Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

Содержание
  1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
  2. Алгоритм составления схемы предложения
  3. Графические обозначения
  4. Схема простого предложения
  5. Схемы с обращениями и вводными словами
  6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
  7. Схемы с прямой речью
  8. Схема сложного предложения
  9. Порядок составления схемы предложения
  10. Сложносочинённые предложения: типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе
  11. Сложносочинённое предложение
  12. Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
  13. Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
  14. Пунктуация в сложносочинённых предложениях
  15. Когда не ставятся знаки препинания
  16. Отзывы и комментарии
  17. Сложносочиненное предложение: знаки препинания и примеры из литературы
  18. 5 примеров сложносочиненных предложений
  19. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. В чем разница?
  20. 10 примеров сложносочиненных предложений из русской литературы
  21. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
  22. Сложносочиненное предложение. Примеры
  23. Сложносочиненное предложение
  24. Соединительные союзы
  25. Противительные союзы
  26. Разделительные союзы
  27. Примеры предложений
  28. уроки
  29. Как составить схему предложения
  30. План действий по составлению схемы предложения
  31. Составляем план простого предложения
  32. Схема сложного предложения примеры
  33. Горизонтальная схема предложения
  34. Вертикальная схема предложения
  35. Инструкция по составлению схемы сложного предложения
  36. Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции
  37. Как показать на схеме однородные предложения
  38. Как на схеме предложения показать прямую речь
  39. Схема сложного бессоюзного предложения
  40. Надо ли показывать на схеме сложного предложения обороты и вводные слова

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения.

    Подчеркните их так:

    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схемеЕще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое.

Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],(что…),

(которое…).

Источник: https://itlang.ru/kak-sostavit-shemu-predlozheniya-osnovnye-vidy-s-primerami/

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое.

    Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.

  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.

  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения.

Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Сложносочинённые предложения: типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

> Русский язык > Сложносочинённые предложения в литературе: примеры и типы

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

  • Сложносочинённое предложение
  • Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
  • Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
  • Пунктуация в сложносочинённых предложениях
  • Когда не ставятся знаки препинания

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью, которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..

    не то;

  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов.

Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

: как пишутся прописные и строчные буквы?

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный или взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию.

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев.

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя – другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

  • Есть общий член предложения: Сегодня очень дождливо и мало кто пойдёт на улицу.(Сегодня — общий член: дождливо (когда?) сегодня; мало кто пойдёт на улицу (когда?) сегодня.)
  • Есть общее для элементов вводное слово: К несчастью, погода резко ухудшилась и начался ливень. (К несчастью – вводное слово и относится к обеим частям: к несчастью (что?) погода ухудшилась; к несчастью (что?) начался ливень.)
  • У элементов есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама пришла из магазина (1), в квартире было убрано (2) и дети собирали на стол (3). (Части (2) и (3) относятся к общему придаточному (1).)
  • Замечание: В перечисленных выше случаях запятые ставятся, если в предложении имеются повторяющиеся союзы: Осенью и холодает, и серо, и часто идёт дождь. (Повторяющийся соединительный союз и, и отменяет правило об общем члене, поэтому нужна запятая.) К несчастью, то ли часы спешили, то ли все забыли о её дне рождения. (Несмотря на вводное словосочетание к несчастью, запятая нужна, так как имеется повторяющийся союз то ли..то ли.) Когда мама пришла из магазина домой (1), и в квартире было убрано (2), и на стол собрано (3).

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-v-literature-primery-i-tipy.html

Сложносочиненное предложение: знаки препинания и примеры из литературы

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

Сложносочиненное предложение – это сложное предложение с сочинительной связью между частями: части соединяются сочинительными союзами и, а, но и другими. Перед союзом чаще всего ставится запятая.

Как и любое сложное предложение, оно состоит из нескольких предикативных частей (простых предложений), имеет несколько грамматических основ.

Примеры сложносочиненных предложений:

Мы вошли в зал, и через минуту начался спектакль.

Девушка сидела у окна, а на улице лил дождь.

Председатель обратился к собранию, но его не слушали.

Сочинительная связь – это значит связь равноправная. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

Равноправная, сочинительная связь осуществляется с помощью сочинительных союзов, которые бывают:

  • Соединительные: и, да (в значении «и»), также, тоже, не только … но и,, и … и, ни … ни, как … так и, сколько … столько и.
  • Разделительные: или, либо, или … или, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то.
  • Противительные: а, но, зато, однако, да (в значении «но»), же, однако же, все же.
  • Градационные: не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а.
  • Присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.
  • Пояснительные: то есть, а именно.

Между частями сложносочиненного предложения можно без потери смысла поставить точку, превратив его в два простых предложения. Обычно части даже можно поменять местами (исключение – предложения, где описывается последовательность действий или есть намек на причину и следствие).

5 примеров сложносочиненных предложений

  1. Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин. (М.А. Булгаков)

  2. Скажи ты ей два слова, и она спасена. (А.П. Чехов)

  3. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (А.С. Грибоедов)

  4. Ты опоздал на много лет, но все-таки тебе я рада. (А.А. Ахматова)

  5. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. (Ф.М. Достоевский)

Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. В чем разница?

Пример сложносочиненного предложения: Мы шли по улице, и настроение у всех было прекрасное.
В предложении две грамматические основы, в каждой есть подлежащее и сказуемое. Первая основа – мы шли. Вторая – настроение было прекрасное. Обе части находятся в равноправных отношениях – нет ни главной, ни зависимой. Мы не можем поставить вопрос от одной части к другой.

Другое дело – сложноподчиненное предложение, где одна часть подчинена другой.
Пример сложноподчиненного предложения: Когда мы шли по улице, настроение у всех было прекрасное.

В этом случае части неравноправны, мы можем поставить вопрос: настроение было прекрасным когда? Когда мы шли по улице. часть предложения – «настроение у всех было прекрасное».

Придаточная часть – «когда мы шли по улице».

Третий тип – бессоюзное сложное предложение, где нет ни сочинительных, ни подчинительных союзов. Связь между частями не выражена явно. Пример: Мы шли по улице, настроение у всех было прекрасное.

Также бывают сложные предложения из трех и более частей, где могут сочетаться и подчинительная, и сочинительная, и бессоюзная связь. Пример: Когда мы шли по улице, а на небе светило яркое солнце, настроение у всех было прекрасное: пришла весна!

10 примеров сложносочиненных предложений из русской литературы

  1. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве (И.А. Гончаров)

  2. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (А.П. Чехов)

  3. Ученье и обед делали дни интересными, вечера же проходили скучновато. (А.П. Чехов)

  4. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л.Н. Толстой)

  5. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М.А. Шолохов)

  6. Ни калина не растет меж ними, ни трава не зеленеет. (И.С. Тургенев)

  7. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н.А. Некрасов)

  8. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови. (В.Г. Распутин)

  9. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд. (Л.Н. Толстой)

  10. Так же вот жилось в родных Лозищах и некоему Осипу Лозинскому, то есть жилось, правду сказать, неважно. (В.Г. Короленко)

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

В подавляющем большинстве случаев части сложносочиненного предложения разделяются запятой:

Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив. (И.С. Тургенев).

И метался ветер быстрый по бурьянам, и снопами мчались искры по туманам… (А.А. Блок)

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А.И. Куприн)

Уймись, или худо будет. (А.С. Пушкин)

Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (М.Ю. Лермонтов)

Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей. (А.П. Чехов)

Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (С.Т. Аксаков)

Запятая НЕ ставится перед союзами и, или, да (в значении «и»), если части объединены общим элементом – общим второстепенным членом предложения, вводным словом, общей придаточной частью или предикативной частью с бессоюзной связью. Относится ли элемент сразу к обеим частям предложения или лишь к одной, в спорных случаях решает автор.

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.С. Пушкин)

Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение. (И.С. Тургенев)

В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (А.П. Чехов)

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Н. Толстой)

Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (А.П. Чехов)

Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива. (М. Горький)

Исключение: запятая перед союзом и ставится даже при наличии общего второстепенного члена предложения, если союз повторяется. Пример: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

Запятая НЕ ставится, если в состав сложносочиненного предложения с соединительным или разделительным союзом входят:

  1. Вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (А.С. Пушкин)

  2. Побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д.А. Фурманов)

  3. Восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки!

  4. Односоставные неопределенно-личные предложения (если подразумевается один и тот же производитель действия): Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Н. Толстой)

  5. Односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова: Необходимо срочно найти это письмо и надо немедленно на него ответить.

  6. Односоставные назывные предложения: Мороз и солнце… (А.С. Пушкин). Ночь, лес и снег. (А.А. Блок).

Исключение: при повторении союза запятые между безличными частями ставятся: Деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой. (Н.А. Некрасов)

Источник: https://www.anews.com/p/122022537-slozhnosochinennoe-predlozhenie-znaki-prepinaniya-i-primery-iz-literatury/

Сложносочиненное предложение. Примеры

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это два и более рав­но­прав­ных про­стых пред­ло­же­ния с сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду ними. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с раз­ны­ми вида­ми сочи­ни­тель­ных сою­зов.

Сложносочиненное предложение

Одно сооб­ще­ние может содер­жать в себе два и более про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных общей смыс­ло­вой целост­но­стью и инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью. Такое сооб­ще­ние назо­вем слож­ным пред­ло­же­ни­ем. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, явля­ет­ся еди­ни­цей речи и оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов.

Если в нем два и более про­стых пред­ло­же­ний соеди­не­ны сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, то назо­вем его слож­но­со­чи­нен­ным. В нем содер­жит­ся несколь­ко рав­но­прав­ных по смыс­лу грам­ма­ти­че­ских основ, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сложное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из несколь­ких рав­но­прав­ных по смыс­лу пре­ди­ка­тив­ных частей, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, вхо­дя­щих в состав слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью сою­зов:

  • соеди­ни­тель­ных;
  • про­ти­ви­тель­ных;
  • раз­де­ли­тель­ных.

Соединительные союзы

Соединительные сою­зы «и», «да» (в зна­че­нии «и»), «да и», «тоже», «так­же», «ни…ни» соеди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, в кото­рых сооб­ща­ет­ся о фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щих одно­вре­мен­но или сле­ду­ю­щих друг за дру­гом. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях наи­бо­лее упо­тре­би­те­лен союз «и», кото­рый соеди­ня­ет как одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния в соста­ве про­сто­го,  так и про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­ных.

Прошла зима, и в кон­це апре­ля пара ост­ро­кры­лых пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся вокруг ста­ро­го гнёз­дыш­ка (К. Ушинский).

В этом слож­ном пред­ло­же­нии выде­лим две грам­ма­ти­че­ские осно­вы:

  • зима про­шла;
  • пара пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся.

Две грам­ма­ти­че­ские (пре­ди­ка­тив­ные) рав­но­прав­ные части соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». Значит, это слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние (в даль­ней­шем ССП).

В ССП с повто­ря­ю­щим­ся сою­зом «и» суще­ству­ет опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность собы­тий, совер­ша­ю­щих­ся одно­вре­мен­но,  к  тому же  уси­ли­ва­ет­ся утвер­жде­ние или отри­ца­ние, напри­мер:

И чёр­ные ска­лы ожи­ли на белом листе, и море било в них тыся­чью тяже­лых бата­рей, и высо­ко в небо взле­та­ли брыз­ги.

Союз «да» рав­но­це­нен сочи­ни­тель­но­му сою­зу «и».

Осталась от преж­не­го высо­кая белая коло­коль­ня, да по-прежнему вьётся-бежит сре­ди зелё­ных лугов зна­ко­мая наез­жен­ная доро­га (И. Соколов-Микитов).

Сочинительный союз «да и» обла­да­ет зна­че­ни­ем при­со­еди­не­ния, напри­мер:

Ничьего не про­шу сожа­ле­нья, да и неко­му будет жалеть (Н. Некрасов).

Союзы «тоже», «так­же» близ­ки по зна­че­нию к сою­зу «и», но могут в кон­тек­сте иметь допол­ни­тель­ное зна­че­ние тож­де­ства, упо­доб­ле­ния. Указанные сою­зы рас­по­ла­га­ют­ся внут­ри вто­ро­го про­сто­го пред­ло­же­ния, напри­мер:

Но вот конюш­ня опу­сте­ла, дере­вья тоже разо­шлись (Н. Заболоцкий).

На ярмар­ку собра­лось мно­го масте­ров из ближ­них город­ков, были так­же гости из сосед­них госу­дарств.

В ССП повто­ря­ю­щий­ся союз «ни…ни» упо­треб­ля­ет­ся при пере­чис­ле­нии с отри­ца­ни­ем, напри­мер:

Ни вете­рок не потя­нет, ни воро­бу­шек не чилик­нет, ни ласточ­ка не про­ще­бе­чет (П. Мельников-Печерский).

Противительные союзы

В ССП два про­стых пред­ло­же­ния могут быть соеди­не­ны про­ти­ви­тель­ны­ми сою­за­ми:

  • а;
  • но;
  • да (в зна­че­нии «но»);
  • одна­ко;
  • зато;
  • же.

С их помо­щью выра­жа­ют­ся отно­ше­ния сопо­став­ле­ния или про­ти­во­по­став­ле­ния одно­го явле­ния дру­го­му. Сопоставление выра­жа­ют сою­зы «а» и «же», напри­мер:

На Бронной уже зажглись фона­ри, а над Патриаршими све­ти­ла золо­тая луна (М. Булгаков).

Маквала вдруг спо­хва­ти­лась и унес­лась в дом, Нина же еще дол­го сиде­ла на камен­ной ска­мей­ке под пла­та­ном (А. Казбеги).

Союз «зато» име­ет зна­че­ние воз­ме­ще­ния, напри­мер:

Левая нога не сги­ба­лась, зато пра­вая пры­га­ла, как у дет­ско­го щел­ку­на (М. Булгаков)

Союзы «но», «да», «одна­ко» выра­жа­ют  усту­пи­тель­ные отно­ше­ния меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве СПП, напри­мер:

Раскольников проснул­ся на сле­ду­ю­щий день позд­но, одна­ко сон не под­кре­пил его (Ф. Достоевский).

Собак — хва­та­ет, да они не злые (А. Фадеев).

Месяца не было, но звез­ды ярко све­ти­ли в чер­ном небе (Лев Толстой).

Разделительные союзы

Части СПП, свя­зан­ные раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содер­жат в себе сооб­ще­ние о собы­ти­ях или явле­ни­ях, кото­рые исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или чере­ду­ют­ся, попе­ре­мен­но сме­няя друг дру­га.

Сложные пред­ло­же­ния с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми могут так­же выра­жать отно­ше­ния выбо­ра или пред­по­ло­же­ния.

Примеры предложений

Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызо­ву (И. Тургенев).

Не то это было ран­нее утро, не то уже насту­пал вечер (А. Фадеев).

То падал как буд­то туман, то вдруг при­пус­кал косой, круп­ный дождь (Лев Толстой).

уроки

.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html

Как составить схему предложения

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения.

Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами.

Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице.

И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие  посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные обозначения, применяемые на графических схемах

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Лучшие сервисы собраны в статье: Синтаксический разбор предложения онлайн.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему.

Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения.

Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже).

Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух.

Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше).

Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
  • простые – Даниил плавал;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать.

Источник: https://it-doc.info/kak-sostavit-sxemu-predlozheniya/

Схема сложного предложения примеры

Сложносочинённое предложение. Схема построения предложения, пример

Как составить схему сложного предложения

Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах курса Синтаксис и пунктуация. Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы. 

Также вам, безусловно, будет интересна рабочая тетрадь Синтаксический разбор

Но, возможно, вам хватит этой статьи.

Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример. 

Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Вертикальная схема предложения

На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные – прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями.

Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.

Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.

Инструкция по составлению схемы сложного предложения

  1. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
  2. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
  3. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
  4. Постройте горизонтальную схему.
  5. Постройте вертикальную схему.
  6. Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.

Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.

Как показать на схеме однородные предложения

Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал. Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например.

На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами.

Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.

Как на схеме предложения показать прямую речь

Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного.

Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям.

На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью.

Схема сложного бессоюзного предложения

Если в предложении используется только бессоюзная связь, то горизонтальная схема будет представлена несколькими квадратными скобками, идущими друг за другом. Между скобками поставьте запятые, тире или двоеточия в зависимости от пунктуации предложения. Вертикальную схему такого предложения не рисуют. 

Надо ли показывать на схеме сложного предложения обороты и вводные слова

Нет, не надо. Эти конструкции осложняют структуру простых предложений и обычно не влияют на связи простых предложений в сложном. Более того: на схеме ставим только те знаки, которые разделяют предложения. Знаки, выделяющие обороты, вводные слова, разделяющие однородные члены, на схеме сложного предложения ставить не нужно.

Посмотрите отрывок одного из наших вебинаров. Разбор предложений и построение схемы.

 сложное предложение, схема предложения, схема сложного предложения
  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 209463 от 3 Сентября 2015

Источник: https://mogu-pisat.ru/stat/rus/?ELEMENT_ID=209463

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: