Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое государство как тип государства

Содержание
  1. Распад СССР предпосылки, события и последствия, образование СНГ (Таблица, схема)
  2. Таблица распад СССР – предпосылки, события и последствия, образование СНГ
  3. Выход союзных республик из состава СССР
  4. Этапы развития СССР
  5. 1. Военный коммунизм (1918–1921)
  6. 2. НЭП (1921–1924)
  7. 3. Период индустриализации и коллективизации (1924–1937)
  8. 4. Период мобилизационной модели экономики (1937–1953)
  9. 5. Период устойчивого развития и Перестройка (1953–1991)
  10. 6. Переходный период к рыночной экономике (1991 – настоящее время)
  11. Теория государства и права | Страница 41 | Онлайн-библиотека
  12. § 6. Социалистическое государство
  13. § 1. Понятие и значение формы государства
  14. § 2. Форма правления
  15. Образование СССР в 1922 г
  16. Предпосылки образования СССР
  17. Причины образования СССР
  18. Этапы объединения
  19. Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны
  20. Трудности объединения
  21. Образование СССР
  22. Первая конституция
  23. Органы власти
  24. Руководители страны
  25. Значение и последствия образования СССР

Распад СССР предпосылки, события и последствия, образование СНГ (Таблица, схема)

Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое государство как тип государства

Материал содержит предпосылки и причины распада СССР, основные события и последствия 1991 года, такие как августовский государственный путч (переворот), образование СНГ. Материал предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

На схеме ниже показаны основные предпосылки и последствия приведшие к распаду СССР.

Таблица распад СССР – предпосылки, события и последствия, образование СНГ

Предпосылки и причины распада СССР— Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки— Борьба за власть между центральными и национальнорегиональными политическими элитами— Кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийнополитической монополии на власть, составлявших основу СССР— Глубокий экономический и политический кризис, падение жизненного уровня населения.— Рост национального самосознания.— Национальный сепаратизм и региональный экономический изоляционизм.— Дискредитация центральной общесоюзной власти, отсутствие разумного баланса в полномочиях Центра и союзных республик.— Борьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами.— Заинтересованность руководителей США, Великобритании, Франции, Германии, других западных стран в демократических переменах в СССР
Основые события распада СССР23 июля 1991г.  —  Согласование ГорбачёвымМ.С. и руководителями 9 республик в рамках «НовоОгарёвского процесса» (попытка выработки нового Союзного договора; назван по имени резиденции президента СССР) проекта нового Союзного договора об образовании Союза Суверенных Государств (ССГ) (его подписание назначено на 20 августа 1991 года)
19 августа 1991г.  —  Начало антигосударственного путча (переворота) — создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП): вицепрезидент СССР ЯнаевГ.И., премьерминистр ПавловВ.С., зам. председателя Совета обороны при Президенте СССР БаклановО.Д.,министр внутренних дел ПугоБ.К., министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ КрючковВ.А., председатель Крестьянского союза СтародубцевВ.А., президент Ассоциации госпредприятий ТизяковА.И.. Изоляция ГорбачёваМ.С. в Крыму (с 18 августа) и его отстранение от исполнения обязанностей по состоянию здоровья. Объявление чрезвычайного положения в отдельных районах страны. Ввод войск в Москву силовыми мерами воспрепятствовать распаду СССР. Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с ЕльцинымБ.Н., издавшее указ о незаконности действий ГКЧП. В Москве возникли баррикады, народ встал на защиту Дома Советов России («Белого дома»). 21 авu0014густа ГКЧП потерпел поражение. После августовского путча (19–22 августа) доверие к союзному центру власти на местах было окончательно подорвано
23 августа  —  Указ Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина о приостановке деятельности КПСС на территории России
24 августа 1991г.  —  Отставка ГорбачёваМ.С. с поста Генеu0014рального секретаря ЦК КПСС
5 декабря 1991г.  —  Заявление Президента Украины КравчукаЛ.М. о выходе республики из Союзного договора 1922 года.
8 декабря 1991г.  —  Заявление Президента РСФСР ЕльцинаБН, Президента Украины КравчукаЛМ и Председателя ВС Белоруссии ШушкевичаСС о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (так называемые «Беловежские соглашения»)
21 декабря 1991г.  —  Подписание в Алма-Ате Декларации об образовании СНГ. Присоединение к СНГ Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана
25 декабря 1991г.  —  Заявление Михаила Горбачёва об отставке с поста Президента СССР
26 декабря 1991г.  —  Самороспуск Верховного Совета СССР
Последствия распада СССР Положительные последствия:— Разрушение тоталитарной системы.— Создание предпосылок для последовательной демократизации страны.— Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния, начало демилитаризации страны.— Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповеданияОтрицательные последствия:— Нарушение экономических связей между бывшими республиками.— Ослабление обороноспособности всех республик.— Обострение межнациональных противоречий и возникновение новых конфликтов.— Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения.— Ослабление власти в Центре и на местах, угроза распада самой России

Выход союзных республик из состава СССР

Союзные республикиДаты принятия документов о государственном суверенитетеДаты провозглашенияДаты прекращения деятельности республиканских комитетов КПСС
Азербайджан23 сентября 1989г.30 августа 1991г.14 сентября 1991г.
Армения28 мая 1989г.23 сентября 1991г.7 сентября 1991г.
Белоруссия27 июля 1990г.25 августа 1991г.25 августа 1991г.
Грузия9 марта 1990г.9 апреля 1991г.26 августа 1991г.
Казахстан25 октября 1990г.16 декабря 1991г.7 сентября 1991г.
Киргизия15 декабря 1990г.31 августа 1991г.31 августа 1991г.
Латвия28 июля 1989г.21 августа 1991г.10 сентября 1991г.
Литва18 мая 1989г.11 марта 1991г.23 августа 1991г.
Молдавия23 июня 1990г.27 августа 1991г.24 августа 1991г.
Россия12 июня 1990г.12 декабря 1991г.6 ноября 1991г.
Таджикистан24 августа 1990г.9 сентября 1991г.2 октября 1991г.
Туркмения22 августа 1990г.27 октября 1991г.26 августа 1991г.
Узбекистан20 июня 1990г.31 августа 1991г.14 сентября 1991г.
Украина16 июня 1990г.24 августа 1991г.30 августа 1991г.
Эстония16 ноября 1988г.20 августа 1991г.22 августа 1991г.

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. – Томск: 2011. – 150 с.

Источник: https://infotables.ru/istoriya/86-rossiya-v-20v/397-raspad-sssr

Этапы развития СССР

Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое государство как тип государства

Советский Союз – государство, аналогов которому в мировой истории не было. Ему присущи мощная исполнительная власть, директивный метод управления, вождизм, своеобразное соотношение судебной власти и других ветвей, практически трудовая повинность и многое другое.

Образование Советского Союза состоялось в результате крушения старой государственной системы управления, революционной ситуации, Гражданской войны, а также мощной теоретической и идеологической разработки и пропаганды идей советского государства.

Мы можем выделить несколько этапов развития советского государства и сопутствующие им реальные события.

1. Военный коммунизм (1918–1921)

Это один из самых сложных периодов становления нового, советского государства. Закончившаяся Первая мировая война нанесла непоправимый урон всему экономическому хозяйству страны.

Тысячи предприятий были разрушены, по всей стране свирепствовал голод.

Политическая нестабильность, массовое недовольство населения и отдельных социальных групп вылились в вооруженное противостояние, которое вошло в историю как Гражданская война 1917–1922 годов.

Молодая республика одновременно вела борьбу против белых армий и интервентов. Гражданская война закончилась полной победой молодой советской республики, и начались первые действия по восстановлению разрушенного хозяйства.

2. НЭП (1921–1924)

«Новая экономическая политика» – такое название получила программа большевиков, принятая на Х съезде РКП(б).

Первоочередными задачами программы стали восстановление экономики, нормализация отношений города и деревни, решение проблемы стабилизации денег и успокоение деревни, недовольной продразверсткой, которая провоцировала крестьян на усиление повстанческого движения. Перед страной стояла задача и восстановления международных отношений.

В итоге НЭП дал положительные результаты. Начался рост экономического развития. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым. Активно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то что во многом программа была успешной, она начала постепенно сворачиваться. Сказалось усиливающееся противоречие между экономикой и политикой. Частный сектор стремился обеспечить свои политические гарантии, что шло вразрез с генеральной линией большевиков. Это спровоцировало и внутрипартийную борьбу.

Многим партийным руководителям стало ясно, что без обеспечения должного уровня экономического развития, без невероятного скачка науки, без развития оборонной и тяжелой промышленности уже не обойтись.

3. Период индустриализации и коллективизации (1924–1937)

В декабре 1925 года на XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которую планировалось провести в максимально сжатые сроки.

Главной целью явилось стремление ликвидировать гигантскую пропасть в экономическом развитии между СССР и западными странами.

Был разработан первый пятилетний план – на 1928–1932 годы. В управление народным хозяйством вносились плановые начала, на предприятиях разворачивалась борьба за экономию ресурсов и финансов, с тем чтобы направить сэкономленные средства на строительство новых заводов и фабрик.

Основу новой экономики должен был составить государственный сектор, частнику же в ней места не было. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время отходило на второй план.

В это же время страна переходит и к массовой коллективизации сельского хозяйства. Одной из ее причин стало изыскание средств для финансирования индустриализации. Деньги было решено взять из деревни. Коллективизация проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются Великим переломом.

Результатом неимоверных усилий Советского Союза стал гигантский рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год было построено 8,5 тыс. крупных предприятий.

Среди них: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многое другое.

В это время в основном была выполнена программа электрификации страны (ГОЭЛРО). Завершалась культурная революция.

Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века. Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран.

Но наряду с вопросами экономического развития приходилось решать вопросы и защиты Отечества от проявлений внешней агрессии.

В 1929 году начался Советско-китайский конфликт. Это вооруженное столкновение было спровоцировано китайской стороной из-за совместного пользования Китайско-Восточной железной дорогой, которая была построена в конце XIX века Российской империей.

Начались провокации на границе СССР, КВЖД была захвачена, 200 граждан Советского Союза, обслуживающие дорогу, были арестованы. Для защиты от китайской агрессии была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера, которая разгромила китайские войска, и по Хабаровскому протоколу восстановилось прежнее положение на КВЖД.

В 1938 году японские милитаристы провели проверку боеспособности Советского Союза в районе озера Хасан в Приморском крае. Три японские дивизии, кавалерийский полк и механизированная бригада сделали попытку вторгнуться на территорию СССР. 6–9 августа советские войска разгромили вторгшуюся японскую армию и восстановили границы в прежнем положении.

Наиболее масштабным стал вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь началась боевая операция японских милитаристов против Монголии. Их целью был разгром противостоящей советской группировки.

В ходе трехдневных боев японцы были отброшены на прежние позиции. Боевые действия продолжались до 15 сентября.

В результате советско-монгольскими войсками были уничтожены японские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.

О масштабности проведенных операций советских и монгольских войск говорит тот факт, что за эти бои 73 участника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Многие командиры воинских частей, принимавших участие в этих боях, выросли в крупных военачальников и командиров. Г. К. Жуков стал Маршалом Советского Союза, И. И. Федюнинский – генералом армии, К. Н.

Абрамов и Г. М. Штерн – генерал-полковниками.

4. Период мобилизационной модели экономики (1937–1953)

Этот период для страны можно назвать наиболее тяжелым. СССР продолжал наращивать темпы экономического развития. По-прежнему строились заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Вместе с тем в это время обостряются противоречия внутри партии.

Усиление личной власти И. В. Сталина способствовало и усилению тоталитарного общества. Идеология формировала новое мышление и восприятие.

В в 1937 году начался период массовых репрессий. Практически без руководства осталась Красная Армия.

В этих условиях продолжалась активная работа по перевооружению армии, созданию новых образцов вооружения.

Правительство СССР понимало угрозу, исходящую от фашистской Германии, и принимало меры для создания коллективной безопасности в Европе. К сожалению, его усилия не нашли откликов у правительств европейских стран.

Советский Союз был вынужден заключить пакт о ненападении с Германией, чтобы обезопасить, хотя бы на время, свои границы. В 1939 году Красная Армия совершила освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию.

После распада Польши появились предпосылки для воссоединения западных земель Украины и Белоруссии, утраченных в ходе войны 1920 года. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла государственную границу и заняла утраченные территории.

Боевых столкновений с польскими войсками не было. В ноябре 1939-го освобожденные от польского ига земли были приняты в состав нашего государства.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Поводом для войны стали многочисленные и безуспешные попытки заключения договора между СССР и Финляндией об обмене территориями. Этот обмен был жизненно необходим для обеспечения обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Отказывая, финская сторона стала устраивать провокации на границе.

30 ноября Красная Армия перешла границу и начала боевые действия. Война продолжалась более трех месяцев и показала слабые стороны подготовки Красной Армии. Не хватало современного оружия, теплой одежды и умелого руководства. Только 13 марта в Москве был подписан договор, по которому необходимые территории перешли Советскому Союзу.

Решился вопрос защиты Ленинграда.

До июня 1941 года в стране принимались беспрецедентные меры подготовки к возможной войне с Германией. 22 июня 1941 года Германия и ее сателлиты внезапно напали на Советский Союз.

Война стала для страны оборонительной и справедливой и получила название Великой Отечественной.

Советская армия уничтожила фашистских агрессоров, освободила Советский Союз и сорвала планы по уничтожению нашего государства. Были освобождены народы Европы.

Победа в этой войне была обеспечена беспримерным мужеством и стойкостью советского народа, проявившимися не только в регулярной армии, но и в партизанском движении, в тылу. Победе способствовал и высокий профессионализм советских военачальников.

Героями не рождаются – героями становятся. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, 12 городов и одна крепость были удостоены звания Городов-героев.

Высокого звания Героя Советского Союза за годы войны были удостоены 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды Героя – 108 (из них 8 посмертно). Высокое звание получили 90 женщин (из них 49 посмертно). Полными кавалерами ордена Славы стал 2671 человек. В СССР они приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза.

9 мая 1945 года была подписана капитуляция фашистской Германии, а уже 9 августа Советский Союз начал войну против империалистической Японии.

Эта война была начата в соответствии с обязательствами, взятыми на себя СССР как союзником стран Западной коалиции. Советские войска разгромили Квантунскую армию.

Освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курилы. Наша страна вернула себе ранее утраченные территории – Южный Сахалин и Курилы.

Доблесть советских воинов в войне с Японией была высоко оценена: 308 тыс. человек, отличившихся в боях, были отмечены правительственными наградами. 87 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, из них шестеро стали дважды Героями.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 27 миллионов советских людей. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей.

Окончание Великой Отечественной войны поставило на повестку новые задачи, в первую очередь восстановление разрушенного хозяйства.

Усилия советских людей дали положительные результаты. Только за период первой послевоенной пятилетки объем промышленного и сельскохозяйственного производства по сравнению с 1940 годом вырос на

73 %, капитальные вложения – в три раза, производительность труда –

на 37 %, а произведенный национальный доход – на 64 %.

5. Период устойчивого развития и Перестройка (1953–1991)

Новый этап в жизни советского государства начинается со смертью И. В. Сталина в марте 1953 года. Этот период в развитии советской государственности характеризуется началом демократизации общества. Прекращаются репрессии, ликвидируется ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации невинно пострадавших.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В рассматриваемый период принимаются меры по повышению эффективности управления народным хозяйством. Происходят изменения в трудовом законодательстве, в направлении повышения материального и социального обеспечения граждан. Принимается план построения материально-технической базы коммунизма.

Активно развивается атомная энергетика и электроника. Первый человек отправлен в космос. Начинается освоение целинных и залежных земель, расширяется доля легкой промышленности. 

Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор.

В этот период страна втягивается в затяжную войну в Афганистане, которая продолжалась более десяти лет. Она началась в 1979 году и была вызвана

обязательствами нашей страны по советско-афганскому договору, а также объективной угрозой нашим границам. Военные действия стали и защитой советских стратегических интересов в этом регионе. 

Трагическим итогом войны стали 13 835 погибших советских солдат. 86 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, эта война не принесла желанного мира на землю Афганистана. В 1992 году Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами.

К середине 80-х годов нарастает напряженность в экономическом секторе, снижается уровень жизни населения, усиливается коррупция, ухудшается трудовая дисциплина.

Начинается период перестройки. Одной из ее задач стала попытка перевести централизованное планово-экономическое хозяйство на рыночную, товарно-денежную основу.

В это время появляются законы об индивидуальной трудовой деятельности.

Периоду способствует и кризис политической власти, вводятся элементы парламентаризма, и происходит разделение властей. Состоялся первый съезд народных депутатов.

6. Переходный период к рыночной экономике (1991 – настоящее время)

В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация.

Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.

Итогом всех событий стали распад Советского Союза и создание целого ряда суверенных государств, объединившихся в формальный союз СНГ.

В новых условиях начались радикальные экономические реформы.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/etapy-razvitiia-sovietskogho-soiuza

Теория государства и права | Страница 41 | Онлайн-библиотека

Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое государство как тип государства

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф.

Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей.

До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер.

Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия.

Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче.

Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

§ 6. Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом.

По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия.

(Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время).

Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности.

Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

§ 1. Понятие и значение формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А.

Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

«Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно „так“ – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.

Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И.А. Ильин, – предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам».

События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций.

Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

§ 2. Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

41

Источник: https://litrus.net/book/read/50119?p=41

Образование СССР в 1922 г

Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое государство как тип государства

Окончившаяся Гражданская война принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться.

В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР.

На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.

Предпосылки образования СССР

Предпосылки к образованию СССР носили следующий характер:

  1. В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха.

  2. На территории всех народностей был распространён русский язык.

  3. Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.

Причины образования СССР

Причины образования СССР заключались в следующем:

  1. Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить.

  2. Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

  3. Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

  4. Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.

  5. Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

Название союза

Дата

Описание

Политический

1 июня 1919 года

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Экономический

1920-1921 годы

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

Дипломатический

Февраль 1922

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны

Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была Сталинской, а другая Ленинской.

Сталинская формулировка состояла в следующем:

  1. Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР.
  2. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве.

Точка зрения Ленина состояла в следующем:

  1. Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах.
  2. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза.

Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто.

В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.

Как показало время, Ленинская точка зрения через 70 лет привела к развалу объединения.

Трудности объединения

Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс. На основании соглашения между союзными республиками большинство отраслей промышленности было подчинено наркоматам РСФСР.

Такое положение дел вызвало недовольство со стороны остальных республик. Фактически, делегировав власть, они лишались возможности принимать самостоятельные решения. При этом шла декларация о независимости республик в сфере управления. У Сталина стали возникать трудности по продвижению идеи вхождения республики в состав РСФСР на правах автономий.

В это время Ленин выдвинул свою концепцию объединения всех республик на равноправных началах. Название такого образование сначала было предложено Союз Советских Республик Европы и Азии, но потом изменено на СССР.

Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности.

Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.

Образование СССР

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия:
  • республики Закавказья.

На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.

В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Туркмения;
  • Грузия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Эстония;
  • Молдавия.

Некоторое время входила Финская республика.

В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.

Некоторые цитаты гласили следующее:

  1. В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: социализма и капитализма.
  2. Основным чаянием СССР является мировая революция.
  3. Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
  4. Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.

Первая конституция

Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:

  1. Внешняя и внутренняя торговля.
  2. Вопросы войны и мира.
  3. Руководство вооружёнными силами.
  4. Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
  5. Законодательная инициатива.
  6. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.

Органы власти

В Конституции были утверждены органы власти:

  1. Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.

  2. Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.

  3. Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.

  4. Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.

Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.

Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.

Руководители страны

Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.

ФИО

Период руководства

Занимаемая должность

Ленин

1917–1921 и 1924

В первый период занимал пост

Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

Сталин

1924–1953

За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР.

Маленков

1953–1955

Председатель Совета Министров СССР.

Хрущёв

1953–1964

Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Брежнев

1966–1982

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Андропов

1982–1984

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Черненко

1984–1985

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Горбачёв

1985–1991 и 1991

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР.

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории.

В кратчайшие сроки была проведена индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами.

Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире.

Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго.

Перестройка, начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/obrazovanie_sssp.htm

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: