Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Автономная область и автономный округ. Что может быть субъектом федерации

Содержание
  1. История объединения субъектов России
  2. Статистика
  3. Законодательная база объединения регионов
  4. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
  5. Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии
  6. Объединение Камчатской области и Корякского АО
  7. Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО
  8. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО
  9. Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ
  10. Признаки федеративного государства
  11. Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
  12. Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
  13. Принципы федерализма в РФ
  14. Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
  15. Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ
  16. Разновидности субъектов Российской Федерации
  17. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
  18. Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации
  19. Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации
  20. Субъекты и регионы Российской Федерации
  21. Что это
  22. Актуальный перечень
  23. Исторические изменения
  24. Группировка в округа
  25. Типы
  26. Коды субъектов федерации
  27. Региональные перспективы и расширение

История объединения субъектов России

Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Автономная область и автономный округ. Что может быть субъектом федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов).

В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации.

Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов.

Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов.

Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются.

Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки.

В случае, если по итогам ания вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта.

Документ должен быть принят большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ.

На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв.

км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов.

В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край.

За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно.

Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв.

км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно.

Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс.

кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью.

С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проали 9,44% и 1,55% соответственно.

Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область.

Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года.

В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проали 90,29% избирателей, против – 8,89%.

В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс.

кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин.

С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Источник: https://tass.ru/info/8463307

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Автономная область и автономный округ. Что может быть субъектом федерации

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Разновидности субъектов Российской Федерации

Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Автономная область и автономный округ. Что может быть субъектом федерации

Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

  • Территориальный;
  • Национальный;
  • Смешанный.

Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков.

Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область.

Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации сформирован на основе перечня конституционных принципов, которыми предопределено его содержание и сущность.

К таковым относятся:

  • Ограниченность правового статуса субъектов России ее государственной независимостью;
  • Обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации;
  • Установление границ между предметом ведения и полномочиями между РФ и ее субъектами;
  • Государственная целостность и единая система государственной власти на территории Российской Федерации.

На основе федеральных и региональных учредительных актов установлен правовой статус Российской Федерации. Статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа установлен Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации

Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

  • Наличие территории субъекта Российской Федерации. Каждому субъекту принадлежит определенная территория, являющаяся неотъемлемой частью территории России согласно части 1 статьи 67 Конституции. На территорию субъект распространена государственная независимость (суверенитет) Российской Федерации, главенство Конституции и федерального законодательства. Границы субъектов изменяются только при взаимном согласии сторон (часть 3 статьи 67). Изменение границ между субъектами утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» установлено, что при формировании нового субъекта, территории, подлежащие объединению, могут прекратить существование. Вопрос о формировании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов Российской Федерации. Реформа федеративных отношений в России, начавшаяся в начале 21 века, сократила число субъектов с 89 до 83, а также привела к формированию новых субъектов Российской Федерации, чем характеризуется приближение к субъектам равноправного и однопорядкового характера в рамках Федерации.
  • Собственная правовая база. На основе предметов ведения РФ и ее субъектов региональными органами власти принимаются собственные законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. За пределами предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последними в полном объеме выполняется собственное регулирование в отрасли права. Законам и правовым актам, принятым в границах их ведения, присуще главенство на территории субъекта и они являются обязательными для исполнения как всеми физическими, так и юридическими лицами. Конституцией России установлены гарантии верховенства федеральных законодательных актов. Законодательные акты и правовые акты не могут являться противоречивыми в отношении федерального законодательства, принятого на основании предметов ведения РФ и предметов совместного ведения. При противоречивости, возникшей между федеральным законодательством и нормативно-правовым актом, изданным в РФ, действует федеральное законодательство. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым документом субъекта России, изданным за пределами Российской Федерации, действует нормативно-правовой документ субъекта;
  • Предметы ведения и полномочия. Каждому субъекту Российской Федерации присущи собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции регламентирует принцип полноты власти субъекта России в границ предоставленных полномочий, заключающийся в преобладании полноты власти субъектов Российской Федерации за пределами предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий;
  • Право установления системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их компетенции. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ исполняется органами государственной власти, сформированные субъектами. Система данных органов установлена субъектами Российской Федерации согласно основ конституционного строя России и общих принципов организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти зафиксированы в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • Государственные символы и административные центры. Каждому субъекту РФ предоставлено право на собственную государственную символику – флаг, герб, гимн, а также столицу. Этими государственными символами отражены исторические, национальные, культурные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Согласно федеральным конституционным законам «О государственном гербе» и «О государственном флаге», гербы и флаги субъекты не могут быть идентичными Государственному флагу и гербу РФ. Герб и флаг РФ не может служить основы для создания гербов и флагов субъекта;
  • Право на наименование. Каждый субъект имеет право в самостоятельном порядке решать вопрос о собственном наименовании. При его изменении, новое наименование должно быть внесено в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новое наименование должно быть внесено в текст Конституции РФ на основании указа Президента Российской Федерации согласно решению субъекта, принятого в установленном законодательством порядке.

Пример 1

До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

Замечание 1

Но с 28.11.

1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

Опиши задание

Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации классифицируются по своей юридической природе и особенностям их конституционно-правового статуса. В связи с этим различают три категории субъектов.

К первой группе относится 21 республика в составе РФ. Республики отличны друг от друга в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития.

Пример 2

Республика Бурятия по площади занимает 561,3 тыс.км2, площадь Северной Осетии составляет 8000 км2, что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан в пять раз превышает население такой республики, как Кабардино-Балкария и в 16 раз больше населения Республики Тыва.

Замечание 2

Но эти отличия не влияют на конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяемый Конституцией России и конституциями республик.

Согласно конституционным нормам, статус республик Российской Федерации следует характеризовать такими чертами, как:

  • Наличие собственной территории, очерченной внутренней границей, которая отделяет республику от иных субъектов России, и внешней границей, которая отделяет ее от зарубежных государств. Одновременно внешняя граница является Государственной границей Российской Федерации. В соответствии со статьей 67 российской Конституции границы между субъектами могут быть изменены только при обоюдном согласии;
  • Наличие собственной правовой системы, состоящей из конституции республики и иных нормативно-правовых актов, принятых в рамках ее компетенции, договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и иными субъектами Российской Федерации;
  • Наличие собственных государственных органов власти, система которых определена согласно основ конституционного строя России, норм Федерального закона, принятого 06 октября 1999 года №184 «Об общи принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», а также законодательством республики;
  • Наличие собственности, находящейся в распоряжении Республики, состоящей из земли, ее недр, водных и лесных ресурсов и иных природных богатств, находящихся на ее территории, культурных и исторических памятников и иные ценностей национального достояния;
  • Обладание международной правосубъектностью, то есть республики имеют право принимать участие в международных отношениях и внешнеэкономических связях, подписывать договоры и соглашения с иностранными государства, создавать представительства зарубежных стран на своей территории, принимать участие в деятельности международных организаций;
  • Наличие собственного государственного языка, государственной символики и столицы республики;
  • Наличие полномочий в области предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к ведению Республики.

Во вторую группу субъектов входят края, области и города федерального значения, такие как г. Москва и Санкт-Петербург. Статус данных субъектов установлен Конституцией РФ, законами федерального уровня, а также уставами соответствующих субъектов.

Характеристиками конституционно-правового статуса данной группы субъектов являются:

  • Собственная территория, границы которой не могут изменяться без согласия самого субъекта;
  • Наличие государственных органов власти;
  • Собственная правовая система, состоящая из устава, законов регионального уровня и других нормативно-правовых актов;
  • Наличие собственности;
  • Данные субъекты выступают в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей;
  • Государственная символика, административный центр;
  • Полномочия в сфере предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к краю, области, городу федерального значения.

Третья группа субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность автономной области и автономных образований. Характерной особенностью автономных образований (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) является то, что они входят в состав области или края.

Определение 1

Автономный округ – национальное государственное образование, которое отличается особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ – это одна из форм национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Особенность автономного округа заключается в большой территории при относительно небольшой численности населения.

Пример 3

На сегодняшний день в состав Читинской области входят Агинский Бурятский автономный округ; в Архангельской области – Ненецкий автономный округ; в Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

До подписания Федеративного договора и до внесения его положений в текст Конституции Российской Федерации статус автономных округов регламентировался Законом РСФСР, принятым 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР».

Статьей 1 данного Закона устанавливался перечень автономных округов, входящих в состав краев и областей, иными словами носила обязывающий характер.

Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Можно сказать, что конституционные нормы стали обретать более диспозитивный характер.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, принятым 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности этого закона Конституционным Судом было отмечен тот факт, что развитие федеративных отношений в России реализуется на основании перераспределения полномочий федеральных государственных органов власти и государственных органов власти ее субъектов согласно Федеративному договору и характеризуется ростом конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области идентичны с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения.

Вывод 1

Российская Федерация является ярким примером ассиметричного федеративного государства. Совокупность ее субъектов является не только одной из многочисленных в мире, но и отличается видовым разнообразием.

На основании этого, можно сказать о том, что основной задачей конституционно-правового регулирования является процесс перевода ассиметричного федеративного государства в так называемое «плоское» федеративное государство, характеризующееся наличием в правовом и экономическом плане субъектов одного порядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/raznovidnosti-subektov-rf/

Субъекты и регионы Российской Федерации

Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Автономная область и автономный округ. Что может быть субъектом федерации

› Государство

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

  • Республики.
  • Краевые единицы.
  • Областные структуры.
  • Автономные области.
  • Округа.
  • Автономные округа.
  • Города фед. значения.

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть.

Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов.

Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

  • Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
  • Все они подчиняются федеральному центру.
  • Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
  • Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
  • Выходить из состава государства и не имеют права

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше.

Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ.

Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

  • Количество ФО составляет 8 единиц.
  • С точки зрения экономического фактора районы представлены 12 образованиями.
  • С точки зрения географического районирования в стране 10 элементов.
  • По природным делениям районных образований насчитывается 8 штук.
  • С точки зрения арбитражного и судебного исполнения – насчитывается 10 округов.
  • Часовых поясов всего 11.
  • Военных округов всего 4, причем, до недавнего времени и их было 6, но потом они были укрупнены.

Типы

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

  • Государственно-территориальные образования. Сюда входят 9 краевых образований, 46 областных и 3 города федерального значения.
  • Вторая категория – это национально-территориальные образования. К ним относятся 21 республика, 4 автономных округа и 1 автономная область.

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

Субъекты и регионы Российской Федерации Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/subekty-rossijskoj-federatsii/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: