Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Социально-экономические последствия чс

Режим ЧС — что это?

Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Социально-экономические последствия чс

В связи с эпидемией COVID-19, вызванной коронавирусом, в 2020 году высокой стала вероятность введения в отдельных регионах (в частности в Москве) или в масштабах всей страны чрезвычайного положения.

Для многих, тем не менее, остается неясным, что означает режим ЧС, как он отразится на жизни каждого россиянина.

Расскажем в статье о том, что такое режим чрезвычайной ситуации, чем он отличается от чрезвычайного положения, какими последствиями может обернуться его введение для экономики страны, жизни предприятий и отдельных граждан России.

Определение режима ЧС

Согласно ФЗ № 68, чрезвычайной ситуацией называется обстановка на отдельно взятой территории, которая привела к угрозе жизни и здоровью граждан, ущербу окружающей среде, материальным потерям.

Основанием для введения режима ЧС могут стать следующие происшествия (и их сочетания):

  • техногенная катастрофа, крупная авария;
  • стихийное бедствие;
  • экологическая катастрофа;
  • социальный взрыв, в том числе разгул преступности, террористическая деятельность, религиозный, этнический конфликт, экономический коллапс;
  • биологическая катастрофа, в том числе распространение инфекционных заболеваний (как в случае с коронавирусом).

В зависимости от масштаба ЧС могут быть локального, муниципального и межмуниципального, регионального, межрегионального или федерального масштаба.Обратите внимание! Если от чрезвычайной ситуации пострадало более 500 человек, а ущерб от нее превысил 500 млн рублей, может быть объявлена чрезвычайная ситуация федерального уровня.

Порядок введения режима ЧС

Режим чрезвычайной ситуации может ввести на региональном уровне губернатор соответствующего субъекта РФ, на федеральном — президент и правительство (соответствующая поправка принята 31 марта 2020 года).

Объявление ЧС предусматривает следующий порядок действий:

  • установление обязательных правил для граждан и организаций;
  • ограничение оптовой и розничной реализации лекарственных препаратов (по составленному правительственной комиссией списку);
  • установление особого порядка оборота лекарств и медицинских изделий в случае эпидемии;
  • перенос даты ания на время после окончания режима ЧС.

Уполномоченные органы обязаны выявить причину ЧС, обеспечить информирование и защиту населения, при необходимости — его эвакуацию из опасной зоны.

Далее назначенная президентом правительственная комиссия по чрезвычайной ситуации (КЧ) обязана приступить к устранению последствий катастрофы, заняться поддержанием общественного порядка, установить порядок эксплуатации транспорта, средств связи.Обратите внимание! Следует отличать режим ЧС и ЧП.

Последний может быть введен в случае крупномасштабного катаклизма (сегодняшняя эпидемия относится к числу таких ситуаций) и предполагает более жесткие меры по ограничению свободы и прав граждан.

В случае необходимости в ситуации чрезвычайного происшествия власти могут временно мобилизовать население и прекратить полномочия руководителей госорганов, частных организаций. В истории современной России чрезвычайное положение объявлялось дважды — в 1992 году во время осетино-ингушского конфликта и 3−4.10.1993 г. — во время штурма Дома Советов. Текущая обстановка с распространением COVID−19 не дает предпосылок к введению режима ЧП.

Ограничения для граждан

Для тех, кто находится на территории, объявленной зоной ЧС, действуют следующие ограничения:

  • Обязанность выполнять распоряжения должностных лиц и решения правительственной комиссии, которая назначена для ликвидации ЧС, защиты населения от ее последствий.
  • Необходимость своевременного ознакомления с порядком пребывания на территории, объявленной зоной чрезвычайной ситуации. Если граждане не получили разъяснения от представителей власти, следует узнать нужную информацию по номеру единой диспетчерской службы своего региона. Например, в Москве телефон ЕГДС +7 (495) 539−53−53. Единый номер экстренных служб России — 112.
  • Обязанность соблюдать общественный порядок и нормы права.
  • Необходимость выполнять законные требования должностных лиц и экстренных служб в зоне ликвидации ЧС.
  • В случае необходимости — обязанность принять участие в эвакуации населения с территории, объявленной зоной чрезвычайной ситуации. При выезде из опасной зоны использовать средства индивидуальной или коллективной защиты.
  • Обязанность позвонить в экстренную службу при обнаружении угрозы жизни и здоровью граждан, а также пострадавших, оказать им посильную помощь.
  • Нельзя создавать угрозу безопасности жизни и здоровью, нарушать санитарно-эпидемиологические нормы.
  • Необходимость иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Нельзя создавать условия, препятствующие выполнению уполномоченными лицами своих должностных обязанностей, без разрешения находиться на территории, огороженной для проведения работ по ликвидации последствий ЧС.
  • Обязанность передавать экстренным службам информацию, касающуюся угрозы жизни и здоровью граждан.
  • Запрет на распространение заведомо ложных сведений о ЧС.

Важно! По мнению экспертов-юристов, возможный режим ЧС вследствие пандемии коронавируса будет мягче, чем сегодняшняя ситуация повышенной готовности. Он не предполагает комендантского часа и других ограничений. Кроме того, КЧ будут даны четкие правовые рамки поведения в зоне чрезвычайной ситуации.

Что означает режим ЧС для предпринимателей

В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации может существенным образом ударить по бизнесу, КЧ обязана разработать механизмы поддержки малых и средних предприятий.

Из-за падения спроса, невозможности реализовать товары и услуги в нужном объеме, нарушения поставок существует реальный риск закрытия многих компаний в России.

В связи с этим правительство планирует следующий комплекс мер по поддержке бизнеса:

  • налоговые каникулы до 6 месяцев (кроме НДС);
  • отсрочку выплаты процентов по кредитам для предприятий тех отраслей, которые в наибольшей степени пострадают от последствий ЧС;
  • мораторий на банкротство, если эта инициатива исходит от кредиторов;
  • отсрочка платежей за аренду муниципалитетам;
  • запрет на взыскание долгов со стороны банков-кредиторов;
  • отсрочка выплаты взносов по страхованию сроком до полугода для предприятий малого бизнеса.

Эти и другие меры должны поддержать предпринимателей и снизить последствия режима ЧС для экономики России.

Наказания за нарушение режима ЧС

В соответствии с ФЗ № 116, нарушение требований режима ЧС (за исключением ситуации, когда введен комендантский час) влечет административную ответственность (размер штрафа — от 500 до 1 тыс. рублей). Более жесткая мера — арест до 30 суток.

Несоблюдение режима самоизоляции для граждан, у которых подозревается или диагностирован COVID−19, предполагает штраф до 500 рублей, однако сейчас — в соответствии с измененной статьей 236 УК РФ — за нарушение карантина вводится уголовная ответственность:

  • Если несоблюдение самоизоляции привело к массовому заражению граждан коронавирусом, предполагается штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет.
  • Если нарушение карантина повлекло смерть одного человека, наказание будет более жестким. В этом случае виновника ждет штраф в 1−2 млн руб. или лишение свободы сроком до 5 лет.
  • Если по вине зараженного коронавирусом гражданина погибли более 2 человек, ему грозит до 7 лет лишения свободы.

Экономические последствия

Уже в 2020 году могут проявиться негативные экономические последствия эпидемии COVID−19. Жесткий режим изоляции может привести к закрытию многих предприятий, из-за чего тысячи граждан потеряют работу.

В этой ситуации банки могут столкнуться с тем, что граждане не смогут расплачиваться по кредитам, в частности погашать ипотеку.

В этой ситуации финансовые учреждения могут столкнуться с проблемой массового невозврата долга.

На сегодня ряд банков объявил о предоставлении кредитных каникул для граждан, у которых подтвердился диагноз COVID−19. Но что будет в ситуации, когда начнется экономический кризис и возникнет ситуация нехватки средств для выплаты кредитов, еще только предстоит узнать.

Заключение

Итак, мы рассмотрели особенности введения режима ЧС в стране и оценили возможные экономические последствия введенного сегодня режима самоизоляции. Ожидается, что к лету эпидемия COVID−19 пойдет на спад. Остается надеяться, что негативные последствия для экономики отдельных регионов и страны в целом удастся преодолеть в обозримом будущем.

Источник: https://www.vbr.ru/sovety/help/people-and-economic/rezhim-chs-chto-eto/

Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Социально-экономические последствия чс
     

  1. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности

2.Методы оценки опасных    ситуаций.

  1. Экономический ущерб
  2. Формирование экономических механизмов обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  3. Уровни безопасности
  4. Фонды безопасности
  5. Экономическая ответственность
  6. Регулирование безопасности
  7. Система стимулирования

10Список литературы                                  

Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности

В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно ожидать, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по своим масштабам производственные аварии и стихийные бедствия станут одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать системные эффекты, не поддающиеся локализации и имеющие огромные прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы существования человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей, а также и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели и методы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. Большое внимание в настоящее время уделяется экономическому обеспечению меро-приятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежных единицах) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограни-ченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10–15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4–5% от валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг.

ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США.

По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.

Основные понятия. На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”.

В целом к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относятся:

  • сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
  • выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • потери объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.

Реально на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. С принятием федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 г.

Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из целей настоящего закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

К рассматриваемой проблеме применяются определенные понятия.

Риск — величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность — это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность).

При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т. п.

) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.

Экономический ущерб — величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.

Уязвимость — величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Необходимость изучения вышеперечисленных величин для сотрудников органов государственной власти и управления, в том числе менеджмента, очевидна. Их использование обеспечивает обоснованность принятия управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами.     

Методы оценки опасных    ситуаций.

Потенциальная опасность является универсальным свойством взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами, все производственные процессы и технические средства потенциально опасны для человека. Всегда существует индивидуальная опасность — вероятность гибели от несчастного случая.   

Характер потенциальной опасности меняется на всем пути развития человечества от чисто природных, естественных, факторов вначале до многочисленных негативных факторов антропогенного происхождения (высокие скорости и энергии, электрический ток, излучения, высокие температуры и др.). Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска.

Риск — вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, то есть отсутствие возможности реализации опасности.

На практике полная безопасность недостижима пока существует источник опасности. Обеспечение безопасности осуществляется снижением риска опасности до некоторого условленного приемлемого уровня.

Риск может оставаться длительное время нереализованным или проявиться в форме несчастного случая.   

Основной характеристикой уровня безопасности является величина допустимого (остаточного) риска для человека.

Обеспечивается допустимый риск комплексом мероприятий: технических, технологических и организационных, — позволяющих свести к минимуму причины возникновения опасности.

В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Основная доля причин приходится на неправильные действия людей.   

К группе «человеческого фактора» относятся:

–          недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях;

–          отклонения от нормативных требований в организации и технологии производства;

–          технологическая недисциплинированность исполнителей;

–          слабый контроль или неисполнительность в проведении регламентных испытаний оборудования и поверки контрольно-измерительной аппаратуры;

–          наличие факторов дискомфорта в работе, вызывающих процессы торможения, утомления, перенапряжения организма человека и т. п.;

–          неиспользование необходимых средств индивидуальной защиты и безопасности.

Опасности технического характера обусловлены:

— неисправностью технических средств;

— недостаточной надежностью сложных технических систем;

— несовершенством конструктивного исполнения и недостаточной эргономичностью рабочих мест;

— отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры и средств сигнализации.

Опыт взаимодействия человека с техническими системами позволяет идентифицировать травмирующие и вредные факторы, а также выработать методы оценки вероятности появления опасных ситуаций.

Прежде всего, это накопление статистических данных об аварийности и травматизме, различные способы преобразования и обработки статистических данных, повышающие их информативность.

Недостатком этого метода является его ограниченность, невозможность экспериментирования и неприменимость к оценке опасности новых технических средств и технологий.   

Источник: https://www.turboreferat.ru/life-safety/jekonomicheskie-posledstviya-chrezvychajnyh-situacij/77624-397239-page1.html

Социально-экономические последствия ЧС

Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Социально-экономические последствия чс

Чрезвычайные ситуации наносят огромный ущерб, причем, как было сказано выше, его размеры с течением времени становятся все больше. Это связано с развитием человеческой цивилизации: ростом численности населения планеты, благосостояния людей, освоением все новых территорий, увеличением плотности городской застройки, высокими темпами развитая производства и т.д.

Все виды прямых и косвенных потерь, которые несет национальная экономика и население страны в результате ЧС, можно разделить на три основные группы: экономические, социальные, экологические.

Прямой экономический ущерб связан непосредственно с повреждением или утратой оборудования, сооружений, а также включает затраты на ограничение развития ЧС. Согласно данным экспертов США, прямой экономический ущерб от ЧС за последние 30 лет составил более 400 млрд. долларов. Например, в результате землетрясения на о.

Хонсю (Япония) в 1923 г. было разрушено свыше 600 тыс. строений. В 1988 г. в Спитаке (Армения) землетрясением было повреждено более 54 тыс. жилых домов, а в 1997 г. в Китае землетрясение магнитудой 6,6 по шкале Рихтера разрушило свыше 73 тыс. домов. Лесные и торфяные пожары в 1972 г. в центральной части России уничтожили 650 тыс.

га лесов, 4900 штабелей торфа.

Затраты на ликвидацию ЧС (но не на восстановление) включают те виды затрат, которые необходимы для ограничения распространения ЧС и уменьшения ее последствий. Материальные потери населения связаны с утратой личного имущества граждан, утратой жилья, личного скота, транспорта и т.д.

Косвенный экономический ущерб от ЧС включает следующие составляющие: изменение объема и структуры выпуска продукции промышленности, изменение показателей эффективности в промышленности: освоение выпуска взаимозаменяемых видов продукции (для нужд района ЧС); преждевременное выбытие основных производственных фондов и мощностей; создание дополнительных запасов продукции; создание дополнительных резервов производственных мощностей; изменение выпуска продукции сельского хозяйства; изменение показателей эффективности в сельском хозяйстве; масштабы потерь территорий под сельскохозяйственными угодьями; сокращение собственной сырьевой базы животноводческих хозяйств.

Например, ураган Джуди, пронесшийся над территорией юга Дальнего Востока в августе 1989 г., вызвал затопление 120 тыс. га сельскохозяйственных земель. В 1995 г. во время весеннего половодья р.

Дон в Ростовской области было затоплено 38 тыс. га сельскохозяйственных угодий и погибло свыше 4 тыс. животных. В результате аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) более 24 тыс.

га угодий исключено из землепользования.

Экономический ущерб может быть вызван вынужденной перестройкой деятельности систем управления (дополнительные затраты на использование запасных пунктов управления, дополнительные затраты на применение передвижных средств связи).

Нарушению нормального режима функционирования объектов экономики также способствуют повреждения систем электро-, водо-, теплоснабжения, а также уменьшение провозной способности транспорта.

Так, в результате деятельности уже упомянутого урагана Джуди на Дальнем Востоке в 1989 было снесено 2678 мостов, выведено из строя 1340 км дорог, 78 км линий электропередач.

По экспертным оценкам, суммарный экономический ущерб от развития 21 наиболее опасного процесса в России составляет около 15-19 млрд. руб. (цит. по Л.А. Михайлову и др., 2006). В таблице приведены примеры некоторых ЧС и размеры нанесенного ими ущерба.

Величина ущерба, нанесенного некоторыми катастрофами

Место

Год

Вид катастрофы

Размер ущерба

Япония

1995

Землетрясение

90 млрд. дол.

США

1992

Ураган «Эндрю»

25 млрд дол.

Северная Корея

1995

Наводнение

20 млрд. дол.

г. Набережные Челны

1993

Пожар на заводе «КамАЗ»

28,5 млрд. руб.

г. Курск

1996

Пожар в цирке

5 млрд. руб.

Прямой социальный ущерб от ЧС непосредственно связан с воздействием на население и его среду обитания и включает следующие составляющие; людские потери (гибель людей и ущерб их здоровью); изменение условий жизни людей.

Самым страшным последствием ЧС являются человеческие жертвы – погибшие, раненые и заболевшие люди.

Так, например, стихийные бедствия обусловливают от 3 до 5 % преждевременной смертности и материальный ущерб около 1 % валового национального продукта (ВНП), Более впечатляющие цифры приводятся по развивающимся странам – до 25 % преждевременных смертей и ущерб до 15 % ВНП.

В таблице представлены данные о числе погибших и раненых при некоторых ЧС. За последние 30 лет от природных катастроф погибло более 4 млн. чел., а число пострадавших превысило 3 млрд.

Причем в ряде случаев жерт вы среди населения возникают не сразу – в момент ЧС, – а в отдаленном периоде времени, и связаны с голодом или хронической интоксикацией. Так, на территориях, подвергшихся действию чернобыльского радиоактивного облака, существенно повышена частота онкологических заболеваний.

Очень серьезным отдаленным последствием в ряде случаев становится снижение рождаемости. Оно может быть связано как с гибелью людей, так и с причинами психологического характера – боязнью врожденных патологий (в случае радиационной аварии), неуверенностью в будущем, страхом перед возможностью повторения бедствия и т.п.

Следствием ЧС является также ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне бедствия, что проявляется в возникновении эпидемий инфекционных заболеваний.

Величина потерь при некоторых катастрофах

Место

Вид ЧС

Год

Потери населения

Раненые

Погибшие

Япония

Цунами

1923

99300

Туркмения

Землетрясение

1948

50000

23500

Китай

Землетрясение

1976

165000

24300С

г. Иваново

Смерч

1984

804

69

Армения

Землетрясение

1988

31000

25000

г. Бхопал (Индия)

Химическая катастрофа

1985

300000

3000

г. Новороссийск

Авария теплохода

1986

26

424

г. Арзамас

Взрыв на железной дороге

1988

840

91

Башкирия

Взрыв на продуктопроводе, ж/д катастрофа

1989

871

339

Бангладеш

Железнодорожная катастрофа

1989

Более 1000

120

На формирование и изменение эпидемической и санитарно-гигиенической обстановки при ЧС оказывает влияние ряд факторов.

В частности, одним из них является резкое изменение экологических условий -происходит вынужденное увеличение миграции населения и животных, чрезмерное размножение грызунов, насекомых и других переносчиков возбудителей болезней, нарушение экологического равновесия в природных очагах заболевания.

Разрушение объектов санитарно-гигиенического и коммунально-бытового назначения – канализации, водопровода, бань – с одной стороны приводит к загрязнению источников питьевого водоснабжения продуктами жизнедеятельности людей, а с другой стороны лишает пострадавших возможности соблюдать меры личной гигиены.

Немаловажным фактором, способствующим росту инфекционной заболеваемости в районах ЧС, является снижение иммунитета людей в результате стресса.

Кроме того, в зоне ЧС условия размещения людей, как правило, являются неблагоприятными из-за скученности и загрязнения окружающей среды.

Санитарно-эпидемиологические учреждения (лаборатории, стационары, имеющие запасы лечебно-профилактических средств) в некоторых случаях либо оказываются разрушенными, либо не справляются с большим потоком пострадавших.

При наличии в очаге поражения большого количества неубранных трупов, отсутствии или загрязнении воды, температуры воздуха порядка 30…40°С возникают благоприятные условия для размножения микроорганизмов.

Скопление беженцев, антисанитарные условия их жизни еще больше усугубляют ситуацию. Особо опасными заразными заболеваниями являются чума, холера, оспа, передающиеся при малейшем контакте с больными.

В таблице приведены сведения об инфекционной заболеваемости населения при различных ЧС.

Инфекционная заболеваемость населения при ЧС

Заболевание

Страна (город)

Вид ЧС, год

Число заболевших

Малярия

Гаити

Перу

Эквадор

Ураган, 1963

Наводнение, 1983

Наводнение, 1984

75000

18560

29000

Гастроэнтерит

Индия

Циклон, 1977

2150

Брюшной тиф

Ашхабад

Ленинград

Пуэрто-Рико

Землетрясение, 1948

Наводнение, 1979

Ураган, 1956

Рост на 36%

Рост на 50%

Рост на 23%

Гепатит, диарея

Колумбия

Землетрясение, 1983

241

15000

Косвенный социальный ущерб от ЧС включает потери трудовых ресурсов, затраты на перераспределение трудовых ресурсов, изменение условий и характера самого труда; предоставление социальных льгот и гарантий для обеспечения возможности сохранения жизненного уровня; изменение структуры потребления; возрастание нагрузки на систему, здравоохранения.

Ухудшение условий жизни людей происходит не только по причине разрушения, например, жилищ, но и вследствие непоступления продукции с разрушенных или остановленных предприятий, либо поступления в продажу по более высоким ценам.

Другая, не менее важная составляющая социальных последствий -косвенный ущерб от повреждения организаций и учреждений, оказывающих различные услуги населению (правовые, медицинские, коммунальные, культурные, бытовые и т.п.).

Еще одним последствием ЧС является деградация окружающей природной среды. Прямой экологический ущерб от ЧС включает следующие составляющие: ущерб от уничтожения или разрушения почвенного покрова; ущерб от уничтожения или повреждения растительного и животного мира; ущерб от загрязнения водных источников и водоемов, их исчезновение или нежелательное появление; ущерб от загрязнения атмосферы.

Например, в результате взрыва на производственном объединении «Маяк» в 1957 г. радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью около 15 тыс. км2. Произошедшее в 1994 г. в Индии наводнение снесло в море более 20 тыс. тонн вредных веществ.

В результате катастрофы может измениться рельеф местности, возможно разрушение естественных экосистем. Так, в результате землетрясения, произошедшего в 1960 г. в Чили, появились новые горы, реки, озера, а прежние мгновенно исчезли. Начали действовать 14 вулканов. Усойский обвал (1911 г.) на Памире привел к образованию Сарезского озера, которое заполнялось водой в течение 30 лет.

Косвенный экологический ущерб от ЧС формируется за счет нарушения климатического баланса региона; уменьшения поголовья зверей и птиц; ухудшения качественных характеристик используемых природных ресурсов.

Анализ последовательности взаимосвязанных событий при ЧС показывает, что по мере продвижения по их цепочке, во-первых, ослабевает влияние исходного события, и, во-вторых, возрастают трудности оценки косвенного ущерба. Указанные последствия ЧС можно рассматривать как затухающий волновой процесс.

Вначале, в момент аварии или катастрофы, имеют место прямые потери, затем, на протяжении значительного периода, к ним добавляются потери от преждевременных смертей и болезней. Через поколение вполне возможен новый всплеск потерь, вызванный демографическим фактором.

Таким образом, в той или иной мере крупные ЧС способны отразиться не на одном поколении.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_29.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: