Имеет целью принуждение должника к исполнению возложенных на него законом или договором юридических обязанностей и тем самым — восстановление нарушенного субъективного права кредитора.

— Является средством предупреждения гражданских правонарушений в будущем. При этом восстановительная карательная (штрафная) и воспитательная функции гражданской ответственности выполняются не раздельно, а в совокупности.

Виды гражданско-правовой ответственности

Наименование видаЕго сущность
ДоговорнаяНаступает при исполнении обязательства, возникшего из договора
ВнедоговорнаяНаступает, когда вред или убытки, причиненные потерпевшему лицом, не состоявшим с ним в договорных отношениях
ДолеваяМножественность должников, если из закона или договора не вытекает иное, действует презумпция (предположение) равенства долей при ответственности каждого из задолжников перед кредитором
СолидарнаяВозникает, если это предусмотрено договором или установлено законом; кредитор вправе предъявить требование об исполнении, а следовательно, и об ответственности как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности. Кредитор, не получивший такого удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных. Если кредитор предъявил требование к одному из должников, остальные должники несут перед должником, удовлетворившим требование кредитора, ответственность в равных долях
СубсидарнаяПо договору банковской ссуды в случае неисполнения денежных обязательств организациями — ссудополучателями установлена субсидарная (дополнительная) ответственность вышестоящей организации, давшей гарантию при выдаче ссуды. Это касается и родителей (гарантов), отвечающих за вред, причиненный несовершеннолетними
СмешаннаяВозникает при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_6

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Российская федерация, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Замечание 1

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Понятие и специфика публично-правовых образований

В настоящее время под публичными образованиями понимаются:

  • Российская Федерация в целом;
  • субъекты Федерации (края, области, города федерального значения и пр.);
  • муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).

Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).

Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:

Замечание 2

При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.

Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:

  • способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
  • цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
  • правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
  • специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.

Замечание 3

Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.

Правосубъектность публично-правовых образований

Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:

  • установление экономической основы их существования и деятельности;
  • наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.

Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:

  1. Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
  2. Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
  3. Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
  4. Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/publichno-pravovye_obrazovaniya_kak_subekty_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений – Школа авторемонта

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Российская федерация, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА7
1.1Понятие публично-правовых образований как субъектов гражданского права7
1.21.3Виды публично-правовых образованийФормы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях1011
ГЛАВА 2СФЕРЫ УЧАСТИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ15
2.12.22.3ГЛАВА 33.13.2ЗАКЛЮЧЕНИЕУчастие публично-правовых образований в имущественных отношенияхУчастие публично-правовых образований в неимущественных отношенияхУчастие публично-правовых образований в организационных отношенияхОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙОсобенности гражданско-правовой ответственности публично-правовых образованийПрактика рассмотрения споров по привлечению публично-правовых образований к ответственности и взысканию средств из бюджета15212226262934
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                        3734

ВВЕДЕНИЕ

Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица, аккумулирующие значительные имущественные ресурсы, являются важными участниками имущественного оборота.

Действующее российское законодательство позволяет им вступать в разнообразные правовые отношения, быть субъектами вещных, обязательственных, исключительных и корпоративных прав, совершать сделки с гражданами и юридическими лицами.

Учрежденные публичными собственниками юридические лица обеспечивают значительную долю опосредованного участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

Правовой статус публичных образований отличается от положения других субъектов гражданского права тем, что они выражают публичные интересы и обладают властными полномочиями.

Вместе с тем, в настоящий период становления новых общественных отношений в условиях развития предпринимательской деятельности правовое положение названных субъектов имеет двойственную юридическую природу.

С одной стороны, законодатель, наделяя признаками юридического лица, признал их полноправными участниками имущественного оборота, с другой стороны — публично-правовые образования в гражданско-правовой сфере имеют специальную правоспособность, направленную на реализацию разнообразных публично-правовых задач путем удовлетворения публичных интересов и нужд, главным образом, имущественного характера. Данные обстоятельства как раз и обусловливают специфику участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях, и, в первую очередь, в обязательствах.

Современный этап развития экономических отношений в России характеризуется отступлением от стереотипного традиционного представления о том, что публично-правовые образования несут лишь имущественную ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) органов власти и их должностных лиц, за неправомерность изданных ими нормативных актов.

Анализ судебно-арбитражной практики дает основания сделать вывод о том, что указанные субъекты принимают самое активное участие не только во внедоговорных обязательственных отношениях, но и в различных договорных связях, причем, возможности их участия в обязательственных отношениях постоянно расширяются.

В этой связи, ввиду множественности видов гражданско-правовых обязательств с участием публично-правовых образований становится очевидна необходимость их систематизации, целью которой является создание условий для обеспечения устойчивого участия публично-правовых образований в гражданском обороте, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать такие условия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фольксваген поло где предохранители

Вот почему актуальна тема публично-правовые образования как субъект гражданского права, как для науки гражданского права, так и для правоприменительной практики.

Объектом исследования являются   гражданско-правовые отношения между субъектами гражданского права и другими участниками отношений – гражданами и юридическими лицами.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_53/publichnopravovye-obrazovaniya-kak-subekt-grazhdanskogo/454373.2998042.page1.html

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Замечание 1

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданских правом являются публично-правовые образования.

  • РФ
  • Субъекты РФ
  • Муниципальные образования

Государство и другие публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками. Это значит, что они не вправе использовать свои властные полномочия в гражданских правоотношениях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему не работает стеклоподъемник на приоре

В качестве субъектов гражданских правоотношений государство и другие публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью (реализуются через специальные органы)

Имущественную базу для участия в гражданских правоотношениях составляет казна, которая состоит из государственного и местного бюджетов

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях

Имущественную базу участия публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество.

При этом все публично-правовые образования независимы друг от друга. Это выражается в принципе раздельной ответственности (РФ не отвечает по обязательствам своих субъектов и муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или РФ.

Особые способы приобретения имущества публично-правовыми образованиями:

  • Обнаружение клада, содержащего памятники культуры
  • Бесхозяйственные недвижимости, находки и безнадзорные животные
  • Изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Реквизиция
  • Конфискация
  • Национализация

Особый способ отчуждения имущества:

В качестве собственников имущества публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве.

Что касается корпоративных отношений, то публично-правовые образования могут быть участниками некоторых юридических лиц (например, хозяйственных обществ).

Они становятся их участниками через уполномоченных ими лиц.

Представители публично-правовых образований участвуют в деятельности таких коммерческих организаций от имени публично-правовых образований и выражают их волю на общих собраниях или в исполнительных органах.

В ряде случаев публично-правовые образования могут установить специальное право “Золотую акцию” в отношении публичного акционерного общества с их участием. В таком случае представители публично-правовых образований получают право вето при принятии некоторых решений общим собрание такого акционерного общества.

Участие публично-правовых образований в обязательственных отношениях

Государственные и иные публично-правовые образования могут быть субъектами самых различных обязательств, которые могут возникать как из договоров, так и внедоговорных отношений.

  • Самыми распространенными случаями их выступления в качестве субъектов гражданских правоотношений является участие в качестве заказчиков в договорах поставки и подряда для государственных и муниципальных нужд.
  • Публично-правовые образования могут выступать в качестве заемщиков или займодавцев
  • Публично-правовые образования могут заключать договоры купли продажи, аренды, залога
  • Публично-правовые образования е могут заключать договоры банковского счета
  • Публично-правовые образования являются субъектом ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов либо их должностных лиц.
  • Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений (имущество, не имеющее наследников, переходит в собственность РФ

и др.

Источник: https://okrainaruneta.ru/publichno-pravovye-obrazovaniya-kak-subekty-grazhdanskix-pravootnoshenij/

Источник: https://oooyuma.ru/diagnostika-i-remont/publichnye-obrazovaniya-kak-subekty-grazhdanskih-pravootnoshenij.html

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Российская федерация, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » РФ, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством.

Привычная сфера деятельности властей в публичных отношениях уводит их на задний план как участников гражданского оборота. Однако для осуществления их функций требуется соответствующее материальное обеспечение и собственность.

По этой причине, они выступают в качестве участников гражданских правоотношений.

То, что такой статус не предполагает применение мер принуждения к контрагентам становится неожиданностью даже для должностных лиц.

В качестве примера можно привести многочисленные нарушения со стороны муниципальных образований по вопросам аренды земельных участков.

Местные власти в одностороннем порядке повышали размер платежей и требовали подписания соответствующего соглашения, вразрез с тем, что предусматривали обязательства.

Отказавшиеся предприниматели регулярно вызывались на заседания комитетов по работе с должниками (хотя оснований для их образования не было).

Правовое положение публичных образований в гражданской сфере определено ст. 124 ГК.

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством

Понятие публичного образования в законодательстве напрямую не предусматривается. Его можно найти при помощи науки конституционного права, а также в позициях высших судебных инстанций.

Последние подразумевают под этим термином любые властные органы, осуществляющие публичные функции.

Однако наука конституционного права ограничивает их 3-мя видами:

  • общегосударственный субъект – Российская федерация;
  • региональные – субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды и перечень субъектов РФ предусмотрены в Конституции (ст. 65) и включают 85 регионов.

Что касается муниципалитетов, то их положение урегулировано базовыми нормами Конституции РФ, а также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанный норматив предусматривает такие виды муниципальных образований как городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородскую территорию города федерального значения.

Порядок появления и реализации правоспособности

Гражданская правоспособность таких образований появляется с момента их создания. Что касается РФ, то в современном виде она была создана в 1993 г., после принятия Основного закона. Субъекты Федерации создаются на основании конституционного законодательства, а также уставов или конституций регионов. В качестве основы деятельности муниципалитетов вступают уставы.

Особенности участия в гражданских правоотношениях

  • Эти субъекты обладают специальной правоспособностью. Их статус запрещает заниматься предпринимательством.
  • Им принадлежат полномочия по установлению общих правил гражданского оборота.
  • Они осуществляют правоспособность не через единый центр, а распределенным образом. При этом, им принадлежит право самостоятельного определения ее границ.
  • Они участвуют в гражданских правоотношениях опосредованным способом. Это делается через определенные органы или через наделенных полномочиями лиц.

Несмотря на то, что статус этих структур предполагает столь широкие властные полномочия, связанные с возможностями изменения действующих правил, они отказываются нарушать принципы равенства участников гражданского оборота. Это связано с необходимостью создавать благоприятный режим на всех рынках и стимулировать частную инициативу.

Способы реализации правоспособности

Ст. 125 ГК предусматривает 2 способа реализации правоспособности. Первый подразумевает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов, согласно имеющейся у них компетенции. Она содержится как в законодательных актах, так и в положениях о них. Такие органы обладают правами юрлица.

Другим способом служит действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных региональных актов, осуществляемые по специальному поручению.

Примером такового может выступать ание в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.

Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота

Объем специальной правоспособности таких лиц зависит от того, какие виды правоотношений он затрагивает.

Вещные права

В этой сфере государству и муниципалитетам могут принадлежать права собственности на любое имущество, необходимое для выполнение их функций.

Законодательство предусматривает ряд особых условий:

  • В качестве оснований для возникновения вещных прав выступают исключительные процедуры. В них входит взимание налогов, проведение конфискации, реквизиции и национализация, а также принудительный выкуп земли и бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. При их реализации указанные объекты переходят в собственность государства.
  • В качестве исключительного основания прекращения вещных прав выступает приватизация имущества. В результате нее, объекты переходят в частную собственность.
  • В собственности государства находится особое имущество. Наиболее характерным примером являются изъятые из оборота вещи. В частности, боевое оружие, недоступное для легального приобретения частными лицами.
  • Создание организаций, на имущество которых распространяется право собственности учредителя. Примерами служат МУПы и ГУПы, а также казенные предприятия.
  • Особые основания приобретения вещей в порядке наследования. Собственность государства возникает, если у умершего гражданина отсутствуют наследники, либо если имеющиеся не заявили свои притязания на имущество по закону или на основании завещания в течение полугода после смерти наследодателя. Также любой гражданин вправе определить переход своей собственности в пользу государства или муниципалитета в завещании.

Обязательственное право

Наряду с вещными правами, такие субъекты могут выступать в качестве стороны обязательства.

К числу наиболее распространенных соглашений относятся договоры поставки и подряда для государственных или муниципальных нужд. Обязательства возникают на основании контрактов. Полномочия по их одобрению передаются специально создаваемой конкурсной комиссии. А сама процедура выбора контрагента предполагает сравнение заявок различных компаний по ряду критериев.

Ст. 817 ГК предусматривает регулирование обязательства, вытекающие из договора муниципального и государственного займа. Он предусматривает выпуск последними ценных бумаг, подтверждающих право предъявителя на получение долга.

Другим примером обязательства служит бюджетный кредит, заемщиком по которому могут быть как публичные субъекты, так и юрлица.

Договор муниципальной или государственной гарантии выступает в качестве обеспечения кредитных и иных обязательств заемщика. Примером служат стройки олимпийских объектов в Сочи. Строительные компании получали такие гарантии в качестве обеспечения по банковским кредитам.

Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью

Ст. 1298 ГК устанавливает возможность определенных условий в контракте по созданию произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как единолично заказчику, так и последнему наряду с исполнителем. В случаях, когда оно остается за автором, заказчик получает простую лицензию на использование произведения бесплатно.

В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права могут также принадлежать заказчику, однако такое условие должно содержаться в контракте. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к изъятым из оборота объектам, если доведение до применения финансируется РФ, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

Корпоративные отношения

Наиболее часто участие государства и муниципалитетов проявляется в случаях приватизации, а также в процессе создания юрлиц и их управления.

Такие субъекты могут участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.

Участвуя в капитале коммерческих организаций, РФ действует, в основном, через Росимущество. Но существуют и другие подобные органы.

К примеру, управление акциями Сбербанка, находящихся в собственности государства осуществляет Центральный банк РФ.

Голосование в советах директоров предприятий, доля в которых принадлежит государству или муниципалитету осуществляется назначенными в эти органы лицами.

Также законодательство предусматривает такой вид организаций как государственные корпорации. Порядок создания и деятельности каждой из них должен регулироваться отдельным федеральным законом.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/rf-subekty-rf-municipalnye-obrazovaniya-subekty-grazhdanskogo-prava.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: