Тема: Правовое регулирование

Тема: Правовое регулирование

Тема: Правовое регулирование

  1. Нормативное регулирование: понятие, особенности, роль в жизни общества. Разновидности нормативного регулирования. Социальные и технические нормы;

  2. Право и иные социальные нормы;

  3. Правовое регулирование: понятие, предмет, пределы;

  4. Методы, способы и типы правового регулирования;

  5. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии;

  1. Нормативное регулирование: понятие, особенности, роль в жизни общества. Разновидности нормативного регулирования. Социальные и технические нормы.

Однимиз инструментов регулирования общественныхотношений являетсянормативное регулирование, то естьрегулирование на основе определенныхнорм – правил поведения.

Этинормы можно разделить на две большиегруппы: технические и социальные. Наоснове технических и социальных нормосуществляется техническое и социальноерегулирование.

Техническоерегулированиеосновано на законах природы и направленона урегулирование работы людей стехническими или природными объектами.К техническим нормам относятсябиологические, санитарно-гигиенические,технологические, экологические и др.

Социальноерегулированиенаправлено на упорядочивание отношений,возникающих между людьми по поводуэкономических, политических исоциально-культурных объектов.

Техническиенормы– это правила наиболее рациональногообращения людей с орудиями труда иобъектами природы, техникой (например,правила выполнения определенныхстроительных работ, нормы расходованиясырья, топлива, правила работы накомпьютере, государственные стандарты,технические условия).

Признаки:

1.Субъектный состав связан не только слюдьми, но и с внешним миром, природой,техникой. Особенность этих отношенийв том, что на другой их стороне –неодушевленные предметы.

2. Право и иные социальные нормы

Социальныенормы–этоправила поведения, используемые длярегулирования общественных отношений.

Признаки:

  1. Направлены на регулирование общественных отношений.

  2. Являются общими правилами поведения, устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц.

  3. Обладают сознательно-волевым характером. При этом одни нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие формируются путем многократного повторения отдельных вариантов поведения.

  4. Возникают закономерно в процессе исторического развития общества.

  5. Соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества, показывают степень его цивилизованности.

  6. Представляют определенный стандарт поведения, типичный для данного времени.

Видысоциальных норм:

  1. Нормы морали (нравственности);

  2. Обычаи;

  3. Религиозные нормы;

  4. Политические нормы;

  5. Корпоративные нормы;

  6. Правовые нормы.

Право и мораль

Моральпредставляетсобой исторически складывающуюся вобщественном сознании систему принципов,норм поведения, основанную на идеалахдобра и зла, должного и справедливогов отношениях людей.

Если правовые нормывозникают в процессе правотворчества,а также в процессе функционированияобщества и государства, то моральформируется в духовной сфере жизниобщества. Если правовые нормы закрепленыв строго определенных документальныхформах (нормативно-правовых актах), тонормы морали содержатся в общественномсознании.

По сравнению с иными социальныминормами (нормами права, политическиминормами, обычаями, корпоративныминормами) у морали наиболее обширнаясфера действия. Нормы морали распространяютсвое влияние на всех и каждого. Лишьнебольшие участки социальнойдействительности свободны от моральныхоценок.

Поэтому сферы действия права иморали в значительной мере пересекаются.Мораль воплощает в своих нормах абсолютныеценности, в силу чего моральные нормыявляются высшим критерием поведения.Мораль по этой причине правомочнаоценивать право с точки зрения егосоответствия требованиям справедливости.

Мораль воспроизводится силой убеждений,привычек, нравственного долга. Правоприменяется специальными органами идолжностными лицами государства сиспользованием мер государственногопринуждения. Право действует избирательно.Есть сферы, недоступные для еговоздействия.

Источник: https://studfile.net/preview/2558852/

Правовое регулирование: предмет, метод

Тема: Правовое регулирование

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Определение 1

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Определение 2

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Определение 3

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Опиши задание

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Замечание 1

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Определение 4

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovoe-regulirovanie-predmet-metod/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: