Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления

Содержание
  1. Органы охраны окружающей среды
  2. Источники экологического права
  3. Государственные органы охраны окружающей природной среды
  4. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
  5. Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
  6. Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции
  7. Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды
  8. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами
  9. Шпаргалка по экологическому праву | Страница 9 | Онлайн-библиотека
  10. 21. Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды
  11. 22. Правовой статус органов Министерства природных ресурсов РФ
  12. 23. Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
  13. Управление в области охраны окружающей среды
  14. Государственное управление в области охраны окружающей среды
  15. Система управления охраной окружающей среды
  16. Механизм охраны окружающей среды
  17. Кузнецов Федор Николаевич
  18. Органы общей, специальной компетенции
  19. Органы специальной компетенции
  20. Реализация государственной политики

Органы охраны окружающей среды

Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления

Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

  1. Конституция; 
  2. Законы и кодексы в области охраны природы; 
  3. Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии в природопользования; правительственные природоохранные акты; 
  4. Нормативные акты министерств и ведомств; 
  5. Нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Конституция провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную аитиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель.

Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др, гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанного с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды. Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов, и т.д.

Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др.

Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д.

Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ).

Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ.

Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов.

Экологическая стандартизация и паспортизация >

Источник: https://oblasti-ekologii.ru/ecology/istocniki-ekologiceskogo-prava

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате.

Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.

) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами.

Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”, Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера – федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-prirodopolzovaniya-i-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Шпаргалка по экологическому праву | Страница 9 | Онлайн-библиотека

Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления

Принципы экологического управления являются составной частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов управления в целом. Это исходные положения, на основании которых строится вся система органов управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.

21. Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды

Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов.

К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.

Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство:

– является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

22. Правовой статус органов Министерства природных ресурсов РФ

Головным в системе органов управления в сфере охраны окружающей среды продолжает оставаться Министерство природных ресурсов РФ, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г.

№ 160 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая:

– управление государственным фондом недр и лесным хозяйством;

– использование и охрану водного фонда;

– использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов;

– эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений.

Министерство природных ресурсов РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

– использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

– использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

– особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

– совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии (разрешения).

Министерство природных ресурсов РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет возложенные на него полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы. Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и с общественными организациями.

23. Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 6 апреля № 161 и от 22 июля № 370 Федеральная служба по надзору сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере природопользования, уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются:

1) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

9

Источник: https://litrus.net/book/read/169236?p=9

Управление в области охраны окружающей среды

Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека.

Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир.

Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды. Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами. Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти. Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира. 

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhayushhej-sredy.html

Органы общей, специальной компетенции

Система государственных органов экологического управления схема. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Полномочия органов управления

Определение 1

К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Правительство РФ, а ещё правительства и администрации субъектов РФ.

Президент Российской Федерации в согласовании с положениями ст. 80 Конституции считается не только главой государства, гарантом выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, но и описывает главные направления внутренней и внешней политики государства, включая и область охраны находящейся вокруг среды и природопользования.

Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует реализацию единой государственной политики в области экологии в Российской Федерации (п. «в» Части 1 статьи 114).

Правительство РФ согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: 

  • проводит единую муниципальную политику в области защиты окружающей среды и экологической безопасности;
  • организует мероприятия по охране и оптимальному применению природных ресурсов, регулировании природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • координирует работу по предотвращению стихийных бедствий, ДТП и катастроф, сокращению их угрозе и ликвидации результатов.

Органы специальной компетенции

К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, исполняющие государственное управление в области защиты окружающей среды и природопользования в качестве ведущей цели собственной работы. Кроме того, к органам специальной компетенции следует относить специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

На протяжении своего эволюционного развития с древнейших времен до наших дней человек всегда пользовался дарами природы – благами, которые ему даровал мир.

Самые первые исторически подтвержденные типы природопользования, осуществленные предками человека миллионы лет назад, были охота и собирательство.

С тех пор способы и средства получения природных товаров изменились, они стали более изощренными, но человеческое желание получить их осталось неизменным.

Замечание 1

Бесспорно, что природопользование не всякий раз считается оптимальным.

Каждый хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов, должен соблюдать природоохранное законодательство, а соответствующие государственные органы должны управлять и контролировать такую деятельность. Об этих государственных органах и пойдет речь в этом разделе.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и законодательного обеспечения в сфере:

  • исследования, применения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охватывая недра, водные объекты, леса, находящиеся на территориях наиболее охраняемых природных земель, объекты животного мира и среды их обитания;
  • охоты;
  • земельных отношений, которые связаны с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в частности, которые касаются земель наиболее охраняемых природных территорий федерального значения) в земли иной категории;
  • гидрометеорология и смежные области, мониторинг окружающей среды и загрязнение окружающей среды, в том числе в области рационального контроля и мониторинга;
  • разработка и реализация государственной политики и правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной оценки воздействия на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедра и Рослесхоза, которые находятся в его ведении.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) исполняет функции по контролю за природопользованием, кроме того в границах собственной компетенции в области защиты окружающей среды, включая в части, касающейся ограничения отрицательного техногенного действия, в области обращения с отходами (кроме радиоактивных отходов) и государственного экологического экспертного исследования, в частности: 

  • в области охраны применения и воспроизводства объектов животного мира, которые находятся на наиболее охраняемых природных землях общегосударственного значения, также среды их обитания;
  • в области организации и деятельности наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за геологическим исследованием, оптимальным внедрением и охраной недр;
  • за выполнением условий законодательства в области охраны окружающей среды (также и в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами);
  • общегосударственного муниципального контроля за внедрением и службой охраны водных объектов;
  • муниципального лесного контроля на территориях наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за оптимальным внедрением минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной финансовой зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации.

Опиши задание

Росприроднадзор проводит государственное регулирование в области:

  • охраны озера Байкал;
  • выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), на внедрение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, также оказавшихся на наиболее охраняемых природных землях федерального значения;
  • оборота одичавших животных, занесенных в Красную книгу РФ;
  • исполняет ведение Красной книги Российской Федерации. 

Федеральная служба по гидрометеорологии и прогнозу окружающей среды (Росгидромет) выполняет функции управления государственным имуществом и предложения государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прогноза состояния и загрязнения окружающей среды, а также государственного наблюдения за выполнением метеорологических и иных геофизических работ.

Росгидромет ведет Единый государственный фонд данных о состоянии находящейся вокруг среды и ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в пересчете на поверхностные водные объекты), континентального шельфа, прогноз состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в сфере недропользования, организуя:

  • государственное геологическое исследование недр;
  • экспертное плановое геологическое исследование недр;
  • проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений нужных исследований и участников недр;
  • проведение тендеров и аукционов на право пользования недрами; 
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геолого-экологическая информация о недрах, предоставляемых в пользование;
  • организационная поддержка государственной системы лицензирования использования недр, в частности: 
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; 
  • выдача, регистрация лицензий на недропользование;
  • внесение изменений и дополнений в них, их переоформление; 
  • принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
  • рассмотрение и утверждение проектно-технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) выполняют функции по предложению государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

  • ведение государственного водного реестра, охватывая государственную регистрацию договоров водопользования, заключения о предоставлении водных объектов в использовании, перехода прав и обязательств по соглашению водопользования, окончания контракта водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений;
  • ведение, использование и распоряжение водных объектов, отнесенными к федеральной собственности; 
  • разработка и внедрение схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • государственный мониторинг водных объектов и его организации;
  • предоставление информации из государственного водного реестра в установленном порядке заинтересованному лицу либо отправка ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении такой информации.

Реализация государственной политики

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере лесных отношений:

  • по контролю и надзору в сфере лесных отношений;
  • в предоставлении государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере лесных отношений.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняет функции:

  • согласно федерационному муниципальному контролированию (надзору) в сфере рыболовства и сбережения аква биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, исключая внутренние морские воды Российской Федерации, равно как Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственный надзор за торговым судоходством в части обеспечения безопасности мореплавания рыболовного флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
  • предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом в области рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и их среды обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), коммерческого рыболовства, производства рыбной и иной продукции из аква биоресурсов;
  • обеспечения безопасности мореплавания судов рыболовного флота и проведения спасательных операций в рыболовных районах при осуществлении рыболовства, а также в сфере деятельности на судах рыболовного флота и в морских портах для морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыболовных судов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/organy-obschej-kompetentsii/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: