Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Содержание
  1. Трансперсональная психотерапия
  2. Идея трансперсональной психотерапии
  3. Методы трансперсональной психотерапии
  4. Трансперсональная психология: история развития, основные понятия и идеи
  5. История возникновения
  6. Основные идеи трансперсональной психологии
  7. Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)
  8. Психосинтез Р.Ассаджиоли
  9. Что же такое трансперсональная психотерапия? И почему использование тренсперсональных техник в решении психологических проблем столь эффективно?
  10. Откуда берет начало трансперсональная психотерапия
  11. Для чего нужно состояние транса
  12. И немного еще о трансперсональной терапии
  13. Как это работает?
  14. Трансперсональная психотерапия включает в себя следующие этапы:
  15. Что в итоге вы получаете от качественной психотерапии?
  16. Трансперсональная психотерапия: с чего начать?
  17. С чего начинается трансперсональная психология?
  18. Что пытается исследовать нынешняя трасперсональная психология?
  19. Почему современный человек имеет необходимость в таком подходе?
  20. Трансперсональная психология: кратко, представители и что это такое
  21. Суть и идеи науки
  22. Предмет и задачи
  23. История развития и последователи направления
  24. Становление как самостоятельной науки
  25. Преимущества и недостатки
  26. Методы исследования
  27. Трансперсональная терапия
  28. Определение
  29. История
  30. Возникновение
  31. Идея
  32. Цели трансперсональной терапии
  33. Предпосылки трансперсональной терапии
  34. Методы трансперсональной терапии
  35. Станислав Гроф
  36. Холотропное дыхание
  37. Ребефинг
  38. Тета-хилинг
  39. Критика

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия является одной и самых необычных областей психотерапии. Ее основателями считаются швейцарский психиатр Карл Юнг, американский философ Уильям Джеймс и американский психолог Авраам Маслоу.

Замечание 1

Трансперсональная психотерапия основана на изучении связи между телом и разумом, духовностью и сознанием. В названии направления лежит ключевое слово «трансперсональный», что означает «существующий за пределами личности».

Трансперсональная психотерапия ставит перед собой задачу исследования глубоких слоев сознания, а также утверждает, что люди – духовные существа в физических телах, в чем схожа с многими религиозными учениями.

Трансперсональная психотерапия — это научное изучение опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды.

В отличие от других психотерапевтических практик, трансперсональная психотерапия исследует религиозные волнения, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания.

Таким образом, она признает, что человеческий опыт имеет значение, а также изучает опыт, выходящий за пределы физического поля.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Основной смысл трансперсональной психотерапии заключается в том, чтобы человек понимал свои истинные желания, потребности собственного тела, собственной души.

Определение 1

Трансперсональная психотерапия – это современный метод психотерапевтического лечения, который используется для лечения, реабилитации и профилактики психических травм, психосоматических заболеваний, неврозов, депрессий.

Это направление также эффективно в решении внутриличностных и межличностных конфликтов, отношений между родителями и детьми.

Таким образом, трансперсональная психотерапия решает практически все проблемы, с которыми человек сталкивается в процессе своей жизнедеятельности, так как работа идет сразу на нескольких уровнях, задействуется вся психика человека, в том числе глубинное и бессознательное.

Преимущество трансперсональной психотерапии связано с ее эффективностью, с глубиной проработки травматического опыта, быстротой терапевтических изменений.

Идея трансперсональной психотерапии

Основной идеей трансперсональной психотерапии считается мысль, что то, что мы считаем «нормальным», «привычным» состоянием, на самом деле таковым не является.

Высшей степенью развития человека является не адекватная психологическая деятельность, отсутствие тревог и беспокойств, влияния негативных мыслей и не позитивный взгляд на любую ситуацию.

Трансперсональная психотерапия считает, что существуют потенциально более высокие функциональные состояния. Именно они усиливают восприятие человека.

Человек испытывает повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становится более сострадательным и альтруистичным, имеет более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. Авраам Маслоу был убежден, что главная роль трансперсональной психотерапии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Методы трансперсональной психотерапии

Для того, чтобы изучить трансперсональную психотерапию более подробно, специалисты применяют ее методы в первую очередь на себе. Так были выделены некоторые когнитивные методы, которые теперь стали пожизненными инструментами людей, страдающих от множества психологических проблем.

Этими инструментами являются многолетние практики, включающие в себя восточную мудрость, основанную на медитации или йоге. Также может применяться гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовных пристрастий. Психотерапевт может назначать пациенту медитацию, толкование сновидений, управляемые образы, или молитву и многое другое. Выбор инструментов очень обширен.

В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз.

Психотерапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, встречающиеся в восточных единоборствах, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Для достижения наилучшего результата, необходимо учитывать принадлежность человека к какой-либо философскому и духовному мышлению, присущему этнической принадлежности, а также взаимодействие восточных и западных традиций.

Вариации методов трансперсонального психотерапевта довольно разнообразны. Однако целью является только направление человека к самоактуализации.

Подходящий выбор методов лечения требует от психотерапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир и конкретную жизненную ситуацию.

Методами трансперсональной психотерапии является:

  • использование медикаментозных лекарственных средств, способных стимулировать психику человека;
  • некоторые дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • работа с воображением и визуализация;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • метод холотропного дыхания – погружение человека в бессознательное. Для этого человек применяет технику учащенного дыхания, что пробуждает поток энергии, направленный внутрь человека;
  • ребёфинг – дыхательная техника, способная провоцировать освобождение энергии. Для этого применяется равномерная техника дыхания без пауз, с частыми и глубокими вдохами и постепенными выдохами. Ключевым фактором действия этой техники является безусловная вера человека в ее эффективность;
  • тета-хилинг – техника, заключающаяся в активации деятельности мозга и направления его работы на нужную волну. Ее целью является обретение спокойствия во время концентрации внимания на ощущениях.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoterapiya/transpersonalnaya_psihoterapiya/

Трансперсональная психология: история развития, основные понятия и идеи

Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов.

Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания.

Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу).

Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент.

С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания.

Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека.

Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» – выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

https://www.youtube.com/watch?v=4zqz6fVO8VQ

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии.

Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе.

Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах [1].

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека.

Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин.

Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.

Трансперсональная психология считает что изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, якобы происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) [2]:

  1. сенсорный барьер : при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

Гроф утверждал, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них.

Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания.

Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания и видит галюцинации. Постепенно якобы активизируется внутренний поток “энергии”, при этом задача человека идти за этим потоком.

Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь якобы накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» [3].

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/292-transpersonalnaya-psikhologiya-istoriya-razvitiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Что же такое трансперсональная психотерапия? И почему использование тренсперсональных техник в решении психологических проблем столь эффективно?

Для трансперсональной психологии человек – существо космическое, связанное на уровне бессознательного со всем человечеством и всей Вселенной. В каждом из нас заложен неисчерпаемый потенциал, благодаря которому мы обладаем возможностью доступа к общемировой космической информации. Этот потенциал способен активизироваться благодаря определенным состояниям сознания.

Откуда берет начало трансперсональная психотерапия

С глубокой древности человечество использует целительный потенциал необычных состояний сознания, которые достигаются медитациями, дыхательными техниками, упражнениями для ума и тела. Многие из древнейших духовных практик знакомы нам и сейчас.

Все возрастающая популярность йоги, с ее медитативными, дыхательными и физическими составляющими. Различные техники, в основе которых «игра» с дыханием, они свойственны и шаманской духовной культуре, и даосизму, и дзен-буддизму, и многим др.

Не говоря уже о трансовом танце, свойственном самым разным культурам: от шаманской  до мусульманской культурной среды (суфиийское кружение).

Для чего нужно состояние транса

Транс – это состояние, когда отключается так называемое активное сознание, т.е. способность человека концентрироваться на внешних воздействиях — определенном действии, или объекте, или звуке.

Введение в измененные состояния сознания благодаря дыхательным, телесным, медитативным и шаманским техникам используется как ускоритель энергии для самоисцеления. В этом состоянии и происходит концентрация «на себя», к тем «глубинным слоям», в которых и сконцентрированы травматические события.

Именно БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ избирает те переживания, которые наиболее значимы для личности на данный момент. В процессе данной терапии меняется жизненные стереотипы поведения человека и его реагирования на события и ситуации.

И немного еще о трансперсональной терапии

Метод психосинтеза – одна весьма интересная трансперсональная система, разработанная итальянцем Р. Ассаджиоли, включает в себя понятие субличностей. Это некие динамические подструктуры, обладающие относительной независимостью.

Самые привычные субличности – это роли, которые мы играем в жизни: сына, мужа, матери т.д. Но и такие роли, которым можно дать как бы прозвища: беззащитный, авантюрист, критикан, вечная жертва и т.д. В каждом человеке есть большой набор субличностей.

Но взаимодействие этих субличностей может быть деструктивным, если человек не осознает их или не предпринимает соответствующих действий для примирения конфликтующих сторон внутри себя самого.

Тем самым развивается неосознанный внутриличностный конфликт, который может забирать почти всю психическую энергию человека. К примеру, следствием является хроническая усталость, вечная раздражительность, отсутствие личной жизни или депрессия.

Как это работает?

В состоянии транса приходит понимание, «что мешает жить» и  как вести себя в дискомфортной ситуации, даются ответы на давно мучающие вопросы, но главное, они приходят подсознательно.

То есть это не ваша “мысль” или идея, а новое знание данное из глубины вашей собственной мудрости.
Вы сможете установить глубокий контакт с собой и своей мудрой душой, научиться различать “Ваше” и “Не ваше”.

Открыть для себя “внутренний голос”,  который не заглушат обстоятельства, чужие советы.

Трансперсональная психотерапия включает в себя следующие этапы:

последовательное обсуждение с пациентом его ценностей и целей,

изменение отношения к проблеме, «снижение» актуальности его переживаний, многоаспектное видение

использование различных безопасных техник для возникновения измененного состояния сознания с целью переживания трансового опыта (выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие – трансперсональные),

обсуждение с пациентом «открытия» — новой его сути,  и даже смысла жизни.

Конечно, в работе я не ограничиваюсь выше описанным направлением, применяю гипнотерапию, НЛП, системную психотерапию, когнитивную терапию Эллиса, транзактный анализ и методы арт-терапии. Только творческое осмысление методов и понимание сути процесса психотерапии для каждого клиента дает 100% результат.

Что в итоге вы получаете от качественной психотерапии?

Важным итогом психотерапии является именно ваши изменения в жизни, не только во внутреннем состоянии. Перемены, которые вы можете ощутить, увидеть, посчитать, потрогать… это реальность.
Вы полностью независимы от терапии и психолога и можете самостоятельно преодолевать жизненные вызовы.

Теперь вы знаете ваше здоровое состояние, ваши многогранные возможности. Вы естественно умеете быть собой “здесь и сейчас”, чувствовать мир и быть в здоровых отношениях с близкими, с миром и с самим собой. Это реальность, добро пожаловать!

 Константин Гаврилюк
трансперсональный психолог

Источник: https://k-v-g.ru/vajnaya-informaciya/transpersonalnaja-psihoterapija/

Трансперсональная психотерапия: с чего начать?

Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Разбирая насущные проблемы личности, многие люди начинают понимать: основы их заложены в детстве. Из глубин нашего подсознания добываются случаи, ставшие фрустраторами.

Но, почему не у всех находится такой негативный опыт босоногого периода, если проблемы существуют? Можно сказать: «плохо ищите» и закрыть тему так же, как ранее Фрейд признал основой всех неврозов вытесненные и подавленные влечения.

Но, что если первопричины нынешних проблем начинаются гораздо раньше не только становления личности и появления речи, но даже раньше нашего рождения? Давайте поговорим о революционной теории, которая до сих пор вызывает споры с одной стороны, и неимоверный восторг с другой – трансперсональной психологии.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19. Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

С чего начинается трансперсональная психология?

Ещё с 60-х годов прошлого века такие знаменитые психологи, как А. Маслоу, К. Уилбер и С. Гроф стали задумываться о запросах клиентов, проблемы которых выходили за пределы обычных границ Эго.

Они говорили о смысле жизни, потребностях в саморазвитии и расширении сознания за пределы принятых границ.

При этом клиенты боялись, что такие потребности могут быть восприняты другими как нездоровье психики или, что ещё хуже, психиатрические заболевания.

Но, люди на самом деле не выявляли клинической картины, соответствующей каким-либо диагнозам. А скорее нуждались в информации, находящейся где-то на стыке философии, психологии, ведических знаний, оккультизма и религиозного опыта.

Почему такие вопросы особенно привлекли внимание упомянутых психологов? Дело в том, что в своей практике они сталкивались с определёнными феноменами и информацией, которая приходила клиентам в состоянии изменённого сознания (при холотропном дыхании или во время сильного расслабления).

Эти «прозрения» более высокого порядка понимания решали и остальные насущные проблемы, разрешали внутренние конфликты.

Так, Абрахам Маслоу со своими сторонниками проводил исследования, сконцентрированные на, так называемых, пиковых переживаниях и, уже упомянутых, переживаниях изменённого сознания, введя таким образом само понятие «трансперсонального». Субъективным аспектом данного опыта был выход за принятые пределы личности и удовлетворение единения с природой, космосом или человечеством в широком смысле этого слова.

Что пытается исследовать нынешняя трасперсональная психология?

Как говорит Денис Бурхаев на своём вебинаре «Мой мистический опыт. Картография трансперсональной реальности», первопричины, приводящие нас к актуальной проблеме настоящего, могут представлять собой пирамидку.

Самый первый широкий круг не всегда заложен в момент становления речи и личности человека, возможно, он заложен ещё в стадии эмбриона или плода.

А что же тогда может являться штырьком, на который нанизываются все эти части? Коллективный или расовый опыт? А, возможно, опыт прошлых воплощений? Ведь несмотря на критику данного психологического подхода, физический закон сохранения энергии давно является аксиомой.

Кроме того, абсолютно признанные методы и теории, тем не менее, затрагивают часть того, что выдвигает как предмет изучения трансперсональная психология. Например, символдрама признаёт проблему психологического бесплодия у женщин.

То есть, признаёт, что из-за неразрешённых внутренних конфликтов (том числе непринятия) существует вероятность ставить себе подсознательный «блок» на дальнейшее продолжение рода, даже если сознательно ты пытаешься завести малыша. Так почему же, в этом аспекте, не рассматривать память переживания эмбриона, которого не хотели или который переносил дискомфорт при своём самом раннем существовании?

Трансперсональные переживания включают в себя две группы опыта. Первый опыт касается расширения границ сознания, а также расширения времени переживаний.

Это и упомянутый опыт эмбриона, родовой опыт, «ясновидение» или считывание информации, которая посылается в других системах восприятия, переживание прошлых воплощений и многое другое.

Вторая группа касается опыта философско-духовного: осознание и чувствование медиумического опыта, слияние со Вселенной и прочие потребности в сверхчеловеческом переживании.

Почему современный человек имеет необходимость в таком подходе?

На самом деле, наши предки имели мощнейшие способы удовлетворения своих сверхзапросов личности – это религия и мифология. До сих пор мы можем лицезреть практики шаманов, малых коренных народов, сохранивших свою самобытную культуру, медитативные подходы, йогу и прочие таинства, направленные на вхождение в изменённое сознание.

Религия, верования и философия во многом дают нам ответы на вопросы более высокого порядка: «Что будет после смерти?», «Как устроен мир и вселенная, и зачем в нём нахожусь я?» и прочее. Но, такие вопросы могут не возникать столь актуально, если человек плохо удовлетворяет свои базовые потребности: борется за жизнь, еду и безопасность.

Современный человек сделал своё существование более комфортным, безопасным и сытым. Естественно, что осознание более высоких запросов стало актуальным. Но, вот проблема.

В век развития техники и науки, под сомнения попали как раз религиозные, культурные и философские постулаты, обеспечивающие ответы на глобальные вопросы. Приведём грубый пример.

Если мы не сторонники определённой религии, которая поясняет нам зачем живёт человек, что ждёт его после смерти физической и как он к ней должен подготовится, чтобы было лучше его душе, мы всё равно задаём эти вопросы, но не получаем на них ответы.

Таким образом, ряд психологов, затрагивающих вопросы трансперсонального, порою получают решения тех проблем, которые не удаётся решить при другом подходе.

Но, ценнее, что на трансперсональные переживания, которые возникли у человека по какой-то причине, не будут косится как на «нездоровые» лишь потому, что они не вкладываются в систему ограниченного Эго и материального мира.

Поэтому, если вас давно интересует данная тема, обязательно обратитесь к работам классиков или к современным наработкам, например, центра «Бурхан».

Источник: https://psihter.ru/psihoterapiya/transpersonalnaya-psihoterapiya/

Трансперсональная психология: кратко, представители и что это такое

Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Развитие альтернативных направлений в классической психологии поспособствовало выходу науки за пределы научного сообщества. Одним из таких направлений, получившим популярность в широких кругах, стала трансперсональная психология. Это наука о внутреннем мире человека с точки зрения мистических и религиозных духовных практик. Она исследует личность и одновременно помогает ее развивать.

Суть и идеи науки

Активное развитие психологии пришлось на середину 19 века. Помимо основных направлений, которые уже были признаны большинством ученых, стали появляться новые подходы.

В качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму Абрахам Маслоу предложил новое направление, основанное на гуманистическом подходе. Вместе с учениками он исследовал состояния пиковых переживаний и измененного сознания.

Термин «трансперсональное», который Маслоу предложил для описания таких состояний, имел два аспекта Субъективный — обращение к личности через общечеловеческий опыт, объективный — обращение через мысли и чувства, которые нельзя описать общим опытом.

Постепенно трансперсональная психология отошла от рамок гуманизма и стала использовать не только психологические методы исследования. Последователи Маслоу обратились к социологии, философии, медицине, а позднее и к эзотерике.

Психологи рассматривают факторы, влияющие на человеческую жизнь, — личные, персональные переживания или «трансцедентные факторы».

Они делятся на две группы: представления в рамках объективной реальности и выход за рамки реальности.

К первой группе психологи относят временной опыт (например, опыт эмбриона до рождения), коллективный опыт нации, отождествление с другими людьми, ко второй — мифические переживания, контакт с потусторонними силами.

Трансперсональная психология стала оппозиционным направлением по отношению к бихевиоризму, психоанализу и гуманизму. Она исследовала области сознания, которые не затрагивали эти отрасли науки.

В трансперсональной психологии философские верования Запада и Востока исследуются с одинаковым интересом.

В отличие от официальных научных подходов, базирующихся на редукционизме, альтернативная психология работает с принципами вероятности, дополнительности, вероятности.

В представлении последователей транспсихологии личное представление и устремления влияют на мир, а не мир влияет на человека.

Предмет и задачи

Цель транспсихологии — исследовать природу сознания, развитие личности человека. Согласно представлениям транспсихологов, теорий развития две: сложная и нелинейная. Если личность развивается по первой модели, она последовательно проходит через стадии развития. При нелинейной модели стадии могут чередоваться по кругу.

Теория Уилбера выделяет отдельные категории сознания:

  • доличностную;
  • личностную;
  • надличностную.

К каждой категории принадлежит по три уровня развития. По теории Уилбера, прохождение стадий развития последовательно: от низших к высшим. На каждом уровне человек приобретает новые свойства личности. Если он не сможет их освоить, у него разовьется патология (например, эгоизм вместо эмпатии).

Уошберн предлагает характеристику теории сознания, основанную на спиралевидной модели. Начальный этап личности — досознательный. Первая половина жизни посвящена достижению эгоистичного сознания — сосредоточенности на себе. Вторая — трансэгоистичности и изучению мира. Последняя стадия — возврат к досознательному уровню.

В трансперсональной психологии исследуются религиозные и духовные проблемы. Духовность — уникальный элемент психики, присущий только человеку. Он не имеет отношения к традиционному пониманию духовности в рамках религии. Психорелигиозная проблема в транспсихологии — личностные конфликты, связанные с верой и убеждениями человека:

  • переход в другую религию;
  • кризис веры;
  • потеря веры.

Психодуховные проблемы вызваны отношением человека к эзотерике, выходом за рамки повседневной реальности. Это переживания о смерти и загробной жизни, различных духовных практиках. Из-за тесной связи с мистикой транспсихологию относят лженаукам.

История развития и последователи направления

Трансперсональная психология, как самостоятельная дисциплина, зародилась в 1969 г, но первые предпосылки для ее появления возникли гораздо раньше — в 1901–1902 гг. У. Джеймс, американский психолог, представил научному сообществу ряд лекций, в которых попытался объективно отобразить религиозный опыт субъектов.

Джеймс предположил, что разделение субъекта (личности) и объекта неправильны, поскольку восприятие всегда будет зависеть от особенностей личности.

Большое влияние на развитие трансперсонального подхода оказали: подход Юнга, восточные философские направления и мистические учения.

В 60 годах в Америке проходили массовые протестные акции национальных меньшинств, феминистских и неформальных движений. Распространение либеральных взглядов способствовало популяризации употребления наркотических веществ. Психоделики и мода на восточные «ненасильственные» культуры подтолкнули психологов к изучению феномена состояния измененного сознания.

Абрахам Маслоу выделил ряд пиковых переживаний, которые могли изменить привычное сознание человека:

  • любовь;
  • креативность;
  • мистический опыт;
  • экстаз.

Первое заседание рабочей группы, занятой исследованиями нового направления в психологии, состоялось в 1967 г. В нее вошли:

  • А. Маслоу;
  • Э. Сутич;
  • С. Гроф;
  • Д. Фэйдимен;
  • М. Вич;
  • С. Маргулис.

Целью исследователей было создание нового направления в психологии, которое изучало бы аспекты психики, игнорируемые другими направлениями.

За два года исследователям удалось наладить выпуск собственного альманаха и организовать Ассоциацию Трансперсональной Психологии. После смерти Юнга группа распалась, и каждый занялся изучением трансперсонального направления самостоятельно.

Становление как самостоятельной науки

После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.

Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое. В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов.

В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  • доступность;
  • возможность самоизучения;
  • расширение сознания;
  • личностное развитие;
  • многообразие методов.

Изучать методы трансподхода можно самостоятельно или в специальных группах роста сознания. Благодаря техникам самоисследования и самолечения можно избавиться от многих соматических заболеваний, обрести уверенность и внутреннюю гармонию.

Основной минус дисциплины — предвзятое отношение. Она не признается научным сообществом как наука, а значит, не имеет официального статуса.

Это дает простор действий шарлатанам и любителям быстрой наживы.

Заявив о себе, как о специалисте в паранормальных науках, человек, обладающий способностью водить в транс, может внушать слушателям ложные переживания и выдавать их за настоящую реакцию подсознания.

Участие в таких сеансах вредит психике, формирует ложные воспоминания, может провоцировать депрессию и апатию.

Методы исследования

Методы исследования разнообразны, но все они делятся на две группы: психофизиологические (активность мозговых импульсов) и психодиагностические (тестовые исследования духовного мира). К трансперсональным методам относятся:

  • психоделические (с использованием стимуляторов);
  • дыхательные;
  • диагностика органов чувств;
  • визуализация.

В транспсихологии широко применяются методы, характерные для религиозных практик:

  1. Работа с вниманием: фокусировка и переключение. Используются предметы религиозного культа, общепринятые символы.
  2. Депривация физического состояния. Отказ от еды и питья, воздержание, пребывание в изоляции при сохранении физических нагрузок.
  3. Двигательная активность. Танцевальные практики, бег, силовые виды йоги.
  4. Воздействие температурным режимом. Купание в ледяной воде, хождение по снегу, продолжительное пребывание в сауне.
  5. Акустическое воздействие. Хоровое песнопение, пропевание мантр, игра на музыкальных инструментах, прослушивание звуков природы.
  6. Обездвиживание. Медитация, неподвижное пребывание в одной позе.
  7. Депривация сна. Намеренное бодрствование, создание условий, при которых человек не может уснуть.

Задача исследовательских методов — погрузить человека к состояние, близкое к глубокому сну. Он должен «отключиться» от окружающего мира и сосредоточится на внутренних переживаниях. Это позволит выявить его истинные желания и цели, понять, в каком направлении нужно двигаться.

Наиболее тесно трансперсональная психология переплетена с философией и религией. При этом практики, зародившиеся в Западной традиции, стремятся перенять опыт у ученых Востока.

Большинство исследователей, будучи агностиками или христианами, становятся буддистами, изучают вику, шаманизм, оккультизм.

Одна из задач трансперсональной психологии — смешивание практик и создание универсальной науки-верования.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/transpersonalnaya.html

Трансперсональная терапия

Трансперсональная психотерапия: теория и практика. Как работает трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью.

Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности».

Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Определение

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды.

В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания.

Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

История

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии.

Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики.

Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием.

Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами.

Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога.

Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Идея

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено.

И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее.

Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

  Библиотерапия

Цели трансперсональной терапии

Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное — самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).

Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия.

В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно.

Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.

Предпосылки трансперсональной терапии

ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.

ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.

Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.

ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.

Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.

ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).

Методы трансперсональной терапии

Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.

Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк.

В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна.

Цель же одна — направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.

Методы трансперсональной терапии:

  • использование лекарственных психостимуляторов;
  • дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • визуализация и работа с воображением;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • Метод холотропного дыхания;
  • Ребёфинг;
  • Тета-хилинг.

Станислав Гроф

Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.

Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.

  Нарративная психотерапия

Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя.

Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности.

Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.

Цель терапии — восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.

Ребефинг

Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.

Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.

Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.

Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.

Тета-хилинг

Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.

Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.

Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик — процессу самоактуализации личности.

Критика

Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:

  • манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
  • интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
  • признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
  • использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
  • некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.

Источник: https://psydeal.com/terapiya/transpersonalnaya-terapiya/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: