Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Содержание
  1. «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)
  2. История создания
  3. Действующие лица
  4. Краткое содержание
  5. Экранизации
  6. Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
  7. Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
  8. Характеристика главных героев произведения
  9. Основанная идея произведения
  10. Основная проблематика произведения
  11. Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру
  12. В чем суть теории раскольникова?
  13. Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
  14. Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
  15. Раскольников и Соня Мармеладова
  16. Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»
  17. «Преступление и наказание»: история создания романа
  18. Тематика произведения
  19. Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского
  20. 2 вариант
  21. Сочинение Смысл романа Преступление и наказание
  22. История создания романа «Преступление и наказание»
  23. Начало работы
  24. Процесс написания
  25. Реакция современников

«Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Цитата: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

История создания

Достоевский отмечал, что замысел этого романа пришёл к нему ещё в ту пору, когда писатель отбывал каторгу. И более десяти лет спустя, в 1865 г., Достоевский подписывает контракт с книгоиздателем. Условия контракта кабальные, но деньги очень нужны. Писатель обязуется к ноябрю 1866 г. предоставить рукопись романа, получает гонорар и… проигрывает его в рулетку.

Живёт он на тот момент в отеле. Хозяева отеля не выселяют Достоевского, но прекращают кормить и отключают в номере свет. В таких условиях Достоевский практически дописывает роман, а потом сжигает его и пишет другой. Именно этот второй роман и известен нам как «Преступление и наказание».

Проблематика:

  • общественные проблемы (семья Мармеладовых);
  • нравственные проблемы (Родион Раскольников);
  • добро и зло (Родион Раскольников; Аркадий Свидригайлов);
  • право распоряжаться чужой жизнью (Родион Раскольников).

Смысл названия: название заставляет осмысливать представленную нам историю в философском контексте: всякое преступление влечёт за собой наказание. Причём наказанием может быть как лишение свободы, так и муки совести.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский роман.

Жанровые особенности: в «Преступлении и наказании» мы легко обнаруживаем черты разных жанров: это и детектив (мы изначально знаем, кто убил старуху, но вот выяснит ли это следователь Порфирий Петрович?), и бытовой очерк (как говорил сам автор, история о «бедненьких и пьяненьких»), и публицистический материал (имеется в виду включённая в роман статья Раскольникова «О преступлении»). При этом философский контекст, подкреплённый перефразированными и прямыми цитатами из Библии, не даёт нам забыть, что мы всё-таки имеем дело с философским романом, в котором решаются проблемы самого высокого порядка.

Время и место действия: действие романа происходит в Петербурге в середине XIX в. Сразу отметим, что Петербург в «Преступлении и наказании» — это тесные съёмные квартиры, похожие на гробы, тёмные переулки, трактиры, чёрные лестницы и всякие места, «где грязь и вонь, и всякая гадость».

Действующие лица

Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.

Алёна Ивановна — неприятная пожилая процентщица, которую убивает Родион Раскольников.

Лизавета Ивановна — сестра Алёны Ивановны, добрая простодушная женщина. Её Раскольников также убивает.

Порфирий Петрович — следователь; проницательный и умный мужчина.

Семён Захарович Мармеладов — опустившийся человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.

Катерина Ивановна Мармеладова — тяжело больная женщина, жена Семёна Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Любит вспоминать о своём благородном прошлом.

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — дочь Семёна Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Продаёт своё тело, чтобы прокормить детей Катерины Ивановны. Жертвует собой во всём.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Дьявольски сильный и умный человек. Развратный мерзавец. Увлечён Дуней Раскольниковой.

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.

Пётр Петрович Лужин — корыстный и расчётливый мелкий тип, «богатый жених» Авдотьи Романовны.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — приятель Раскольникова. Деятельный молодой человек, много трудится и не унывает.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, скромная добрая женщина.

Андрей Семёнович Лебезятников — нерешительный молодой мужчина, знакомый Петра Лужина.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель — немка, арендодательница. Семейство Мармеладовых снимает у неё жилье.

Зосимов — приятель Дмитрия Разумихина, врач.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Дмитрия Разумихина, служит в полицейской конторе.

Настасья — кухарка в доме, где снимает комнату Раскольников. Микола — рабочий, сознавшийся в убийстве Алёны Ивановны.

Краткое содержание

Раскольников планирует убить старуху-процентщицу, «бесполезную вошь». Для начала он навещает её и закладывает часы. По дороге назад Раскольников знакомится с Мармеладовым.

Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает.

Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.

Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.

Раскольников убивает Алёну Ивановну топором. Ему приходится убить и не вовремя вернувшуюся домой Лизавету. Студент забирает у процентщицы какие-то ценности, прячет их. На нервной почве сильно заболевает. За ним ухаживают Настасья и Разумихин.

Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.

Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог.

Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление.

Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).

Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.

В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.

Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.

На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.

Родион говорит Соне, что это он убил старуху-процентщицу. Соня жалеет его и понимает его муки. Раскольников, уступая просьбам Сони, кается в убийстве. Он сослан в Сибирь. Соня едет за ним.

В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.

Экранизации

«Преступление и наказание» (Россия, 1913); «Преступление и наказание» (США, 1935); «Преступление и наказание» (Франция, 1956, в главных ролях — Робер Оссейн, Марина Влади, Жан Габен); «Преступление и наказание» (СССР, 1969, в главных ролях — Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский); «Преступление и наказание» (Великобритания, 1979, короткометражный фильм); «Потрясение» (США, 1988); «Преступление и наказание Достоевского» (США, 1998, телевизионный фильм); «Преступление и наказание» (Великобритания, 2002, двухсерийная адаптация BBC); «Преступление и наказание» (США, Россия, Польша, 2002); «Преступление и наказание» (Россия, 2007, в главных ролях — Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В каком городе происходит действие романа «Преступление и наказание»?

Ответ. Действие романа происходит в Петербурге.

В чём суть теории Раскольникова?

Ответ. Люди делятся на обыкновенных и тех, кто «право имеет», выдающихся. Первые служат лишь материалом для великих свершений вторых, поэтому выдающиеся личности могут совершать любые преступления — закон над ними не властен. В качестве примера выдающегося человека сам Раскольников приводит Наполеона.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoprestuplenie_i_nakazanieraquo_f_dostoevskij.html

Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Замечание 1

«Преступление и наказание» – знаменитый социальный роман Ф. М. Достоевского, опубликованный в 1866 году. В романе затронуты важные социальные, психологические и философские аспекты, поэтому он вызвал двоякое отношение публики: как восторг, так и полнейшее непонимание.

Родион Раскольников покидает университет, в котором он учился, так как больше не имеет средств оплачивать свое обучение.

Он начинает закладывать вещи у старухи-процентщицы, сам же тайно желает ее убить, для того чтобы избавить мир от скопидомки, которая наживается на бедах других людей, и спасти свою сестру Дуню от несчастливого замужества.

Несмотря на то, что он тщательно спланировал преступление, он не смог найти денег, а свидетелем его преступления стала внезапно вернувшаяся в тот момент домой сестра старухи-процентщицы. Для того чтобы избавиться от ненужного свидетеля Раскольникову приходится убить и ее.

Родион накануне преступления знакомится в трактире со спившимся чиновником Семеном Мармеладовым, а позже и со всей его семьей, в частности с его дочерью Соней, которая занимается проституцией для того, что б прокормить свою семью.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Порфирий Петрович – следователь, который занимается делом убийства старухи-процентщицы, не имея доказательств сумел разоблачить Раскольникова.

В этом ему помог анализ статьи, которую Раскольников опубликовал в газете за несколько недель до преступления и изложил в ней взгляды на существование двух типов людей, из которых одни могут убивать других.

Психологические беседы со следователем настолько сильно действуют на Раскольникова, что он решает во всем признаться.

Его приговаривают к каторге, а Соня Мармеладова следует за ним, Раскольников надеется искупить свою вину.

Характеристика главных героев произведения

  • Родион Раскольников – главный герой романа, бывший студент-юрист, оставил учебу так как не имеет средств ее оплачивать, крайне беден, мрачен, угрюм, но способен на искрение порывы, умен, образован, независим и горд. Раскольников сам является клиентом старухи-процентщицы и закладывает ей некоторые свои вещи. Он решается на убийство старухи процентщицы. Но после преступления оказывается на грани сумасшествия.
  • Старуха-процентщица Алёна Ивановна – около 60 лет, вдова мелкого чиновника, злая, бессердечная, но обеспечена – она выдает деньги под залог вещей, и назначает проценты при возврате.
  • Соня Мармеладова – дочь Семена Мармеладова, верующая, но вынуждена вступать за деньги в связь с мужчинами, для того что бы прокормить свою семью, видит в Родионе Раскольникове родственную душу. Поэтому, когда его отправляют на каторгу, едет за ним.
  • Катерина Ивановна Мармеладова – жена Семёна Мармеладова, имеет трех детей от первого брака, из-за нищенского существования подталкивает свою падчерицу Соню к занятию проституцией, но безмерно ей благодарна за принесенные деньги.
  • Семён Захарович Мармеладов – спившийся отставной чиновник, не глуп, добр, доверчив, скромен, но слаб характером, он женат второй раз на Катерине Ивановне Мармеладовой, воспитывает ее троих детей, у самого есть дочь от первого барка Соня Мармеладова. Из-за пьянства Мармеладова его семья живет в нищете, дочь занимается «непристойной работой», несколько раз Мармеладов берется за ум, начинает работать, но вскоре не выдерживает и начинает снова пить. Его жизнь заканчивается тем, что он пьяный попадает под лошадей и умирает.
  • Пётр Петрович Лужин- 45 летний адвокат, сватается к сестре Раскольникова Дуне. Дуня не хочет выходить за него замуж, поэтому его выгоняют. Желая отомстить за унижение, он пытается выставить Соню воровкой, но у него ничего не выходит.
  • Дуня Раскольникова – младшая сестра Родиона Раскольникова, ей 22 года, работает гувернанткой и помогает брату и матери, гордая, обладает сильным характером, она не желает выходить замуж за богатого, но неприятного ей человека, но ради блага семьи готова пойти даже на это. К ней сватается Лужин, но свадьба не произошла и в последствии Дуня выходит замуж за друга Родиона Раскольникова.
  • Порфирий Петрович – главный герой произведения, на ровне с Раскольниковым, работает следователем на участке где было совершено убийство старухи-процентщицы, умен и проницателен, сочувствует людям, настоящий профессионал своего дела, честен и справедлив, в работе использует принципы психологии, несмотря на отсутствие доказательств, он сумел разоблачить Раскольникова.

Основанная идея произведения

Идея романа видна из его названия Ф. М. Достоевский желает сказать своему читателю, что каждое преступление находит свое наказание. Очень подробно автор описывает те душевные переживания, которые сопровождают Раскольникова перед и после совершения убийства.

Он демонстрирует как идея об убийстве появляется в думах главного героя, какие силы управляют его разумом, каким образом он пытается объяснить свое желание пойти на преступление.

Затем автор показывает читателю что происходит с личностью героя после совершения преступления. Раскольников ужасается своему поступку, не может более жить с таким грузом на сердце.

В романе показано столкновение двух нравственных идеологий. Достоевский показывает нам что человеческая душа все же имеет право на спасение, и в конце мы видим, что боль и злоба имею надежду перейти в любовь и добродетель (в произведении этот образ несет в себе соня Мармеладова).

Основная проблематика произведения

В своём произведении Ф. М. Достоевский затрагивает огромное количество злободневных проблем того времени:

  • философия
  • нравственность
  • социальная тема
  • тема любви и зла

Главной для Достоевского в романе является философская тематика. Он заставляет читателя задуматься о существовании некого негласного нравственного закона, который человек не имеет права нарушать, и что происходит, если человек все же его нарушает.

В романе поднимается и тема нравственности. После совершения преступления Раскольников испытывает муки совести, раскаивается в содеянном, он уже не считает себе человеком, которому дозволено вершить судьбу других людей. В Раскольникова Достоевский демонстрирует нравственную деградацию общества того времени.

Еще одна тема, которую поднимает автор – это тема зла и любви внутри зла. Соня Мармеладова совершает свои греховные поступки из-за любви к родственникам. Она полностью осознает безнравственность своих действий, но зло не проникает в ее душу. Она с состраданием относится и к убийце Раскольникову.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_romana_prestuplenie_i_nakazanie_f_m_dostoevskogo/

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности.

«Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия.

Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума.

Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра.

Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв.

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша».

Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности.

Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя.

Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг.

Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги.

В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души.

Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя.

Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман.

И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского

Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.

В этом романе рассказывается о Родионе Раскольникове, который совершил страшное преступление, а именно убийство. И главным смыслом произведения является, то что обязательно за преступлением должно следовать наказание.  Пусть даже это наказание не в виде лишения свободы, но от собственной совести никогда не удастся уйти.

В данном произведении главный герой Родион Раскольников, убил старуху-процентщицу, а также ни в чем неповинную сестру старухи.  Убив ее, он планировал отдать деньги талантливым и бедным людям.  После убийства Родион не может воспользоваться этими деньгами. Он начинает жить словно в аду.

Вся его дальнейшая жизнь превращается в сущий кошмар. Он мучается от угрызения совести, он постоянно живет в страхе. Он боится разоблачения, Раскольников находится в постоянном напряжении, он также вынужден обманывать и своих близких людей. Он находиться на грани сумашествия.

Но такие страшные чувства он испытал больше не из- за содеянного страшного преступления, а в основном из за того, что не мог справиться с испытанием, которое подготовила ему судьба. И поэтому он не может называться «право имеющий». На это преступление подтолкнула его нищета, которая окружала его вокруг.

Он не мог никогда признать своих ошибок.

В итоге он смог полностью раскаяться в этом чудовищном преступлении, рассказав обо всем не своим родным и близким, а Соне Мармеладовой-женщине, которая зарабатывает деньги на панели. Он не смог больше держать этот тяжелый груз у себя на душе и решил ей все рассказать.  Когда он ей признавался в содеянном, то понял, что убил себя самого.

В этом романе описывается то, что чувствует человек, который переступил через свои морали, рассказывается то, насколько тяжело им потом живется после содеянного.

  На примере главного героя произведения, можно сделать вывод, что методом насилия и убийства нельзя достичь ничего.  Люди, которые идут на такие преступления, наказывают в первую очередь себя.

Это наказание приходит к нему в виде сердечных и душевных терзаний.

Ни один человек в мире, переступивший через нормы морали и нравственности, не может остаться не наказанным.  И обычно самым страшным и тяжелым наказанием являются те муки, которые он испытывает, совершив эти преступления.

2 вариант

Роман, который носит название «Преступление и наказание» и по сей день пользуется широкой популярностью среди читателей всего мира. Написан он Федором Михайловичем Достоевским. Смысл, суть и идея данного произведения представлены в этой статье.

В центре повествования находится Родион Романович Раскольников – молодой бедный студент, проживающий в культурной столице России. Сюжет в настоящее время знаком почти каждому, кто тем или иным образом знаком с творчеством этого автора: Раскольников убивает старушку-процентщицу и на протяжении всего произведения представлен его внутренний мир и итог…

Господин М.Н. Катков, который являлся редактором «Русского вестника», вел переписку с Федором Михайловичем Достоевским. В одном сентябрьском письме были написаны некоторые факты из романа «Преступление и наказание».

Федор Михайлович описывал сюжет, как отчет с точки зрения психологии после совершения преступления. Событие данное произошло в настоящее время. Героем является молодой студент, который ввиду такой жизни проживает в бедности и нищенстве. Он совершает преступление. Причинами служат бедность, нигилизм, бонапартизм, легкомысленность. Он убивает старуху, дабы проверить идея сверхчеловека.

Также в этом послании Федор Михайлович делает пояснение, что протекает в душе главного героя. Убийца задается вопросами, которые решить нельзя. Он словно бы отломился от человечества. И замучился от этого.

Для того, чтобы оправдаться и заслужить вновь находиться среди людей, Родион придумывает себе утверждение, что преступник принимает муку для искупления своего свершения.

В финале произведения главный герой приходит той же тропой, которой начинал путь, к тому, откуда начинал. Он приходит к Творцу, человечности, которые запрограммированы в людях от самого их создания.

При этом автор имел такое мнение, что наказание с точки зрения закона является пугающим в меньшей мере, нежели наказание внутреннее. Считается, что самое тяжело выносимое наказание – это муки души, наказание совестью. В своем послании для Каткова Федор Михайлович объясняется, что преступление, которое назначено убийце по закону юристами меньше его устрашает, нежели нравственные терзания.

Получается ли у главного героя раскаяться? Это сразу его настигает или спустя несколько лет? Финал вселяет надежду, что это все же происходит.

Сочинение Смысл романа Преступление и наказание

Наверное, невозможно встретить сегодня человека, живущего в нашей стране и не читавшего романа великого Достоевского «Преступление и наказание». Эта книга доходит до сердца каждого, кто берет ее в руки. Однажды прочитав творение русского гения, уже никогда не сможешь забыть его. И это не удивительно: в нем поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют многие поколения людей.

В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?

Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное.

Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими.

Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей.

Он решает убить старуху-процентщицу, которая наживается за счет несчастных людей. В его сознании формируется теория, которая по своей опасности может сравниться с фашисткой теорией Гитлера.

Раскольников мучительно ищет ответ на вопрос, не дающий ему покоя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По мнению героя, убийство, которое может принести благо многим людям, допустимо. Убив старуху, Раскольников мечтает избавить общество от скверны.

Теория его опасна, так как узаконивает страшное преступление.

Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность  преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое.

Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом.

Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.

Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой. Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.

Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!

← Почему Раскольников убил старуху-процентщицу← Цвета в произведении Преступление и Наказание↑ ДостоевскийПисьмо Родиону Раскольникову →Главные герои романа Идиот →

  • Анализ произведения Утиная охота Вампилова«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.
  • Сочинение Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утроДействие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы
  • Образование Обломова и Штольца сочинениеРоман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу
  • Почему рассказ называется Уроки французского?Один из рассказов В.Г. Распутина называется «Уроки французского». Именно такое заглавие позволяет лучше понять смысл произведения и авторскую позицию.
  • Сочинение Юмористический рассказ о смешном случае из жизни 3, 5 классЖизнь каждого человека наполнена смешными моментами. Кто-то может посмеяться над собой, а кто-то нет, некоторые любят посмеяться над другими, но самое важное помнить, что не стоит ко всему относиться серьёзно, все надо делать с юмором.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/smysl-sut-i-ideya-romana-prestuplenie-i-nakazanie

История создания романа «Преступление и наказание»

Смысл написания преступления и наказания. Достоевский «Преступление и наказание» – анализ. «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-sozdaniya-romana-laquo-prestuplenie-i-nbsp-nakazanie-raquo/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: